«Ход реализации Послания Главы государства «Нұрлы жол – путь в будущее»

Ускенбаев Каирбек Айтпаевич

Дата рождения: 24.10.1964
Место рождения: КазССР; г. Целиноград
Образование, специальность (квалификация), лицензии:
· Карагандинская высшая школа Министерства внутренних дел СССР (1986),
Юрист;
· Акмолинский Аграрный Университет имени С. Сейфуллина (1996),
Организатор-экономист;
· Дипломатическая академия Евразийского национального университета им. Гумилева,
Международные отношения
Научные звания, степени, деятельность:
· Кандидат экономических наук, тема диссертации: «Регулирование процесса демонополизации экономики и развития конкуренции», (1998)
Трудовой стаж:
· Следователь Ленинского Районного управления внутренних дел, заместитель начальника следственного отдела Управления внутренних дел Целиноградского облисполкома (09.1982-10.1991);
· Заведующий отделом коммунальной собственности Акмолинской городской администрации (10.1991-04.1993);
· Начальник юридического отдела Акмолинского территориального комитета по государственному имуществу (04.1993-01.1994);
· Директор Бюро по приватизации Акмолинского территориального комитета по государственному имуществу (01.1994-04.1996);
· Заместитель председателя комитета по приватизации Акмолинской области (04.1996-07.1997);
· Председатель Акмолинского территориального комитета по управлению государственным имуществом (07.1997-02.1998);
· Председатель территориального комитета госимуществ и приватизации по г. Акмоле (02.1998-09.1999);
· Директор государственного коммунального предприятия «Фонд коммунальной собственности г. Астаны» (09.1999-12.2004);
· Председатель Комитета по регулированию торговой и туристкой деятельности Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (12.2004-07.2006);
· Председатель Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан (07.2006-26.09.2007)
· Вице-министр туризма и спорта Республики Казахстан (26.09.2007-18.05.2011);
· Первый заместитель Министра регионального развития Республики Казахстан (с 01.2013)
  Вице-министр Национальной экономики РК (с 08.2014)
Прочие должности:
· Член совета директоров АО «Астана-финанс» (2001-2003)
Выборные должности, депутатство:
· Депутат Маслихата г. Астаны (2003-2004)
Государственные и международные награды, премии, почетные звания:
· Медали: «Астана», «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл» 

10 декабря, 2015, 16:00 851
  • Фото
  • Видео

Уважаемые пользователи!
10 декабря в 16:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием Вице-министра национальной экономики Республики Казахстан Каирбеком Ускенбаевым на тему «Ход реализации Послания Главы государства «Нұрлы жол – путь в будущее».

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Сегодня в рамках нашей онлайн-конференции мы поговорим об итогах деятельности Министерства национальной экономики по модернизации инфраструктуры ЖКХ и сетей водоснабжения и энергоснабжения, затронув при этом вопросы развития жилищной инфраструктуры. Представляю вашему вниманию спикера сегодняшнего прямого включения из студии BNews.kz, который расскажет об основных результатах и перспективах, Вице-министра национальной экономики Республики Казахстан Ускенбаева Каирбека Айтпаевича. Здравствуйте!

Ускенбаев К. Здравствуйте!

Ведущая: Рада приветствовать сегодня Вас в нашей студии.

Ускенбаев К. Спасибо большое!

Ведущая: И перейдем непосредственно к вопросам. Расскажите, пожалуйста, Каирбек Айтпаевич, какие меры государственной поддержки предусмотрены в целях реализации государственной программы «Нурлы жол» для проведения ускоренной модернизации системы теплоснабжения и водоснабжения?

Ускенбаев К. Уникальность программы «Нурлы жол» заключается не только в том, что на выделенные средства мы проводим модернизацию и реконструкцию сетей. Определенные параметры заданы. Мы должны с 67 процентов до 53 процентов снизить сеть сетей. Однако уникальность данной программы заключается не только в этом. Оно заключается в том, что мы меняем корни проведения модернизации сетей. Потому что модернизация сетей и реконструкция занимает достаточно объемное средство, и невозможно только за счет государственных средств, провести полную реконструкцию и обновление всех сетей по стране. В Казахстане достаточно большой износ сети. Поэтому если мы по теплосетям, например, ежегодно за счет государства модернизируем около трехсот километров сетей, нам необходимо в 2 раза увеличить – 600 километров в год. Это минимальное, чтобы вышли на положительный эффект по износу сетей. Поэтому я сказал, что уникальность этой программы в том, что, естественно, большие средства выделены. В прошлом году 60 миллиардов. В этом году 90 миллиардов. И Глава государства сказал, что ежегодно будем предусматривать это. Второе, мы поменяли идеологию. Если раньше мы проводили реконструкцию, и это были безвозвратные средства, то сейчас мы сказали, что эти средства возвратные. Мы даем акиматам эти деньги, акимат передает субъекту монополию водоканалам, тепло транзитам, которые обслуживают эти населенные пункты под 0,02 процента годовых на 20 лет с льготным периодом в 6 лет. Что это позволяет сделать? Во-первых, это данная сумма не ложится временем нагрузки на тарифы. Потому что, если бы мы сказали под такой процент, которые банки требуют, или какие-то более жесткие условия, тогда естественно, оно все должно уложиться на тариф для населения. Поэтому мы минимизировали воздействие на тариф. Во-вторых, если мы вкладываем на такие вклады большие суммы, это дает привлечь средства международных финансовых организаций. Если средство международной финансовой организаций в среднем дается под 4-6 процентов, то тогда получается, что предприятия получают от нас под 0,02 процента. А от международных организаций это получается в среднем по 2-3 процента. Почему вы взяли 6 лет льготного периода? Потому что в первую очередь он должен погасить привлеченные средства международной финансовой организаций. На сегодняшний день уже для этого специально после принятия программы «Нурлы жол» в ускоренном порядке, спасибо депутатам, что поддержали, вся нормативная база приведена в соответствие, что дало возможность разработать специальную программу по кредитованию, по бюджетному субсидированию. И дала возможность, правовую основу, чтобы мы могли эти действия проводить. Вот такая системная работа проводится.

Ведущая: Спасибо большое! Хотелось бы узнать о том, каким критериям и условиям возможно получение субсидии в перспективе для того, чтобы реализовать должным образом государственную программу «Нурлы жол»?

Ускенбаев К. Как я уже говорил, эти средства выделяются по двум направлениям. Первое – это бюджетное кредитование. Бюджетное кредитование мы обычно передаем тем финансовым институтам, которые находятся в коммунальной собственности города. Бюджетное субсидирование мы предусматриваем для частных организации. То есть, мы стимулируем все-таки переход на частную форму собственности субъектов, которые оказывают услуги. И те, кто уже перешел, например, один из хороших примеров, это в Южно-Казахстанской области Шымкентский горводоканал. Это одно из самых прибыльных предприятии. Оно официально показывает, и получает третьи транш Евразийского банка развития. Последний транш они подписали летом на 20 миллионов евро. То есть, для того, чтобы мы могли стимулировать привлечение средств, мы предусмотрели и субсидирование по этому направлению. Естественно, для нас самое важное по всем проектам «Нурлы жола», мы не финансируем те проекты, которые являются текущей, это все проекты, которые носят какую-то социальную или экономическую значимость для региона. Например, мы в течение этого года смогли отремонтировать порядка 5-6 котельной сразу, потому что вы знаете, что проблема по сетям. И это, естественно, для нас очень важно. И в этом году тоже будем выделять на реконструкцию. Мы комплексно подходим к решению задач. И в результате этих действии сколько человек будет охвачено качественными услугами, сколько дополнительно социальных объектов и жилых домов будет подключено к отоплению. Например, в Акмолинской области акимат с конкурсами не может разобраться. Например, по Есилю находится около 10 котельн. Принято решение построить одну, соединить все эти котельни, и уже качественные услуги подавать для всего города. И не топить там с 10 разных точек, снабжать теплом город и сели, например. Вот такие значимые объекты, которые решают проблему этого микро региона.

Ведущая: Хорошо. Спасибо! Хотелось бы узнать, чтобы объективно оценивать тепловые потери, и повышать эффективность основного снабжения необходимо реализовывать соответствующий учет. И в этой связи такой вопрос, как решать вопросы с учетом тепловой энергии в жилом секторе?

Ускенбаев К. Вы правильно этот вопрос задали. Потому что та огромная работа, которая проводится без учета тепла, какой-то особой эффективности для населения не принесет. Поэтому было принято решение о том, чтобы устранить общедомовые приборы учета во всех многоквартирных жилых домах. Такая программа сейчас введена в действие. Правительство выделило около 6 миллиардов в этом году. И уже установка этих тепловых счетчиков началась. Сейчас АО, которое находится администратором Казцентр ЖКХ, оно ведет переговоры с европейским банком развития о выделении финансовых средств для того, чтобы могли единовременно общедомовые учеты во всех многоквартирных жилых домах нашей страны.

Ведущая: Относительно недавно Глава государства выступил с посланием к народу Казахстана, где рассказал о том, сегодня на экономику Казахстана влияет ряд внешних факторов, вызванный обвалом на мировых рынках. В связи с этим, какое влияние могут оказывать факторы на ситуацию в жилищном строительстве?

Ускенбаев К. Жилищное строительство чуть-чуть консервативно. Там невозможно в один день улучшить ситуацию, потому что если ты принял решение срочно вложить огромные средства и построить дома, дом завтра не появится. Необходимо время. Поэтому тот задел, который благодаря Главе государства был сделан в жилищном строительстве, он позволил в этот год выйти с плюсом. То есть, если при плане 7,1 миллиона квадратных метров жилища по Казахстану по программе развития регионов мы должны были построить, мы за 10 месяцев уже 7 миллионов сдали в эксплуатацию. Естественно, за оставшееся 2 месяца мы этот план перекроем. Где-то по нашим подсчётам на 7,5 миллионов квадратных метров жилья. Если в индекс физического объема убрать, у нас рост идет 103, 8 десятых процента. И объем инвестиции увеличивается. Но для нас самое главное в данной ситуации ни сколько строительство жилья за счет государства, столько наша основная задача обеспечить инженерными коммуникациями площадки, строительные компании, которые готовы принимать строительство. То есть, если мы за счет государства полностью готовим строительные площадки, обеспечиваем землей, инженерными коммуникациями, строительным компаниям уже намного облегчается финансовые ресурсы, меньше административных барьеров для получения земель. Мы сейчас над этой задачей работаем, чтобы притворить ее в жизнь.

Ведущая: Спасибо большое! Теперь хотелось бы наш диалог направить на такой вопрос, как обеспечение нуждающихся жильем. У меня вопрос, какие направления по обеспечению нуждающихся жильем реализуются за счет государственных средств?

Ускенбаев К. За счет государственных средств несколько направлении. Первое направление – это жилье, которое строят местное исполнительные органы для очередников, которые стоят в очереди в акимате. Второе направление – это молодые семьи. У нас отдельная программа, которая реализует через Жилстройсбербанк. Третья – это накопительная система. Вы знаете, что молодые семьи у нас сразу получают квартиру, живут, и на протяжении 8 лет они имеют возможность накопить 50 процентов от стоимости квартиры, и 50 процентов им дается льготный кредит по 4-5 процентов. Третье направление – жилье для всех. Там ситуация чуть сложнее. То есть, вкладчики, прежде чем получить квартиру, они должны накопить от 3-х до 8 лет не менее 50 процентов, когда набирают, только тогда могут приобрести жилье. Здесь мы стимулируем систему накопления, потому что это дисциплинирует Казахстанцев. То есть, для того, чтобы купить квартиру по льготной цене ты должен копить деньги. Я думаю, что это правильная идеология. И во-вторых, если у вас сегодня есть возможность сразу 50 процентов положить на счет в банк, вы не получите квартиру сразу. Потому что преимущественное право будут иметь люди, которые меньше собрали, но они год, два, три копили. В этом году мы развернули по линии АО Кинг, это с нацфонда деньги были выделены на средство арендного жилья. В этом году уже более 400 тысяч квадратных метров сдали в эксплуатацию. Это программа уже начинает собирать обороты. Вы знаете, что есть аренда с выкупом. Есть аренда без выкупа. Но все государственные программы реализуются только из очереди местных исполнительных органов. Для того, чтобы участвовать во всех государственных программах, необходимо стоять в очереди в местных исполнительных органах. Сейчас находиться закон о долевом строительстве в Мажилисе. Он проходит с учетом его большой социальной значимости для всех категории, не только для населения, для строительной отрасли, для банков второго уровня, для нас, как администраторов этой программы. Поэтому такое активное бурное обсуждение проходит. Если закон о долевом строительстве будет принят, естественно, мы отрегулируем многие вопросы по привлечению средств от населения для введения строительства. Вот эти государственные программы достаточны для того, чтобы внедрить. Кроме того, мы сейчас готовим различные механизмы. Здесь сложность еще в чем? Вот, прошла девальвация. Прошли какие то другие вопросы. И стоимость каких-то услуг дорожают. Однако стоимость квадратного метра для тех же вкладчиков Жилстройсбербанка не меняется. Мы ее держим. В перспективе для новых вкладчиков она может и будет меняться, но мы этот вопрос не обсуждали. Но для тех, кто сейчас хранит, мы это специально делаем. Потому что вот человек 3 года копит деньги, или 5 лет. Если мы сейчас, пользуясь какой-то ситуацией, будем говорить, что нет ситуации, цена меняется, естественно, доверия к этой программе не будет. Поэтому моя принципиальная позиция такая. У нас более 500 тысяч вкладчиков в Жилстройсбербанке. Я говорю, раз мы объявили по такой цене, давайте будем добры максимально, сколько можно удерживать, и обеспечивать по той фиксированной цене, по которой мы обещали это жилье людям.

Ведущая: Спасибо большое за такой комплексный, открытый ответ на данный вопрос. Хотелось бы узнать, как осуществляется контроль над использованием средств, предоставляемых на доступное жилье, и порядок его распределения?

Ускенбаев К. Общепринятый контроль, в принципе, есть. Но здесь система достаточно эффективная. У нас есть фиксированная цена, по четвёртому классу – 120 тысяч, по третьему классу – чуть выше, для Астаны, Алматы – 140 тысяч. И мы по этой фиксированной цене передаем финансовые средства в местные исполнительные органы. Местные исполнительные органы строят, и по этой фиксированной цене передают Жилстройсбербанку. Банк выдает кредит, и возвращает эти деньги. Местный исполнительный орган возвращает потом эти деньги в бюджет. И здесь, почему эффективная система? В принципе, цену мы знаем. Она гораздо ниже рыночной. Она уже определена. Это раз. Во-вторых, если возникнет разница в стоимости, она ни в коем случае не ложится на плечи вкладчиков. Никто не говорит вкладчикам Жилстройсбербанка, что цена этого дома выше. Естественно, раз разные дома, и стоимость разная. Одно дело строить в средних регионах. Другое – в каком-то труднодоступном месте. Цена может быть разная. Но для всех вкладчиков она одна. И здесь местные исполнительные органы эту разницу, если даже идет удорожание, оно берет насчет местного бюджета, и доплачивает за счет местного бюджета. Здесь контроль тройной, четверной. Цена фиксированная. Я думаю, что деньги используются эффективно.

Ведущая: Ну, хотелось бы узнать, сколько семей планируется быть обеспеченным жильем в рамках реализации программы «Нурлы жол»?

Ускенбаев К. По программе «Нурлы жол» арендного жилья порядка 7 тысяч семей в этом году. Вообще, 23 тысяч семей мы планируем в течение 5 лет, что получат только по программе арендного жилья. По линии Жилстройсбербанка у нас ежегодно от 9 тысяч семей получают квартиры. Вот в целом по реализации государственной программы так выделяются квартиры.

Ведущая: Ну, и такой заключительный комплексный вопрос, который подведет черту под нашим диалогом. Хотелось бы узнать, каких результатов вы ожидаете от достижения реализации данной программы?

Ускенбаев К. Я в начале нашей встречи уже рассказал, что программу «Нурлы жол» нельзя воспринимать просто как рядовую программу, которую, вот дали деньги, ее надо освоить. И доложиться, я столько-то километров сделал. Ее задача совсем другая. Ее задача – эффективно внести государственные инвестиции, которые позволят произвести мультипликативный эффект. Я же говорил, что вот, например, кроме 140 миллиардов, которые дали на модернизацию ЖКХ сразу же заинтересованность Европейского банка развития, который уже готов сотрудничать в 18 проектах на сумму больше 130 миллиардов. Если мы вкладываем, то уже один к трем, один к четверым начинает международный финансовый институт вкладывать в эту отрасль. И поэтому Азиатский банк развития тоже проявил заинтересованность тоже в модернизацию ЖКХ готов вкладывать деньги. То есть, мы систему наших нормативных актов, идеологию по возвратности, мы же должны это с тарифной политикой делать. То есть, тарифная политика должна быть гибкой. Она должна обеспечивать возвратность этих средств. Но и не должна бременем ложиться на население. То есть, да, можно сейчас привлечь огромные средства, тарифы вот так вот вырастут, и завтра сказать, извините, вы отремонтируем. Естественно, так никто поступать не будет. Поэтому мы тарифы долгосрочно делаем на 5 лет. Коридор, который установлен на 5 лет, уже не вмешиваемся в субъекты естественных монополии. И инвесторы, которые проходят, и Европейский банк развития, например, и другие инвесторы, они видят, что в течение 5 лет у него такая финансовая модель по собираемости. И он видит, сколько денег можно дать, или нельзя дать. Вернет эти деньги предприятие, или не вернет? То есть, мы выстраиваем эту прозрачную модель. Я сказал, что реализация этой программы мультипликативная. Она из мелких мозаик собирает единое целое, которое определяет общую идеологию государства, как государство будет этим вопросом заниматься?

Ведущая: Спасибо большое, Каирбек Айтпаевич, за ваши ответы. Я более чем уверена, что наши пользователи получили для себя очень полезную, необходимую информацию. Рада всегда вас приветствовать на нашей площадке.

Ускенбаев К. Спасибо!

Ведущая: Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Читайте также

Похожие новости