«Итоги работы в сфере строительства, фармацевтической и медицинской промышленности в деятельности НПП «Атамекен»

Якупбаева Юлия Константиновна

Родилась в 1977 году в г.Алматы.

• Окончила Казахскую государственную Академию управления (1998 г.).

• Трудовую деятельность начала в 1998 г. в Департаменте финансового надзора Национального Банка РК, где проработала 4 года в должности ведущего, а затем главного специалиста.

• 2002-2007 гг. – эксперт по финансовым вопросам, директор Департамента по рынку ценных бумаг и пенсионному сектору в Ассоциации финансистов Казахстана.

• 2007-2011 гг. – управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана.

• 2011-2012 гг. – заместитель Председателя Правления Совета Ассоциации финансистов Казахстана.

• 2012-2013 гг. – управляющий директор - член Правления НЭПК «Союз «Атамекен». Курировала вопросы финансового сектора, налогообложения, тарифообразования и конкуренции

• С ноября 2013 г. по октябрь 2014 г. – советник Председателя Президиума Национальной палаты предпринимателей РК.

• Занимала должности независимого директора-члена Совета директоров ряда компаний, в т.ч. АО «Казкоммерц Секьюритиз», АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов».

• В разные годы являлась членом рейтингового комитета АО «Рейтинговое агентство «РФЦА», Экспертного комитета АО «Казахстанская фондовая биржа».

• С октября 2014 года – заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»

• Награждена юбилейной медалью к 20-летию Независимости Республики Казахстан, медалью Ассоциации финансистов Казахстана «Лучший финансист», медалью НЭПК «Союз «Атамекен» «За верность делу» II степени.

10 декабря, 2015, 12:00 993
  • Фото
  • Видео

Уважаемые пользователи!
10 декабря в 12:00 в студии BNews.kz состоялаь онлайн-конференция с участием заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Юлией Якупбаевой на тему «Итоги работы в сфере строительства, фармацевтической и медицинской промышленности в деятельности НПП «Атамекен».

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада вас приветствовать в режиме онлайн-конференции. Тема нашей сегодняшней прямой трансляции – «Итоги работы в сфере строительства, фармацевтической и медицинской промышленности в деятельности НПП «Атамекен». Чтобы рассказать об этом к нам в студию в качестве гостя прибыла заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Якупбаева Юлия Константиновна. Добрый день!

Якупбаева Ю. Добрый день! Здравствуйте, уважаемые пользователи!

Ведущая: Рада приветствовать вас в рамках нашей студии.

Якупбаева Ю. Спасибо!

Ведущая: Ну, и перейдем непосредственно к вопросам. Расскажите, пожалуйста, Юлия Константиновна, по какому принципу строится работа отраслевых комитетов Национальной палаты предпринимателей? Есть ли какая та система в их работе? Если да, то расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Якупбаева Ю. Я думаю, действительно, пользователям будет интересно об этом узнать. Потому что тот огромный массив документации, тот огромный массив жалоб, которые мы получаем и от государственных органов, и от предпринимателей, он действительно должен быть систематизирован. Мы это сделали, по пяти нашим направлениям мы работаем. Во-первых, это устранение барьеров для бизнеса, совершенствование законодательства. Во-вторых, это совершенствование системы сбыта и поиска каналов для сбыта. В третьих, это вопросы финансирования. Вопросы человеческого капитала, и конечно же, вопросы защиты бизнеса.

Ведущая: То есть, это основные направления?

Якупбаева Ю. Основные 5 направлений, по которым можно систематизировать работы всех отраслевых комитетов Национальной палаты. Их у нас 16.

Ведущая: Хорошо. Спасибо большое! И уже исходя из тематики, которая у нас задана в нашей онлайн-конференции, хотелось бы узнать, какие результаты удалось достигнуть в текущем 2015 году в сфере строительного сектора? Какие были проведены изменения, и в какую сторону?

Якупбаева Ю. Спасибо за вопрос. Вы знаете, наверно, сфера строительства, учитывая то количество и объем, занятых в ней субъектов, это порядка 43 тысяч заняты в строительной сфере, она очень разноплановая. Она очень сложная и для консолидации, и для обсуждения. И очень сильно задокументирована, имеет очень большое количество барьеров. В частности, если рассматривать то количество жалоб, которые поступают к нам в Национальную палату, то за 2 года было порядка 10 тысяч жалоб. Мы можем сказать, что сфера строительства, архитектуры и землеустройства самая скандальная. 20 процентов жалоб приходятся именно на эту сферу. То есть, это колоссальный объем предпринимателей, которые не довольны теми вещами, которые происходят в этой сфере. И мы конечно же посчитали, что уменьшить барьеры, и как то систематизировать работу, получение каких то разрешении в этой сфере для нас приоритет. Поэтому очень большой победой стало то, что в рамках 100 конкретных шагов, который озвучил Президент, прозвучала тема создания единого документа в сфере строительства. И те законодательные и нормативные акты в этой сфере мы смогли как-то систематизировать. По нашему заказу Ассоциация застройщиков создала на своей площадке рабочую группу. Они в течение трех месяцев отработали канву и текст этого документа. В результате мы вместо 55 документов, 262 подписей и 504 рабочих дней от начала строительства до приема в эксплуатацию, смогли нормативно сократить этот срок до 40 рабочих дней, и всего16 документов, которые необходимо подать. Как это сделано? Это сделано благодаря системе одного окна. Мы сейчас этот документ отрабатываем в Министерстве национальной экономики. Концептуально они нас поддерживают. Но, поскольку сама система документов предполагает, что мы будем делать гармонизацию, в том числе и на местах с акиматами, с госэкспертизой. То есть, сейчас мы проходим обсуждения с акиматами. Но, честно скажу, есть недовольные. Многие говорят, что слишком много сократили. Поэтому мы считаем, что для бизнеса это будет хорошо. Мы продолжаем настаивать. Согласно плану, которая есть у Правительства, к концу года этот документ выйдет. В целом, хочу сказать, по рейтингу Doing business мы находимся на 92 месте в этом году. В прошлом году были на 154 месте. То есть, мы идем вперед, улучшаем свой рейтинг. Я думаю, благодаря этому документу мы продвинемся еще дальше. У нас вот такие планы на следующий 2016 год. Думаю, все-таки, мы сможем разработать канву для национального строительного кодекса. Я думаю, что благодаря этому документу мы серьезно продвинемся. Также из больших вопросов хотела бы проинформировать пользователей вашего сайта о том, что мы сделали в сфере передачи экспертизы в конкурентную среду. Это очень большой и очень больной для бизнеса вопрос. В этом году законодательно, в рамках 100 шагов, мы договорились, что будет график. В 2016 году 50 процентов экспертизы перейдет в рынок. И до 2020 года до 90 процентов экспертизы строительных работ также перейдет в рынок. А после экспертизы к этому моменту будет делать экспертизу только технологически сложных объектов, которых останется не более 10 процентов. Конечно же, скажу сразу, возник целый блок технических вопросов, связанных с аккредитацией экспертов и экспертных организации, связанных с перечнем оказанных услуг, с тарифами, с прейскурантом, и т.д. Все эти вопросы мы сейчас отрабатываем. Уже создана рабочая группа. В следующем году будем работать. Это крупные законодательные вопросы. Удалось отстоять очень громкий вопрос, который у нас поднимается уже достаточное большое время. Может быть несколько лет. Это вопрос так называемой чистовой отделки. Вы знаете, что по требованию комитета по делам строительства, все коммерческое жилье должно было сдаваться в полной готовности или в чистовой отделке. Велись очень большие дискуссии. То есть, наши строители приводили примеры, что мы делаем отделку, потом людям не нравится, они не хотят жить в типовых квартирах. Они хотят каждый по своему усмотрению делать ремонт. Но наш орган был непреклонен. Он говорит, что это шум. Есть международная практика. Мы пришли к компромиссу в этом году. Законодательно закрепили, что для государственного и коммерческого жилья будут разные критерии полной готовности. И в зависимости от суммы, которую вы уплачиваете по договору, у вас полная готовность, если вы покупаете коммерческое жилье. Либо это будет улучшенная черновая, либо это будет чистовая отделка.

Ведущая: Спасибо большое. Конечно, хотелось бы, чтобы все эти цели, которые намечаются на перспективы следующего года, были обязательно исполнены надлежащим образом.

Якупбаева Ю. Спасибо!

Ведущая: На сегодняшний день по объективным причинам рынок сбыта для производителей сужается. И в этой связи хотелось бы узнать, какие предложения вносятся со стороны Национальной палаты предпринимателей для поддержки производителей строительного материала?

Якупбаева Ю. Знаете, я должна сказать, что именно с точки зрения поддержки производительности стройматериалов, мы должны отметить роль Главы государства. Он в своих последних выступлениях неоднократно обращал внимание руководств крупных компании Астана-Экспо, наших заказчиков на то, что мы при строительстве объектов Нурлы жол, при строительстве Астана ЭКСПО, Универсиады, должны использовать отечественные строительные материалы. Мы ко всем обращаемся, говорим, давайте поддерживать. И тут встал вопрос того, что в каждом ведомстве и даже госэкспертизе, перечень производителей строительных материалов разный. Тогда мы решили этот перечень унифицировать. В марте этого года на площадке с госорганами пришли к пониманию, что необходим какой-то единый реестр отечественных строительных материалов. В марте месяца приступили к его созданию. Сегодня в нем уже 650 компании. По Казахстану создана карта производств. Создана структура. То есть, мы видим, кто крупный, кто средний, кто мелкий производитель. Это чрезвычайно важно в закупках. Мы ведем постоянную планомерную работу с «Байтереком», с «Самруком», с «Астана ЭКСПО», с акиматами, с крупными строительными организациями, чтобы они использовали продукцию наших отечественных производителей. Мы ведем встречу с проектировщиками. По нашей просьбе удалось комитету по делам строительства внести изменения даже в СНИП. Теперь при подаче документов на экспертизу необходимо обязательно прикладывать долю Казахстанского содержания. Это тоже очень важно. Это очень нам помогает. Также проводятся двухсторонние, многосторонние встречи с участием проектировщиков, потому что и проектировщики не знают ни качественной характеристики номенклатуры товаров, ни генподрядчики зачастую не знают. Допустим, в своем регионе знают производителей, в соседнем регионе не знают. То есть, мы, таким образом, через систему реестра увеличиваем узнаваемость наших брендов, наших Казахстанских производителей. Только по ЭКСПО могу сказать, что Астана ЭКСПО привлекла более 220 отечественных товаропроизводителей. Это для стройки. А дальше пойдет обустройство. В этих производствах занято более 20 тысяч человек. Сумма постава уже превысила 30 миллиардов тенге. То есть, в принципе, хорошие результаты. Мы надеемся, что в этой сфере продолжим работу. Мы свой реестр гармонизируем по другим отраслям. В Национальной палате будет сформирован общий торговый реестр. Также на базе торгового грязного реестра через систему пред квалификаций у нас будет сформирован реестр добросовестных поставщиков. То есть, это то, что делается во всем цивилизованном мире. И плюс, мы планируем перевести этот реестр в онлайн формат. Каждый сможет через свой онлайн кабинет заполнять, изменять свою информацию, дополнять информацию о номенклатуре продукции. Я думаю, это будет очень ценно. И в целом для общества будет хорошим продуктом.

Ведущая: Хотелось бы узнать, какая работа проводится со стороны Национальной палаты предпринимателей в рамках реализации программы «Нурлы жол»?

Якупбаева Ю. «Нурлы жол» – это программа, которая реализуется в сфере строительства через несколько направлении. Я уже рассказала про ЭКСПО. Также идет массовое строительство дорог. Идет обновление модернизации инфраструктуры ЖКХ. Мы во всех этих процессах участвуем. Если мы говорим про строительство дорог, помимо той работы, о содержании которой я уже рассказала, мы еще работаем по минимизации затрат наших подрядчиков. К нам обратилась в начале года группа подрядчиков, которые строят дороги по вопросу использования страховых сертификатов взамен банковской гарантии. Совместно со страховым рынком мы эту работу провели. И к концу года Казавтожол сказал, вот у нас есть политика по организации страховки в сфере дорожного строительства. Это документы, те механизмы, которые с существенным образом помогают снижать уровень затрат для подрядчиков, и создают альтернативный механизм банковской гарантии. То есть, это очень полезно. Что касается сферы ЖКХ, то предполагается очень большой объем, очень большой износ, очень большой объем работы. Это тоже важно как для производителей строительных материалов, так и для тех, кто оказывает эти услуги. И также очень важно для водоканалов, и для субъектов, которые участвуют в этой программе, изначально предполагалось, что субъектность будет только государственная. Мы когда начали рассматривать документы, выяснили это. Мы отстояли, что участвовать в программе смогут не только субъекты государственного сектора, но и субъекты с участием частного сектора. Также мы участвуем в рамках рабочих групп по рассмотрению инвестиционных программ. Также мы смотрим, как идут программы по установлению счетчиков, приборов учета. Также мы участвуем во всех работах, экспертных комиссиях по оценке работ в сфере модернизации ЖКХ. Также необходимо сказать, что идет массовое строительство арендного жилья. Мы также участвуем в дискуссиях. Стараемся, чтобы участвовали наши отечественные строительные организации в этой работе. И плюс также вносили свои предложения, и продолжаем над этими предложениями работать, что все-таки арендное жилье может строиться не только за счет государственного бюджета, но и с элементами государственного-частного партнёрства. Для этого необходимо только внести изменения в ряд законодательных актов. В том числе, могут быть предусмотрены какие то налоговые стимулы. И тогда, инвесторы пойдут в этот сегмент. У нас есть законодательство о фондах арендного жилья. Можно там посмотреть, внести какие то изменения. Есть какие то стимулы, наши строители предлагают, крупные компании заинтересованы в строительстве арендного жилья для сотрудников. То есть, предусмотреть какие то стимулы. Вот в этой сфере мы тоже работаем с комитетом.

Ведущая: Это очень многовекторная работа.

Якупбаева Ю. Да, работаем, что делать.

Ведущая: Я хочу перейти к следующему блоку вопросов, которая касается непосредственно здравоохранения. В этом году очень резонансным оказался вопрос о введении обязательного медицинского страхования. Хотелось бы узнать, какие опасения высказывали предприниматели, и какие из них удалось учесть в свете принятого закона?

Якупбаева Ю. Вы знаете, действительно, закон получился очень резонансным. Мы его начали обсуждать несмотря на то, что работа велась там практически год в недрах министерства. Мы его начали обсуждать уже с участием бизнес сообщества в конце весны. И что хочу сказать? Конечно, бизнес опасался того, что будет существенное увеличение финансовой нагрузки. Потому что все-таки отчисления будут и со стороны работодателя. Изначально предполагалось, что сразу будет поставлена ставка 5 процентов. Бизнес говорит, ну как же, мы же платим налоги? Мы же итак несем большую нагрузку, и платим социальный налог, остальные налоги. Мы содержим людей, подписываем коллективные договора. Мы не можем позволить такие затраты. Это все отразится на нашей себестоимости. Также высказывали свои опасения и субъекты, которые были заняты добровольным медицинским страхованием. Потому что достаточно большой сегмент, крупные недра пользователи, и т.д. удерживают своих сотрудников при помощи добровольного медицинского страхования. И сейчас, когда общая ставка, общий тариф будет введен для всех, смогут ли они себе позволить отчислять на добровольное медицинское страхование? Мы привлекали на публичное слушание депутатов, привлекали общественность, очень был такой непростой диалог с нашим государственным органом. В результате удалось достичь каких-то определенных компромиссов. Во-первых, сейчас минимальная заработная плата 15 МЗП, также будет введен постепенный порог введения. То есть, от 2 до 5 процентов эта шкала будет вводиться постепенно. Также мы ввели из обложения субъектов иностранцев. То есть, те иностранцы, которые постоянно проживают, они будут задействованы. И самое главное, чего удалось добиться, это пакетный принцип. То есть, мы долго объясняли нашему государственному органу на всех площадках, что нельзя просто сказать, что как было, так оно и останется, придет дополнительно финансирование. Должен быть пакетный принцип. Какой-то полный охват должен оставаться за государством. Какие-то дополнительные услуги должны идти уже через этот вновь созданный фонд. В принципе, мы к этому пришли. Действительно, остался базовый пакет. Это гарантированная государственная медицинская помощь для социально незащищенных субъектов, и т.д. И потом страховой пакет. Это то, что мы все будем получать нашу амбулаторную помощь, стационарную помощь, и т.д. То есть, вот эти вещи были введены. И также для наших страховщиков, которые достаточно громко кричали, введены льготы по медицинскому страхованию в части исчисления корпоративного подоходного налога. Сейчас создана комиссия по качеству оказываемых медицинских услуг. Это обязательная практика международного опыта. Создается какой-то государственный орган, который отслеживает те услуги, которые оказываются через фонд через призму качества. Рассматривается все, и жалобы потребителей, и т.д. Также мы считаем, что у нас есть целый год до введения фонда. Мы можем отработать модели других стран. И внести изменения в законодательство, которое разработано. Мы изучили опыт Польши. У них аналогичная модель. Они говорят, у них достаточно большое количество жалоб к этой системе. Они готовы приехать и рассказать, чтобы мы здесь все учли, и не наступали на какие то грабли, если так сказать. Также мы хотели бы изучить опыт Южной Кореи, которая достаточно продвинулась в медицинском обслуживании. И какие-то их новшества привнести к себе. Также по 15 МЗП мы считаем, что это много. Этот порог нужно снижать. Если посчитать, это 326 тенге. У нас средняя заработная плата по Казахстану 124 тысяч тенге. И почему берем порог 320? То есть, возможно, Министерство пойдет к нам на встречу. Мы это обсуждаем.

Ведущая: Хорошо! Наверняка это не единственный такой вопрос, касающийся медицинской области. Поэтому хотелось бы узнать, какие еще вопросы были решены для предпринимателей в области медицины?

Якупбаева Ю. Да, вы знаете, у нас здесь не только постройки, у нас очень разноплановая работа. Вы знаете, что по медицине наш комитет занимается также и фармацевтической промышленностью, и рассматривает вопросы производителей лекарственных средства, назначения медтехники. Мы также смотрим на оказание услуг, на качество оказания услуг. Поэтому у нас тоже достаточно большой перечень принятых мер. Во-первых, это работа в рамках ИЭГ. Вы знаете, что с 2016 года у нас будет единый рынок. На следующий 2016 год у нас запланировано разработка порядка 51 нормативного правового акта. В этом году мы работали над порядком регистрации признания наших лекарственных средств на пространствах стран содружества. Соответственно, и признание их лекарственных средств. Это заслуга Минздрава и наших переговорщиков в этом. Не надо будет по новой проводить клинические исследования. Переходный период для действия национального законодательства достигнет 5 лет. Мы сможем пользоваться в вопросах регистрации национальным законодательством. Также полностью мы определились механизмом регистрации экспертизы, какие то точки достигнуты. И наши 5 заводов уже сказали, что они пойдут на регистрацию медицинских средств и лекарств, пойдут в Россию. Также отменена ежегодная плата за нахождение продукции на рынке. Там есть много технических вопросов. То есть, наш крупный производитель Химфарм уже сказали, что 12 своих продуктов уже зарегистрировали на рынке России. И планируют двигаться дальше. То есть, я думаю, что с точки зрения экспорта, с точки зрения роста нашей фармацевтической продукции это очень хорошие результаты. Также в этом году был принят кодекс в рамках поправок, которые туда внесены, разрешено соглашение долгосрочных договоров на 10 лет с действующими заводами. То есть, это тоже очень большое продвижение. Они смогут планировать свою линейку. Они смогут увеличивать свои инвестиции с точки зрения привлечения инвестиции. То, о чем говорил Глава государства, это чрезвычайно важно. Также мы рассмотрели вопросы покупки медицинской техники. Это тоже большая победа. Был предложен механизм, который максимально упрощает покупку медицинской техники у наших отечественных производителей. И нельзя говорить максимально усложняет, как бы, оставляет прежним механизм закупа у зарубежных производителей. Также у нас серьезно отработана номенклатура лекарственных средств, и изделия медицинского назначения для заключения долгосрочных договоров расширена. И сейчас мы отрабатываем для цели импорт замещения, это будет очень важно. Мы отработали карту, сколько у нас есть производителей, просмотрели потоки на экспорт. Хочу сказать, что с точки зрения экспорта лекарств, экспорт у нас за год вырос на 56 процентов. То есть, это очень хороший показатель. Исходя из той карты уже создано расположение производств, всего 91 предприятие работает в сфере лекарств. Исходя из той концентрации, которая существует в регионах, можно сказать, что наибольшая концентрация Алматинской области и Шымкенте создали медицинский кластер. То есть, это тоже большое дело. Один из первых кластеров в целом по Казахстану был создан именно в сфере фармацевтики. Также мы добились того, что внедрен механизм стимулирования переходов предприятия на международные стандарты качества. Они теперь имеют приоритет при заключении долгосрочных договоров. Вы знаете, что аналогичная работа ведется и в Российской Федерации. У них установлен срок перехода на международные стандарты качества в районе 2016-2017 годов. Мы точно также до 2018 года постараемся все перейти на международные стандарты качества. Также расширена возможность экспорта фармацевтической продукции на рынке других стран путем внедрения сертификатов фармацевтических продуктов. С точки зрения медицинских центров расширен доступ бесплатной медицинской помощи. Расширен доступ к аккредитации. Также внесены существенные изменения, чтобы оптимизировать деятельность, и уменьшит затраты. Также внесены предложения, мы отработали по открытию амбулатории на первых этажах. Даже удивительно, насколько переговорная позиция бизнеса усилилась. Те вопросы, которые предприниматели решали годами сейчас мы можем продвигать, и говорить о том, что какие-то результаты в этой сфере достигнуты.

Ведущая: Юлия Константиновна, огромное спасибо за все ваши очень обширные ответы. К сожалению, наше время подошло к концу. Думаю, что наши пользователи смогут подчеркнуть достаточное количество полезной для них информации.

Якупбаева Ю. Спасибо большое!

Ведущая: Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!


Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Читайте также

Похожие новости