BNews.kz - Live - «Казахстанские учебники: Как повысить качество?»

«Казахстанские учебники: Как повысить качество?»

595
Дуйсебек Адильхан Толегенулы
Заместитель директора республиканского научно-практический центра «Учебник»
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала Bnews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! В этом году начало учебного года было ознаменовано скандалом, в центре которого оказались учебники. Некорректные задания и отсылки популярной культуры на страницы образовательной литературы возмутили общественность. Как должны выглядеть казахстанские учебники, и кто должен принимать участие в процессе из создания? Об этом сегодня и поговорим. У нас в гостях заместитель директора республиканского научно-практического центра «Учебник» Дуйсебек Адильхан Толегенулы. Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Весь сентябрь все только и говорили об учебниках. Мы выждали небольшую паузу и позвали Вас, чтобы подвести итог по всем разговорам и действиям. Я напомню, что комиссия центра «Учебник» посетила город Уральск и встретилась с общественностью. Не могли бы Вы рассказать, о чем говорили и к чему пришли?

А. Дуйсебек. Сделаю небольшое уточнение, что не Центр «Учебник», а само Министерство организовалось эту поездку. В составе делегации были разработчики учебных программ в лице автономной образовательной организации Назарбаев Интеллектуальной школы, работники Министерства, эксперты и авторы, то есть издательство Мектеп, кому принадлежит учебник Русский язык для 5, 7 класса. Они провели встречу с родителями. Была проведена работа, которая была направлена на разъяснение обновлённой программы и даны ответы на те вопросы, которые возникают у родителей. Вопросы по учебнику Русского языка для 5 и 7 классов. Такая же работа была продолжена в городе Усть-Каменогорске. Там тоже родители задавились вопросами, были возмущения. Тот же состав делегации там побывали и провели аналогичную работу.

Ведущая. А можно подробнее, какие вопросы были подняты в ходе этой встречи?

А. Дуйсебек. Во-первых, была проведена разъяснительная работа. Эти вопросы возникают, потому что эти учебники разработаны на основе новой учебной образовательной программы, которая ориентирована на критическое мышление, на развитие функциональной грамотности наших учащихся. С начала работы было целесообразно было провести разъяснительную работу, в чем заключается суть и новизна данной программы. Потом, уже конкретно, раз этот учебник был создан на основе этой учебной программы, была разъяснена сама структура этого учебника. Присутствовали эксперты, которые проводили экспертизу и дали добро, чтобы включить данный учебник в перечень учебников.

Ведущая. То есть, проще говоря, если отбросить эти сложные слова, современный учебник пишется для современных детей. То есть, постепенно отходят от старой системы образования?

А. Дуйсебек. Очень много сейчас высказывается в комментариях, что нас надо возвращаться в советское образование, вернуть те же учебники. Это, абсолютно, не правильно. Мы все видим, что Мир меняется, информация обновляется очень быстро, появляются новые технологии. Поэтому, даже если мы будем ориентироваться на знания 10-летней давности – это будет неправильно. В чем заключается парадигма нового образования, о котором мы сейчас говорим? Нам нужно переходить на развитие навыка детей, чтобы самим осваивать информацию, самим задумываться над информацией. В 21 веке эти навыки очень необходимы. Те задания, которые даны в этих учебниках, они творческие. Они не дают готовые материалы, чтобы выучить наизусть, завтра пересказать и 5 получить. Может быть, эти задания будут сложные, с первого раза не решишь эту задачу, но в этом трагедии нету. Главное, чтобы у учащегося появлялся мотив к тому, чтобы самому искать и самому задумываться над этим вопросом. Эти навыки сейчас очень необходимы.

Ведущая. Удалось объяснить родителям, хотя бы половине возмущённых людей, для чего все это делается?

А. Дуйсебек. Сказать, что абсолютно все хорошо получилось, нельзя. Были разные мнения, но думаю, что эта работа пойдёт на пользу. Эта встреча нам дала понимание нового подхода, и некоторая часть родителей поняли. Министерство планирует проводить такую разъяснительную работу и в других регионах. Эти учебники в дальнейшем будут совершенствоваться. Сейчас тот учебник, который включён в перечень Приказом Министра, если убрать, то ученики останутся без учебников. Учителя могут эту проблему решить и объяснить непонятную тематику. В этом учебнике 1238 заданий и только 6 заданий, о которых люди возмущаются. Те же вопросы возникают по структуре учебника. Как я уже сказал, этот учебник создан на основе Программы, и он должен ее придерживаться. Этот подход программы обсуждён и в научной и в педагогической среде. Работа по совершенствованию учебников будет проводиться. У нас есть несколько документов, по которым разрабатывается учебник, проводится экспертиза. Сейчас мы инициируем, чтобы более жёстче подходить к процедуре экспертизы авторам и разработчикам. Это очень сложная система, которую проходит каждый учебник, прежде чем попасть на парту ученика. Эта система будет совершенствоваться.

Ведущая. А не могли бы Вы, буквально, в двух словах рассказать, как происходит сама экспертиза учебников. Я думаю, что у некоторых достаточно относительное представление об этом.

А. Дуйсебек. Во-первых, очень много искаженных мнений, что Министерство образования и науки РК проводит тендер среди издательств и выбирает по каким-то критериям. Никакого тендера нету. Издательства сами разрабатывают учебники и подают на экспертизу. Экспертиза 2-х видов: научная и педагогическая. Мы организаторы этого процесса. К экспертизе привлекают авторитетных, высококвалифицированных учёных, методистов и учителей практики со всех регионов. Они рекомендованы Управлением образованием. Это очень квалифицированные люди. Экспертиза проводится 2 раза – первичная экспертиза, потом отправляется на доработку, снова идёт на повторную экспертизу. Те учебники, которые прошли экспертизу поступают на рассмотрении предметной комиссии. В этом году состав предметной комиссии расширили до 130 человек. Министерство само отбирает этих людей с рекомендацией регионов. После предметной комиссии есть ещё республиканская комиссия. Уже 2 года, как мы ввели общественную экспертизу. При своём Центре мы создали портал общественной оценки, там размещены все учебники, которые проходят экспертизу. Эти учебники находились на оценивании 9 месяцев. Поступило 5 000 замечаний, но по этим вопросам замечаний не было. Получается, эксперты пропустили эти задания, общественность тоже по ним не задавала вопросы, предметная комиссия тоже ободрила и Министерство пропустило этот учебник в перечень. Я призываю всех родителей более активно участвовать в этом процессе.

Ведущая. То есть, не надо махать кулаками после драки.

А. Дуйсебек. Именно сейчас, когда эти учебники разрабатываются, надо вносить предложения. А когда уже учебник утверждён, уже поздно. Они уже в сентябре поступили в школы. Мнение высказывать полезно, но вовремя. Эта работа, которая должна делаться сообща, с участием широкой общественности.

Ведущая. То есть, можно сказать, что если Вам не все равно по каким учебникам будут учиться Ваши дети, то куда нужно обратиться?

А. Дуйсебек. Сайт Центр «Учебник». Это наш сайт и там на казахском и русском языках есть учебники. Там сейчас есть учебники 3,6,8 классы. Также, размещены все учебники, которые издательства подали на экспертизу. В этом году, с учётом замечаний, Министерство приняло решение ввести апробацию учебников для 6-8 классов. Мы не проводили для учебников среднего уровня. Проводили только апробацию для учебников начальной школы. Сейчас эта процедура начинается. Издательства привозят в школы эти учебники и учителя будут смотреть эти учебники, оценивать и делать замечания. Сейчас еще, предметную Комиссию мы хотим проводить 2 раза. Сейчас в конце ноября планируется проведение предметной комиссии. Эта комиссия рассмотрит промежуточные итоги – ход в процессе экспертизы, апробации и общественной оценки. При работе этих предметных комиссий будут учтены те замечания, которые поступили на портал общественной оценки.

Ведущая. Дорогие родители, ещё раз напомню, обращайтесь, смотрите и давайте свою оценку. Я напомню, что сегодня мы говорили о новых учебниках, по которым будут учиться ученики с этого года. У нас в гостях был заместитель директора республиканского научно-практического центра «Учебник» Дуйсебек Адильхан Толегенулы. В студии работала Мадина Аргын. До свидания!

`