О мерах государственной поддержки при получении образования гражданами Казахстана за рубежом

1039
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Вы смотрите Bnews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. В этой студии мы обсуждаем актуальные темы. На протяжении 25 лет граждане Казахстана получают образование за рубежом, в рамках Международной стипендии «Болашак». Это далеко не единственный способ, как получить образование за пределами страны, при поддержке государства. О том, как стать специалистом международного уровня, сегодня нам расскажет Президент Центра международных программ Жанболат Мелдешов. Здравствуйте, Жанболат!

Ж. Мелдешов. Здравствуйте, Даля!

Ведущая. Программе «Болашак» четверть века. Сколько людей за это время стали обладателями стипендии и прошли обучение?

Ж. Мелдешов. За 25 лет обладателями стипендии стали, порядка, 13 тысяч стипендиатов. Завершили обучение 10 100 человек на сегодняшний день.

Ведущая. В Программу регулярно вносятся изменения. Вы можете рассказать о последних изменениях, которые претерпела Программа?

Ж. Мелдешов. На протяжении этих лет, мы постепенно поднимали требования для участия в Программе «Болашак». Можно сказать о среднем балле диплома GPA – он был поднят с 3.0 до 3.3, для самостоятельно поступивших до 3.0. Требования по английскому языку, также, изменились до IELTS 5.0 и 5.5 по категориям. Для людей, которые хотят идти по общему конкурсу – IELTS был поднят до 6.5.

Ведущая. То есть, раньше можно было проще поступить, чем сейчас? Но, тем не менее, количество желающих растёт. Какая сейчас тенденция и сколько в этом году человек обучается за пределами страны?

Ж. Мелдешов. На весну этого года у нас обучалось за рубежом около 1500 стипендиатов. На сегодняшний день около 800 студентов находятся за рубежом и около 100 человек ждут отправки за рубеж на языковые курсы, а также на академическое обучение.

Ведущая. Во сколько государству обходится обучение одного студента за пределами Казахстана?

Ж. Мелдешов. Ситуация разная, в зависимости от стран. Допустим, во Франции и Германии обучение бесплатное. Мы оплачиваем стипендию, порядка, 1600 € на проживание и питание. По Китаю и России, примерно, такая же ситуация. Дороже всего обходятся стипендиаты Швейцарии, США и Великобритании. Там обучение начинается от 20 000 $ и доходит до 100 000 $ в год. Плюс – около 2 000$ стипендия на питание и проживание.

Ведущая. А в каких странах больше всего наших студентов?

Ж. Мелдешов. 85% студентов обучаются в Великобритании и в США.

Ведущая. Люди, которые находятся за пределами Казахстана, являются визитной карточкой страны. По ним судят и о культуре, и в целом о Казахстане. Работа воспитательного характера проводится?

Ж. Мелдешов. В основном, наш контингент – это взрослые состоявшиеся люди, закончившие бакалавриат в Казахстане, имеющие опыт работы – не менее 2 лет, знающие английский язык. Тем не менее, перед выездом мы организовываем пред выездные брифинги, проводим всю разъяснительную работу. Но, если честно, эту работу нет необходимости проводить. Единственное, мы рассказываем по нюансам, как снять квартиру, где нужно зарегестрироваться.

Ведущая. Если, допустим, человек, находящийся за границей, попал в чрезвычайную ситуацию, либо у него начались проблемы с полицией. Каким образом вы ему помогаете? И вообще, были ли такие случаи в истории?

Ж. Мелдешов. Даже если и были, то это единичные случаи. В целом, хочу сказать, что за рубежом в тех странах, куда мы отправляем, уровень преступности и криминогенная ситуация очень низкая. Это самые безопасные страны. Если бывают такие случаи, то у нас есть Консульство. У Центра международных программ есть 5 представителей за рубежом – в США, Великобритании, Европе, России и Китае. Здесь мы работу проводим.

Ведущая. Много ли тех людей, которые начинают, но не заканчивают обучение? Применяются ли какие-то меры, если, допустим, человек поступил и остался за рубежом либо вернулся, но не закончил?

Ж. Мелдешов. Я хочу сказать, что за последние 5 лет уровень количества людей, которые не завершают – это, буквально, единицы из тысячи. Уровень успешности наших стипендиатов очень высокий. Те люди, которые учились до 2012 года – были лишённики на уровне бакалавриата, магистратуры. По ним ведём работу, и они возвращают деньги, потраченные на них. За последние 5 лет ситуация резко выровнялась и уровень успешности вырос почти до 100%.

Ведущая. Все-таки, были ли те люди, которые решили остаться за границей?

Ж. Мелдешов. Да. Статистика у нас каждый день меняется. Было 171 человек, которые решили остаться, потом эта цифра снизилась до 141. С ними мы заключили договоры, лишили их стипендии, и они возмещают все деньги. Но, более половины, кто из них решил остаться, в последующем вернулись в Казахстан и здесь отрабатывают.

Ведущая. В будущем планируется ужесточить требования к английскому языку. С чем это связано?

Ж. Мелдешов. Это связано с тем, что в Казахстане есть вся инфраструктура, которая позволяет поднять уровень английского языка до требуемого для обучения на академических программах. Раньше в Казахстане было сложно найти курсы, инфраструктура изучения английского языка была не такая развитая. Сейчас, вы знаете, что в любом городе есть курсы, куда можно записаться и в течении года можно поднять английский язык.

Ведущая. До какого уровня? Какой должен быть балл по английскому языку?

Ж. Мелдешов. В зависимости от университета, требования разнятся. ТОПовые университеты требуют IELTS не менее 7. В зависимости от места работы, в зависимости от опыта работы они могут спустить IELTS на 6,5. Средний IELTS – не менее 6.5.

Ведущая. Какие специальности сейчас наиболее востребованы? И на какие специальности больше подают заявок?

Ж. Мелдешов. Востребованы все специальности. У нас в списке порядка 100 специальностей. Специалист с хорошим зарубежным образованием в Казахстане очень востребован. Больше подают на финансы, IT, юриспруденция, государственное управление, маркетинг, менеджмент в сфере туризма.

Ведущая. Вы говорите, что специалисты с хорошим международным образованием востребованы. Это, наверняка, сказывается на уровне заработной платы после окончания. Можете разъяснить, какова разница между человеком, который закончил Казахстанский ВУЗ и человеком, который отучился за рубежом?

Ж. Мелдешов. Наши выпускники отрабатывают в разных сферах, в том числе на государственной службе, в учебных заведениях, государственных больницах. Здесь разницы по заработной плате нету. Государственные служащие получают одинаковую заработную плату. В целом, на рынке разница в несколько раз. Если человек с Казахстанским образованием получает 100-150 тысяч тенге в месяц, то выпускнике зарубежного Университета получает в 3 раза больше. В целом, такая картина.

Ведущая. Насколько мне известно, в этом году некоторые страны выделили 20 тысяч грантов для граждан Казахстана. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе и как стать её участником?

Ж. Мелдешов. По данному направлению наш Центр начал работу с конца 2016 года. Мы проводим переговоры с Зарубежными Университетами, и подписываем соглашения о выделении грантов для граждан Казахстана. На сегодняшний день количество грантов достигло 20 тысяч. Это Испания, Италия, Польша, Латвия, Литва, Китай, Южная Корея, Российская Федерация. Требования разные. Есть Университеты, которые берут на основании пакета документов. Есть Университеты, куда нужно сдавать экзамены. Это в основном Российская Федерация. Они организовывают выездные отборочные туры. Можно сдать экзамен и посмотреть прошел или нет.

Ведущая. Это гранты на получение высшего образования. Есть ли стажировки?

Ж. Мелдешев. Программы разные. Главное требование – это знание иностранного языка, в зависимости от страны. Если едешь во Францию, то нужно знать французский или английский язык, если в Германию – либо английский, либо немецкий язык. Второе требование – это базовый уровень по предыдущей специальности. Если это бакалавриат, то знания по предметам, связанным с вашим выбором.

Ведущая. А как проводятся стажировки?

Ж. Мелдешов. Здесь мы можем персонально работать с претендентом. Если к нам придёт претендент и скажет, что ему нужна стажировка в такой-то клинике, в таком-то университете, мы можем для него провести переговоры, подписать соответствующие соглашения с местом, где он хочет пройти стажировку.

Ведущая. А есть ли какие-то ограничения по возрасту?

Ж. Мелдешов. По данному направлению мы никаких возрастных ограничений не ставим, но наши ВУЗы-партнеры ставят возрастные ограничения – 45 лет.

Ведущая. Для участия в Программе «Болашак» нужен залог. Нужен ли он в данном случае?

Ж. Мелдешов. По данному направлению из Республиканского бюджета не выделяется ни копейки, поэтому никаких залогов и требований по отработке не ставятся.

Ведущая. У принимающих стран какой интерес выделять такое большое количество грантов?

Ж. Мелдешов. Здесь ряд причин. В тех странах демографическая яма. Наших студентов хотят получить, потому что мы хорошо обучаемся. Мы имеем высокий потенциал к изучению иностранных языков. Это основные причины.

Ведущая. Получается, государство деньги не затрачивает, человек не оставляет залога. По прибытию в страну, он и отрабатывать не должен?

Ж. Мелдешов. Да, никаких требований по отработке здесь нету.

Ведущая. Не приведёт ли это к тому, что люди будут уезжать и оставаться за рубежом? Не приведёт ли это к «утечке мозгов», скажем так?

Ж. Мелдешов. Ну, об «утечке мозгов» сейчас все говорят. Этот термин был зарожден в советское время, во время «железного занавеса». Когда человек уезжает за рубеж, то скорее всего он уже не вернётся. И люди с уникальными знаниями, с большим багажом уезжают и не возвращаются. Это и есть «утечка мозгов». Допустим, Сикорский уехал из России и не вернулся. Все свои изобретения он создал в США. В наше время говорить об «утечке мозгов» неправильно. Если 17-летний парень заканчивает среднюю школу где-то в регионе, то мы наоборот помогаем ему выучиться и получить мозги. Это хорошая возможность. Даже если он останется работать в США, ничего плохого в этом нет. Наоборот, он получит хороший опыт и этот опыт будет полезен в Казахстане больше, чем просто диплом.

Ведущая. То есть, у человека уже будет выбор – возвращаться на Родину или остаться.

Ж. Мелдешов. Да, но в основном наши граждане возвращаются. Кстати, недавно в одном информационном агентстве была информация, что наши граждане перечислили в Казахстан на личные счета 77 млн.$. Это довольно неплохая цифра. А представьте, если сумма вырастит в 10 раз. По-моему, Казахстан от этого только выиграет. В целом, нам нужно говорить и думать о том, чтобы дать достойное образование всем гражданам Казахстана. На сегодняшний день школу закончили более 200 тысяч человек, через 10 лет их будет 400 тысяч, в связи с ростом населения. Нужно дать качественное зарубежное образование, работать над качеством наших университетов и тогда Казахстан будет развиваться.

Ведущая. В какие страны можно поехать по данной Программе? Можете назвать основные страны, которые выделяют больше всего грантов?

Ж. Мелдешов. На сегодняшний день это, конечно, Россия. Мы имеем 20 тысяч грантов и большинство грантов в Российской Федерации. До весны следующего года мы планируем довести количество грантов до 40 тысяч. Это будет Европа – около 10 тысяч и Азия – это Южная Корея, Китай, Сингапур и т.д. По этим странам будет около 40 тысяч.

Ведущая. А по поводу проезда? Допустим, выделяется грант и человек добирается своим ходом или государство помогает добраться, оформить визу?

Ж. Мелдешов. Что касается виз, обычно проблем не возникает. Что касается добраться до места, здесь помощь не нужна. Самый дешевый билет из Астаны до Будапешта стоит 49€. То есть, дешевле, чем из Астаны до Алматы. Долететь до Китая, также, стоит не дорого. Это около 70 тысяч долететь до Урумчи, оттуда 30 тысяч до Пекина.

Ведущая. А сколько человек уже воспользовались этой программой?

Ж. Мелдешов. В этом году подали документы и проходили конкурс около 5 тысяч человек. Результаты конкурса будут известно ближе к осени.

Ведущая. Все-таки, разница большая - выделили 20 тысяч грантов, а подали 5 тысяч. Как Вы думаете, в чем проблема?

Ж. Мелдешов. Проблема в том, что кто-то не желает, кто-то не знает, кто-то не может. Интересно было выехать в регионы, понять ситуацию. Около 200 человек сидело в зале, и я задал такой вопрос: «Кто читал художественную литературу, помимо школьной?» Всего около 10% рук было поднято. Я спросил: Сколько человек умеет играть в шахматы? – единицы. Сколько человек знает иностранные языки? – тоже единицы и то уровень английского не высокий. Кто владеет русским языком? – около 10%. По этой ситуации можно понять, почему у нас много желающих.

Ведущая. Как Вы считаете, в чем суть проблемы? С каждым годом условия совершенствуются и существует много мест, куда можно пойти и развивать свои навыки.

Ж. Мелдешов. И проблема ценностей, и проблема целей. Допустим, в обществе редко встретишь человека, не имеющего дорогого телефона. Человек может найти 300 тысяч на дорогой телефон, но заплатить 20 тысяч за курсы – маловероятно. Поэтому здесь нужно менять ситуацию. Есть много людей, которые могут взять кредит на проведение тоя, а взять кредит на обучение ребёнка за рубежом не могут. У людей ценности другие, задачи другие, мировосприятие другое. Вот здесь нужно работать всем.

Ведущая. Пожалуйста, расскажите, как стать участником Программы? Куда можно прийти и обратиться?

Ж. Мелдешов. Поступить на обучение за рубеж, намного проще, чем многим кажется. Нужно, во-первых, зайти на наш сайт, там есть все требования. Алгоритм очень простой – собираешь пакет документов, подаёшь и уезжаешь. Если кто-то находится поблизости, может прийти к нам в Центр и задать вопросы. Мы сами выезжаем в регионы, нужно смотреть график выездов. В целом, очень простой алгоритм для поступления за рубеж. Нужно записаться на курсы, поднять уровень языка, получить сертификат о знании английского языка, либо французского, немецкого и т.д., иметь средний балл аттестата или диплома выше 4 из 5. Также, нужен загранпаспорт, справка из больницы.

Ведущая. К нам поступили вопросы от пользователей нашего портала Bnews.kz. Хотелось бы их сейчас озвучить. Назерке Медешева спрашивает: Мы закончили обучение по категории Выпускник ВУЗа. Данной категории сейчас нет и отрабатываем у себя в высшем учебном заведении. Хоть Программа и дала нам возможность менять работодателя, сам работодатель отказывается отпускать. Насколько это правильно? Может ли «Болашак» поспособствовать, чтобы выпускники работали в том ВУЗе, где этого требуют обстоятельства?

Ж. Мелдешов. Она поступала, как Выпускник ВУЗа, должна была по трёхстороннему договору отработать в данном ВУЗе несколько лет. Раньше это было 5 лет, сейчас до 3 лет. В случае, если работодатель согласен ее отпустить, тогда она может уйти на другое место работы. Когда работодатель отказывается, то это говорит о том, что большой спрос. Наши ректора очень высоко ценят наших выпускников. Это его право, и мы здесь вмешиваться не можем. Мы сделали облегчение – снизили срок отработки в учебных заведениях с 5 до 3 лет. Дальше, в трудовые отношения между выпускником и работодателем мы вмешиваться не можем.

Ведущая. Здесь у неё, видимо, какие-то семейные обстоятельства.

Ж. Мелдешов. Я согласен, обстоятельств может быть много, но здесь нужно работать с работодателем. Им нужно объяснять, доказывать, просить.

Ведущая. Айдана Алтабаева задаёт вопрос. Работает на производстве 2 года и в следующем месяце хотела подать документы по категории Инженерно- технический работник. В одном месте работала 13 месяцев, сейчас работает в другом месте на протяжении 11 месяцев.  28 августа будет ровно год, как она работает. И вопрос такой – может ли она подать документы, не дожидаясь этого срока?

Ж. Мелдешов. Нет. На дату подачи документов, должно быть 2 года и раньше подать она не может.

Ведущая. Ещё один вопрос. Камилла Айдабулова спрашивает, в чем цель зарубежного образования? Зачем наши сограждане должны стремиться получить образование в других странах? Как Вы относитесь к тому, что наши студенты остались работать за рубежом?

Ж. Мелдешов. На вторую часть вопроса я ответил. Зарубежный диплом – это не только качественное образование, это круг общения, это познание новых культур, это путешествие, получение навыка. Заводятся знакомства со многими иностранцами. Допустим, у меня в группе в Англии учились люди из Южной Кореи, Японии, Китая и сейчас со всеми ними можно общаться. Получаешь навык налаживать отношения с зарубежными партнёрами и это очень важно. У работодателя это очень высоко ценится.

Ведущая. Здесь наверно ещё можно говорить о культурных ценностях, человек обогащается, общаясь с людьми других культур?

Ж. Мелдешов. Конечно. Я всем говорю, как я съездил в Германию. Германия на меня в течении одного дня, по одному моменту очень сильно повлияла. Я спустился в метро и не нашёл турникета. Обычно во всех странах, когда спускаешься в метро, стоит касса, стоит охрана, покупаешь билет, проходишь через турникет и садишься в метро. В Германии этого нет. Я прошёл и смотрю уже поезда, можно садится и ехать. Я начал искать кассу и не нашёл. Начал спрашивать у людей и оказалось там маленький автомат, через который покупаешь билеты, дальше ещё один автомат, где пробиваешь дату и время, и в течении нескольких часов ты можешь бесплатно ездить. То есть, там все рассчитано на совесть человека и это влияет на сознание. Ты понимаешь, что тебе, как личности, доверяют и пытаешься соответствовать этому. Это тоже очень важно.

Ведущая. Спасибо большое, Жанболат, за сегодняшнюю беседу. Я думаю, что и абитуриенты, и люди, которые уже работают подучили сегодня массу полезной информации, которую в будущем используют. А я напоминаю, что сегодня о Программе «Болашак», а также о других возможностях получить образование за рубежом, мы беседовали с Президентом Центра международных программ Жанболатом Мелдешовым. Смотрите нас на портале Bnews.kz, пишите нам в социальных сетях, и вы получите ответы на все интересующие вас вопросы. Всего доброго!

`