О передаче государственных функций в конкурентную среду

65
  • Фото
  • Видео

Ведущая. На рассмотрении Мажилиса Парламента РК находится законопроект о передачи государственных функций в конкурентную среду. Подробнее о том, что изменится в Казахстане, в случае принятия данного Законопроекта, сегодня нам расскажет Заместитель Директора Департамента развития системы государственного управления Министерства Национальной экономики Республики Казахстан Аскарбек Ертаев. Здравствуйте!

А. Ертаев. Здравствуйте!

Ведущая.На какой стадии сейчас находится эта работа?

А. Ертаев. В прошлом году Правительством РК данный Законопроект был внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК. Было принято Постановление Правительства РК 20 сентября прошлого года. На данный момент в Мажилисе он находится на рассмотрении рабочей группы и идет обсуждение. 13 июня мы прошли первое чтение, на Пленарном Заседании Мажилиса он был одобрен депутатами. В данный момент Законопроект готовится ко второму чтению. Сам по себе Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов – Закон об административных процедурах, Закон о государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций, Закон о Национальной Палате предпринимателей. В самом Законопроекте мы предусматриваем базовые подходы, как передавать функцию в конкурентную среду, а также, как должны складываться взаимоотношения между субъектами рынка и государственными органами. В целом, Законопроект еще до его разработки, рассматривался специально созданной комиссией при Правительстве РК и начальные базовые подходы были выработаны там.

Ведущая. Что изменится в жизни казахстанцев после принятия этого Законопроекта?

А. Ертаев. Сам Законопроект разработан в рамках реализации  97 шага Плана Нации «100 конкретных шагов». В основе 97 шага лежит Концепция формирования компактного правительства, за счет передачи несвойственных и избыточных функций конкурентной среде. Здесь мы ожидаем, что Законопроект нам позволит повысить качество и уровень реализации функций. Второе – это совершенствование конкурентной среды. То есть, принимая функции государственных органов, они будут улучшать свою работу. Третье – законопроект предусматривает оптимизацию государственного аппарата. То есть, передавая функции в конкурентную среду, мы должны думать над формированием компактного правительства. Гражданам, в первую очередь, нужно ожидать, что повысится качество и уровень реализации функций государственных органов. Данный Законопроект позволяет гражданам участвовать в принятии решений, в вопросах обсуждения, через саморегулируемые организации. Сам по себе Законопроект предусматривает 5 способов передачи и одним из них является саморегулируемая организация.

Ведущая. Кто будет исполнять эти функции? Куда они будут передаваться?

А. Ертаев. Они будут передаваться субъектам рынка – это физические и юридические лица, все, кто занимается предпринимательской деятельностью. Это не означает, что функция будет передана любому предпринимателю, который изъявил желание. Здесь есть такой момент, что прежде чем передать функцию, мы должны провести процедуру анализа готовности рынка. То есть, функция передается в конкурентную среду в случае, если конкурентная среда готова. Для этого проводится анализ, привлекается Национальная Палата «Атамекен» и итоги анализа показывают, можно ли ту или иную функцию передать в эту конкурентную среду. Если мы видим, что конкурентная среда не сможет реализовать эту функцию, то будет дана рекомендация о сохранении этой функции за государственным органом. Если же, наоборот, мы видим активность предпринимательской среды, то функция может быть передана на реализацию конкурентной среде. Все эти рекомендации будут вырабатываться на комиссии при Правительстве. В состав комиссии входят депутаты Мажилиса, центральных исполнительных органов, представители НПП «Атамекен», а также неправительственных организаций. На этой площадке обсуждается с учетом мнения конкурентной среды, и депутатов, и Правительства РК.

Ведущая. Насколько готовы сегодня ассоциации и частный сектор принять на себя эту ответственность, выполнять государственные функции?

А. Ертаев. В первую очередь, сейчас мы, разработав Законопроект, мы параллельно начали изучать рынок, его готовность. Для этого мы ряд функций предложили конкурентной среде, могут ли они взять его на реализацию. Функции были разбиты на несколько групп. В первой группе было порядка 38 функций, направленных на сферу нотариальной деятельности, адвокатской деятельности, оценочной деятельности, функции по туризму. Сейчас из первой группы оценочная деятельность полностью передана конкурентной среде, созданы саморегулируемые организации. Эта сфера уже реализовывает функцию в конкурентной среде. Готовность рынка определяется только по результатам анализа. Сейчас сказать, что однозначно готовность имеется 100% не можем. Каждая функция имеет свою специфику, свою особенность и для этого нужно понимать, на каком уровне находятся на рынке те или другие виды деятельности. Передав эту функцию, мы проводим процедуру мониторинга, наблюдаем, как эта функция реализуется и, в соответствии с нашими процедурами помогаем конкурентной среде дальше ее реализовывать. Неправительственные организации активно работают по социальному государственному заказу. Есть целый отраслевой закон о государственном социальном заказе и сейчас деятельность неправительственных организаций в реализации этого заказа идет очень активно. Здесь один момент – государственный социальный заказ и неправительственные организации реализуют только функции, которые направлены на социальные программы, которые имеют социальную направленность. Если четко говорить, кому, какие функции передаются, то мы в Законопроекте предусмотрели 5 способов передачи. Первое – это аутсорсинг. Мы вводим новое понятие аутсорсинг-функций. Здесь функция передается только на реализацию, в рамках заключенного контракта. То есть, полностью от государства она не переходит. Конкурентная среда берет ее на реализацию и как качественно она реализовывает, за это получает соответствующую оплату. Государственный социальный заказ направлен только на социальные программы. Третий способ – это государственное задание. Здесь имеется ввиду, что ряд функций, которые имеются, могут быть реализованы в рамках государственного задания. Есть еще 2 способа – это за счет пользователей, когда функция полностью от государства уходит и передается конкурентной среде. Она больше не является государственной функцией, ее будет реализовывать конкурентная среда. Сами физические и юридические лица начинают реализовывать эту функцию. Простой пример – это технический осмотр, который раньше был в системе МВД, со временем мы его передали конкурентной среде и сейчас его рынок широко представляют различные организации. Технический осмотр сейчас предоставляется для всех граждан, которые держат автомобили. Пятый способ называется саморегулирование, основанное на обязательном членстве. Это, когда группа функций передается в саморегулируемые организации. Здесь функция полностью переходит от государства и далее реализовывается в конкурентной среде. В саморегулируемой организации интересно получить от государства функции, которые связаны с лицензированием, с квалификационными требованиями и т.д. Здесь есть один момент – конкурентная среда не все функции желает реализовывать. Им интересны те, по которым можно что-то заработать. Каждый предприниматель старается изучить выгоды. При готовности анализа рынка, в первую очередь, идет акцент на выгоды для государства, для потребителей и для потенциальных исполнителей функций. Именно по результатам этого анализа, мы сможем сказать, готовы ли ассоциации и неправительственные организации реализовывать ту или иную функцию.

Ведущая. Будет ли осуществляться контроль со стороны государства?

А. Ертаев. В Законопроекте предусмотрен целый раздел – мониторинг. Под мониторингом мы подразумеваем, что будет взаимодействие государственного органа и конкурентной среды, в части реализации функции. То есть государственный орган все-таки несет полную ответственность за эту отрасль. Государственному органу, также важно, как функция будет реализовываться конкурентной средой. Результаты мониторинга рассматриваются на комиссии. Если по результатам мониторинга, мы видим некачественную реализацию или увеличение жалоб со стороны граждан, то данный вопрос рассматривается на этой комиссии. Если мы видим, что конкурентная среда не может справиться с реализацией, то ставится вопрос о возврате ее обратно в государственный орган. Как такового, контроля, не будет. Это будет процедура мониторинга. Сигналом для мониторинга может быть обращение гражданина, НПП «Атамекен» и самого государственного органа.

Ведущая. Весь этот механизм подразумевает оптимизацию государственной службы. То есть, большое количество сотрудников останутся без работы? Что с ними будет дальше?

А. Ертаев. Такого нет, что большое количество сотрудников может остаться без работы. У каждого административного государственного служащего в должностных инструкциях закреплены не по одной функции. Если мы передали 2-3 функции, то у государственного служащего наблюдается снижение нагрузки. Здесь мы будем проводить анализ. Законопроектом предусмотрено проведение расчетов, которые предоставляются Министерством национальной экономики РК. Рассматривается, какие расходы оптимизируются и с учетом, того какая функция передана, и какая нагрузка осталась у административного государственного служащего, будут приниматься рекомендации, в виде перераспределения этого служащего на другой участок работы или сокращения этой штатной численности. При этом, мы все понимаем, что вопрос будет реализовываться через конкурентную среду. Я бы хотел подчеркнуть, что большой оптимизации не будет. В любом случае будет перераспределение.

Ведущая. Каким образом будет обеспечиваться прозрачность механизма передачи функций? Смогут ли граждане наблюдать за этим процессом?

А. Ертаев. Учитывая, что у нас в Плане Нации в 5 направлении есть ряд шагов, направленных на повышение прозрачности, мы предусмотрели в Законопроекте, чтобы Министерство национальной экономики РК, НПП «Атамекен», а также отраслевые государственные органы, которые передают функции, обязательно размещали все свои материалы на сайтах. Кроме этого, мы предусмотрели, что будет отдельный реестр переданных функций. Все принимаемые решения, рекомендации, результаты мониторинга мы предлагаем законодательно закрепить, чтобы это все размещалось на сайтах указанных государственных органов. Любой гражданин, ознакомившись со структурой Закона, увидев, где это можно посмотреть, он может зайти на сайт Министерства национальной экономики, открыть раздел, связанный с передачей функций и посмотреть, какие функции предлагаются конкурентной среде. Также, он может посмотреть, как идут результаты мониторинга.

Ведущая. Хотелось бы подробнее узнать о датах, когда планируется окончательный переход?

А. Ертаев. Сейчас на рабочей группе в Мажилисе мы обсудили, что будем готовиться к концу ноября – началу декабря ко второму чтению. Далее наш Законопроект направляется на рассмотрение Сената Парламента и после одобрения Сенатом, направляется в Администрацию Президента к Главе государства на подпись. Примерно ожидаем, что в первом квартале следующего года Закон должен быть уже утвержден Главой государства и начнется активная работа по функциям, которые возможно передать конкурентной среде. Мы предполагаем, что представители частного сектора  будут подсказывать государственным органам, какие функции они могут взять. У нас уже есть такие обращения.

Ведущая. Спасибо большое, что сегодня пришли в нашу студию и поделились такой важной и интересной информацией.

А. Ертаев. Спасибо Вам!

Ведущая. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был заместитель Директора Департамента развития системы государственного управления Министерства Национальной экономики Республики Казахстан Аскарбек Ертаев. Всего доброго!

`