О подготовке специалистов рабочих профессий

389
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это Bnews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. На рынке труда не хватает представителей рабочих профессий. О том, как восполнить дефицит кадров, сегодня нам расскажет заместитель председателя «Холдинга «Кәсіпқор» Асима Бимендина. Здравствуйте!

А. Бимендина. Добрый день!

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, насколько сегодня востребованы представители рабочих профессий?

А. Бимендина. Я прежде всего, хотела бы начать с того, что у любого государства, которое планирует в дальнейшем развиваться, и тем более, Казахстан должен быть в списке 30 конкурентноспособных стран мира, прежде всего это вопрос образования и вопрос молодежи. Каждый молодой человек, который сегодня заканчивает колледж иди высшее учебное заведение, в последующем должен найти работу по своей специальности и определиться в этой жизни. В этой связи, на сегодняшний день Вы очень правильно говорите о том, что на рынке труда есть большая востребованность в ряде рабочих профессий. Это электрогазосварщики, это мастера штукатуры, маляры-штукатуры, сфера общественного питания,  техники по эксплуатации нефте-газопровода. На сегодняшний день в каждом регионе есть анализ тех специальностей, которые нужны региону. В этой связи, учебные заведения технического и профессионального образования работают, согласно данной статистики. Они должны анализировать и, совместно с государственными органами знать какие будут востребованы профессии через 5 лет. Сегодня повышены требования работодателя к специалистам, которые выходят из стен колледжей. Во-первых, работодателям нужны специалисты, которые владеют, определёнными навыками и компетенциями. В этой связи, «Холдинг «Кәсіпқор» по Поручению Министерства образования и науки РК Департамента технического и профессионального образования работает над обновлением содержания всей системы ТиПО, чтобы наши выпускники и специалисты, которых мы готовим, соответствовали нашим казахстанским стандартам, а также, международным стандартам. Что на сегодняшний день в данной ситуации сделано? Во-первых, это образовательная программа. На сегодняшний день образовательные программы, разработанные Холдингом, учитывают требования работодателя. Они консультируют нас, при разработке программ. Кроме этого, мы используем международный опыт и привлекаем, в качестве консультантов, преподавателей технических дисциплин. Такая совместная работа даёт нам возможность подготовить Программу, которая в последующем, при обучении и при получении знаний студентами, даёт нам определённые навыки компетенции нашим студентам. Они могут найти себе работу и работодатели могут быть удовлетворены. Это только одно из направлений.

Ведущая. Существует «дуальное обучение», когда студенты могут получить навыки на рабочих местах. Насколько эффективна эта программа?

А. Бимендина. С 2012 года по Поручению Главы государства, в Казахстане эта работа начата. Прошло около 6 лет и сделано очень много. Буквально 8-9 октября состоялся Международный семинар, который был организован Европейским Фондом образования. В нем участвовало большое количество стран. Опыт Казахстана в плане внедрения дуального обучения, был оценён на этом семинаре с положительной стороны и посчитали, что это опыт, который можно изучать. Главная цель дуального обучения – это привитие определённых навыков, согласно профессии, которую избрал наш обучаемый студент. Конечно 60% практики даёт применение тех знаний, которые он получал теоретически. Затем, по окончании колледжа, он может применить их на практике. На этом семинаре рассматривали тему обучения на рабочем месте. По сравнению с другими государствами, нормативно-правовая база предусмотрела многие вопросы у нас в государстве. Надо сказать о том, что дуальное обучение вошло в систему. Сказать, что 100% предприятий работают в этой системе, мы не можем. Но, уже на сегодняшний день есть хорошие показатели и примеры использования дуального обучения и, практически, все учебные заведения готовы к этому и работают в этом направлении.

Ведущая. Как Вы считаете, почему есть дефицит кадров? Ведётся масштабная работа по привлечению студентов, условия и качество образования поднимается. В чем тогда проблема?

А. Бимендина. Дело в том, что на сегодняшний день, я считаю, что не достаточно мы проводим работы по поднятию престижа рабочей профессии. Все-таки, профориентационная работа, которая должна проводиться с 6-7 класса, когда ребёнок знает, что ему нравится, к чему у него есть наклонность и способности. В этом плане должны помогать педагоги и родители. Этой работы не достаточно. Второй момент – это средства массовой информации. Все наши интернет-ресурсы, телевидения, радио должны использоваться в полной мере для того, чтобы поднять престиж рабочей профессии. Одним из таких широкомасштабных хороших мероприятий на сегодняшний день является движение  WorldSkills International. На этом примере, мы проводим Национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan. Это движение открыть в 1950 году. На сегодняшний день участниками данного движения являются 79 государств. В 2014 году Казахстан присоединился к этому движению и в 2015 году впервые был проведён Национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan по 7 специальностям. В текущем году Национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan проводится с 1 по 8 декабря уже по 30 компетенциям. То есть, те ребята, которые избрали определенную специальность, будут соревноваться. Сейчас идёт большая подготовительная работа. Правительство Республики Казахстан поддерживает это движение, проведены региональные чемпионаты. Наша команда из Казахстан приняла участие в EuroSkolls, который проходил в Будапеште и участвовало 29 стран. Мировой чемпионат будет в следующем году в Российской Федерации в Казани. Я хочу сказать, что в Будапеште наши ребята приняли участие по 23 компетенциям 25 участников. Из 29 стран общекомандное место Казахстана – 10. Самое главное, сейчас мы стандарты этого движения внедряем в учебный процесс. При разработке образовательных программ мы это все внимательно изучаем для того, чтобы эти навыки по определенным компетенциям помогли в будущем специалисту быть очень востребованным, высококвалифицированным и самое главное быть трудоустроенным. В  Астане в Выставочном комплексе «Көрме» будет проходить  Национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan уже в 4-й раз и молодёжь, которая примет участие станет примером для подражания. Я думаю, что учащиеся школ города Астана, студенты колледжей, работодатели посетят его. Он будет проходить в течение 3-х дней и 7 декабря мы планируем церемонию закрытая. Ребят, которые станут победителями, мы должны принят, поддержать и возвести высоту, потому что они избрали рабочую профессию.

Ведущая. Кто сидит в жюри, кто оценивает работы ребят? Были ли случаи, когда студентам удавалось трудоустроиться?

 А. Бимендина. Я хочу сказать, что WorldSkills Kazakhstan прежде всего, имеет свои правила. Есть международные правила проведения этого чемпионата. Мы стараемся приблизить уровень к международному, потому что наши ребята в следующем году будут участвовать в международном чемпионате. Это, во-первых. Во-вторых, огромную помощь оказывают наши социальные партнеры, спонсоры, которые в своей специальности помогают молодёжи и студентам принять участие в этом конкурсе. Главные эксперты работают над подготовкой к чемпионату, главные эксперты будут определять, кто будет победителем. «Холдинг «Кәсіпқор» является оператором. Основная организационная работа проводится нами и все работодатели, которые примут участие в Национальном чемпионате, в течении 3 дней не только посетят чемпионат, но и казахстанцы узнают о тех организациях, которые нам помогают.

Ведущая. Какие ещё меры применяются для поднятия престижа рабочих профессий и для привлечения выпускников школ в колледжи?

А. Бимендина. На сегодняшний день «Холдинг «Кәсіпқор» работает над обновлением содержания по внедрению прикладного бакалавриата по системе ТиПО. В прошлом году мы разработали методические рекомендации по внедрению прикладного бакалавриата. То есть, когда выпускник выпускается младшим техником, он затем имеет возможность получить высшее образование. Он проходит программу прикладного бакалавриата и уже, в последующем, поступив в высшее учебное заведение, он занимается только по тем дисциплинам, которые он не получал в колледже. Сейчас мы, изучив европейскую систему – это перезачет всех кредитов, всех дисциплин, которые изучались нашими студентами. Если мы в следующем году разработаем методические рекомендации, то для ребят по прикладному бакалавриату это возможность получить высшее образование с учётом и сокращением времени обучения. Это для престижа специалистов колледжей. Это одно из направлений по поднятию престижа рабочей квалификации.

Ведущая. То есть, по сути, срок получения высшего образования для таких выпускников сокращается?

А. Бимендина. Да. Потому что система даёт возможность перезачета всех кредитов. Это очень непростая работа, но мы к ней, практически, пришли. Мы думаем, что Министерство образования и науки нас в этом плане поддержит и будет возможность привести это в соответствие.

Ведущая. Хватает ли колледжей, которые выпускают специалистов рабочих специальностей?

А. Бимендина. Я хочу сказать, что на сегодняшний день порядка 800 колледжей. Каждый колледж должен ежегодно думать и стратегически планировать, каких специалистов они должны выпускать. Сейчас все колледжи работают над тем, чтобы выпускать востребованных специалистов. Для этого есть новая образовательная программа, актуализация имеющихся типовых программ, перевод зарубежной учебной литературы таких стран, как Великобритания, США, Южная Корея. В 2016 году мы перевели 100 учебников по техническим дисциплинам, по различным специальностям, по программам, которые готовил Холдинг для того, чтобы этой литературой могли воспользоваться преподаватели и студенты. В этой литературе свежайшее оборудование, которое сегодня есть в мире. Эта литература оказалась очень полезной. Кроме того, по Поручению Министра образования и науки РК в прошлом году нами были переведены 400 учебников с русского языка на государственный, потому что много колледжей, которые готовят специалистов на государственном языке. Именно эти учебники выбирало сами преподаватели. Кроме того, мы серьёзно занимаемся повышением квалификации инженерно-педагогических работников колледжей. За 2016-2017 года мы обучили около 10 тысяч. Министерство в этом плане нас очень хорошо поддерживает. Кроме того, среди тех, кто закончил курсы повышения квалификации есть руководители, которые должны быть в теме по всем вопросам. Эти все меры помогают тому, что в колледжи поступают студенты. Самое главное – это проект Президента «Бесплатное техническое профессиональное образование». Это определённые программы, по которым обучалась молодёжь и получала рабочие квалификации. На это были выделены бюджетные средства. Это очень серьёзная мера для того, чтобы поднять престиж. Мы никогда не должны забывать о трудовых династиях. Это форма, когда чествовали образец таких семей. Это человеческий фактор, когда на примере, глядя глаза в глаза можно пообщаться с человеком, который посвятил профессии более 20-30 лет.

Ведущая. Такая огромная работа проводится и будем надеяться, что она даст свои плоды, и через определённое время дефицит в кадрах восполнится. Спасибо Вам большое, что сегодня были с нами. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях была заместитель председателя «Холдинга «Кәсіпқор» Асима Бимендина. Всего доброго!

`