О проблемах насилия над детьми в Казахстане

739
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Вы смотрите онлайн, меня зовут Даля Насипова. Согласно исследованиям, проведённым Международным детским фондом ЮНИСЕФ, 35% специалистов считают, что в стране нужен закон, который будет обязывать свидетелей насилия над детьми в семье сообщать об этом в государственные органы. О методах насилия над детьми, их последствиях и мерах предотвращения сегодня мы беседуем с координатором Программ по защите прав детей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Айслу Бекмуса. Здравствуйте, Айслу!

А. Бекмуса. Здравствуйте!

Ведущая. Казахстанскую общественность периодически шокируют новости о происшествиях с участием детей, когда они становятся жертвами насилия, либо погибают от халатного отношения родителей, от равнодушия окружающих людей. Каким рискам подвержены дети, проживающих в Казахстане?

А. Бекмуса. Да, действительно, вопрос очень актуальный. Мне бы хотелось отметить, что вопрос насилия в отношении детей – это вопрос глобального характера. Не только в Казахстане существует эта проблема. Буквально по последнему анализу ЮНИСЕФ по всем странам мира, где имеются данные насилия в отношении детей – это 96 стран, более 1 млрд детей за последний год подвергались той или иной форме насилия – это эмоциональное, психологическое и социальное насилие в отношении детей. В Казахстане мы проводили исследования в 2016 году о знаниях, отношении и практики по вопросам насилия в отношении детей. Мы опрашивали взрослое население в домохозяйствах, а также детей. По данным исследования у нас более 75% взрослого населения поддерживает насильственные формы дисциплинирования детей. То есть, само отношение и поддержание телесного наказания представляет собой фактор риска того, что Ребенок в такой семье будет подвергаться насилию. Также, есть ряд других данных, которые собираются Комитетом по статистике на регулярной основе в Казахстане. В 2010-м году обследования по многим показателям, которые проводятся по всей Республике, показали нам, что 49 % детей в семьях подвергались насильственной форме дисциплинирования. В 2015-м году по аналогичной методологии проводилось исследование и динамика, к сожалению, не улучшается.

Ведущая. С чем это связано, как Вы считаете? 75% родителей воспитывают детей такими методами. С применением телесного наказания.

А. Бекмуса. Есть очень много факторов, которые влияют на такое поведение. Во-первых, это то, что это является социальной нормой. Часто взрослые считают, что наказать и побить ребёнка в воспитательных целях оправдано. Нет, даже в воспитательных целях, насилие в отношении ребёнка не оправдано. Это часто происходит, потому что родители не знают, как по-другому воспитать ребёнка. Если ребёнок плохо себя ведёт, не слушается, делает что-то, что может навредить его здоровью, иногда родители прибегают к таким методам. Согласно нашим беседам с молодыми родителями, они говорят, что не знают, как по-другому воспитывать ребёнка. Поэтому, мы акцентируем внимание на том, что необходимо обучать наших родителей, как воспитывать детей, какие альтернативные не насильственные формы воспитания детей можно использовать. Эта практика существует в других странах. Есть различные виды программ позитивного родительства, которые можно адаптировать казахстанскому контексту. Необходимо наших родителей и взрослых этим навыкам обучать.

Ведущая. Есть ли такие центры у нас в стране, которые занимаются обучением родителей, как правильно воспитывать детей?

А. Бекмуса. Мы проводили краткий анализ и пытались понять, есть ли такие центры и насколько у них есть специализированные программы. На самом деле, их не так много. Это практикуют некоторые психологи, университеты. Есть Центр поддержки семьи в городе Усть-Каменогорск, который частично такую функцию реализовывает. Сказать, что такие услуги и программы есть повсеместно, мы, к сожалению, не можем.

Ведущая. Вы, наверняка, слышите, что происходит в нашем обществе. Реагируете как-то на события, в которых страдают дети? Для того, чтобы защитить права детей, какие программы вы проводите?

А. Бекмуса. Конечно, находясь в Казахстане, мы знаем о тех случаях, которые происходят. Мы знаем из новостных лент, из других информационных источников, что произошло что- то плохое с ребёнком, кто- то пострадал. Но, мандат ЮНИСЕФ направлен на то, чтобы продвигать благополучие детей в стране. Мы делаем это посредством сотрудничества с Правительством Республики Казахстан на системном уровне по вопросам здравоохранения, по вопросам асоциального обеспечения, по вопросам образования и т.д. К сожалению, в нашем мандате нет возможности реагировать на частные случаи. Но, когда мы знаем о резонансных случаях, мы держимся на связи с уполномоченными органами и отслеживаем ситуацию.

Ведущая. Насколько защищены дети в нашей стране не только от насилия? Если сопоставить с другими странами, на каком уровне мы находимся?

А. Бекмуса. Вопрос, конечно, очень комплексный, потому что он касается благополучия ребёнка. Благополучие ребёнка измеряется многими показателями. Чтобы его измерить на международном уровне по рейтингам, необходимо наличие достоверных данных: административных, статистических, либо субъективных данных от детей. Проводят опросы среди детей, насколько они чувствуют себя безопасно, насколько их голоса слышат взрослые, государство и общество. Есть примеры международных рейтингов, но важнее понимать, насколько страна движется в правильном направлении по обеспечению благополучия ребёнка. Например, насколько сегодня мы лучше, чем в 2005-м году, в 2010-м году, какие цели мы ставим для себя по благополучию ребёнка к 2020, 2030, 2050 году. Мы больше смотрим с этой точки зрения.

Ведущая. В Казахстане сейчас какая ситуация? В какую сторону мы движемся?

А. Бекмуса. Предпринимается очень много позитивных реформ, в том числе по насилию в отношении детей. Совершенствуется Законодательство, изучаются позитивные практики. Принимается Законодательство, направленное на выявление, реагирование, предоставление услуг реабилитации. Но, это необходимо отслеживать в динамике. Необходимо на районном, на областном, республиканском уровне существовали система мониторинга благополучия детей. При наличии таких систем, мы бы могли ответить более точно на такой вопрос.

Ведущая. Какие формы насилия над детьми характерны для нашей страны?

А. Бекмуса. Этот вопрос, тоже, очень актуальный. Мы наблюдаем, что в Казахстане не все знают, что такое насилие в отношении детей. Часто спрашивают: «А если ударить для того, чтобы воспитать ребёнка, это тоже насилие»? Согласно Конвенции о правах ребёнка, которую Казахстан ратифицировал, это, также, признается формой насилия. Есть страны, а их более 50 по всему миру, которые запретили все формы телесного наказания детей во всех сферах; в семье, в образовании, в учреждениях опеки и т.д. Наши анализы, которые мы проводим регулярно, показывают, что в тех странах, где существует такой запрет, уровень насилия в отношении детей, значительно, ниже. Мы несколько раз ссылались на опыт в Швеции. Впервые, Швеция запретила телесные наказания детей в 1979 году. Тогда более 90% взрослого населения поддерживали насилие над детьми, именно в части воспитания. После 30 лет работы, после принятия этого Закона, проведения разъяснительных работ, этот показатель снизился до 10%. Когда выбирается путь профилактики, путь нулевой терпимости к насилию и когда предпринимаются меры, есть убедительные данные, что насилие в отношении детей снижается.

Ведущая. Там введён Закон и как эта система действует? Расскажите о механизме.

А. Бекмуса. В Швеции есть Кодекс, который регулирует семейные отношения, вопросы родительства и детства. Он, действительно, носит запрет на телесные наказания в семье. В зависимости от уровня насилия, который предпринимает родитель, налагаются определенные санкции. Это может быть штраф, административное задержание. Если наносится ущерб здоровью ребёнка, то это может быть уголовная ответственность. Но это крайняя мера. Мы бы не хотели, чтобы сложилось впечатление, что система построена на том, чтобы наказать родителя. Система направлена, в первую очередь, на то, чтобы предупредить насилие. То есть, законодатель, даёт посыл обществу, что это не приемлемо и не будет терпеться. Но, есть другие структуры, которые работают на профилактику.

Ведущая. Это мы говорим сейчас о других странах. В Казахстане есть что-то подобное? Даже, проходя по улице, иногда видишь, что ребёнок плачет и применяется насилие со стороны родителей. Есть ли у нас горячие линии, куда можно позвонить и сказать, что я вижу картину насилия над ребёнком?

А. Бекмуса. Есть горячая линия «111» - Национальный телефон доверия. Есть горячая линия «150». Обе линии предназначены для решения вопросов детей. Есть органы полиции, которые могут реагировать, если это экстремальные случаи. Если это происходит на улице, то очень сложно обеспечить реагирование уполномоченных органов. Мы иногда наблюдаем, что наши соседи могут применять насилие в отношении детей. Есть Законодательство, которое в Казахстане обязывает нас информировать об этом органы опеки и попечительства и органы полиции. Но, никто не знает, что это наша обязанность. Мы проводили исследования в 2016-м году. Мы спрашивали, знают ли люди, что есть такая норма закона и как часто они ее применяют. К сожалению, не все люди и специалисты знают, что есть такое обязательство. Только, порядка, 60-65% людей сказали, что если они увидят, что ребёнка бьют, то они сообщат в уполномоченные органы. Это то, над чем надо работать. Нулевая терпимость в этом и заключается, что нельзя проходить мимо.

Ведущая. Сейчас участились случаи сексуального насилия над детьми, когда ребёнок получает тяжелейшую травму. Некоторые специалисты говорят, что многие дети не сообщают, когда это происходит. Как большинство детей ведёт себя в таких случаях?

А. Бекмуса. Вы, действительно, подчёркиваете актуальный вопрос, все ли факты насилия будут известны уполномоченным органам? Сообщит ли ребёнок кому-то, что в отношении него были предприняты такие действия? Это зависит от очень многих факторов: от возраста, от того, в каком окружении он живет, от того, насколько у ребёнка доверительные отношения с родителями, друзьями, учителями, а также от инфраструктуры. В Казахстане есть телефон доверия «111». И мы знаем из статистики, что поступают звонки, когда дети рассказывают, что они пережили насилие физическое или сексуальное. Чаще всего, из наших исследований мы знаем, что дети, которые подвергаются насилию, становятся закрытыми. В Казахстане такой менталитет, что о таком не говорится. Есть данные исследований, что есть доля родителей, которые не сообщает, что их ребёнок подвергся сексуальному насилию. Это боязнь стигмы, дальнейшей дискриминации, это репутация. Есть миф, что сексуальные насилия в отношении детей совершают незнакомцы. По данным международных исследований, чаще сексуальные насилия совершается теми, кого ребёнок знает.

Ведущая. Каков средний возраст жертв насилия?

А. Бекмуса. Я просматривала эту шкалу возраста детей и формы насилия, которым они подвергаются. Сексуальные насилия могут происходить с ребёнком в достаточно раннем возрасте. Поэтому, мы обращаем внимание на то, чтобы все специалисты, работающие с детьми, должны выявлять признаки того, что ребенок подвергся насилию. Наши педагоги должны быть чуткими, видеть эмоциональное состояние ребёнка, насколько он общителен, есть ли синяки? Есть специальные методики, которые обучают специалистов, работающих с детьми. Если они подозревают, что ребенок испытывает насилие, необходимо связываться с психологом, полицией, если есть необходимость. Это очень важная функция, которая должна быть прописана в должностных инструкциях тех специалистов, которые работают с детьми.

Ведущая. Какую реабилитацию получают сегодня дети в Казахстане? Какова методика?

А. Бекмуса. Законодательно услуги реабилитации для жертв насилия есть. У нас есть Закон о специальных услугах, стандарты оказания услуг жертвам бытового насилия. Часто дети становятся жертвами бытового насилия, когда и мама становиться жертвой бытового насилия. В рамках этого пакета ребёнку оказываются услуги. Не всегда оказываются услуги жертвам насилия. Ведутся работы, рассматривается проект Закона, который в комплексе рассматривает этот вопрос. Если до этого дошло, для нас важно предотвратить последующую дискриминацию.

Ведущая. Какие Законы нам нужно изменить для того, чтобы искоренить или хотя-бы свести к минимальным показателям такое явление, как насилие над детьми?

А. Бекмуса. В Казахстане Законодательство в этом плане очень хорошее. Буквально, пру лет назад мы анализировали в части насилия детей. Есть вопросы, которые нужно урегулировать. Именно на уровне Закона можно чуть более детализировать вопрос запрета всех форм насилия в отношении детей. Здесь больше стоит вопрос о других нормативно-правовых актах, которые регулируют саму реализацию Закона. Есть протоколы, которые регулируют пошаговые действия инспектора по делам несовершеннолетних, учителей, врачей, если они увидели, что ребенок подвергается насилию. На этом уровне можно доработать Законодательство, чтобы наши специалисты знали, каковы их обязанность в таких случаях. Ещё вопрос в том, что необходимо обеспечивать механизмы реализации Законодательства и мониторинга. Есть очень хороший Закон, но насколько он реализуется, насколько граждане это знают. Надо проводить разъяснительную работу, осведомлять людей об их обязанностях. 

Ведущая. Какие проекты ЮНИСЕФ реализует сегодня?

 А. Бекмуса. Спасибо за этот хороший вопрос. Мы потратили много времени, чтобы изучить ситуацию. В каких местах насилие имеет место быть, в каких формах, какие тенденции и масштабы. Параллельно мы ввели ряд практических мероприятий. Например, программа профилактики насилия в школе. Она, изначально, пилотировалась на базе одной области – ВКО. Потом ее масштабировали на базе Мангыстауской и Кызылординской областей. Сейчас ведётся работа над тем, чтобы посредством методических инструментов внедрять эту программу в школах.

Ведущая. В чем заключается эта программа?

 А. Бекмуса. Программа заключается в том, чтобы сами дети знали, что такое насилие. Чтобы у детей и у учителей формировались этические принципы. Как вести себя так, чтобы насилия в школах не было. Есть детальная методология, уроки. Они направлены на всех детей школы, всех возрастов. Направлена на то, чтобы дети могли разрешать конфликты, без применения насилия. Есть детальная методология, которая разрабатывалась с международными экспертами, с Республиканским Центром повышения квалификации учителей. Она направлена на то, что, если дети, которые учатся в школе, подверглись насилию, сообщали специально созданной команде школьной безопасности. Туда входит завуч, классный руководитель, директор школы, социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних.

Ведущая. Какие показатели? Сообщают ли дети о проблемах?

 А. Бекмуса. В пилотных школах, где проводилась эта программа, было начиная с 0% - когда дети не сообщали о насилии, и до 90% сообщали, что они испытывают насилие со стороны сверстников, одноклассников. В рамках этой программы удалось показать детям, что это нормально – сказать, что тебя обижают.

Ведущая. Будут ли школы дальше работать по данной системе или это временно?

А. Бекмуса. Мы сейчас работаем с Национальной Академией образования над тем, чтобы элементы этой программы встраивались в учебные процессы школы.

Ведущая. Какие еще важные проекты вы реализуете?

А. Бекмуса. Да. Мы сейчас в активной фазе коммуникационной кампании, которая направлена на профилактику насилия в отношении детей. Мы ставим себе задачу информировать населения, о том, что такое насилие, какие формы оно может приобретать, какие последствия для ребёнка в краткосрочной и долгосрочной перспективе, о том, как по-другому воспитывать детей. Эту коммуникационную кампанию запустили, совместно, с государственными органами, уполномоченными по правам ребёнка, человека, Национальной комиссией по делам женщин семейно-демографической политики, Министерством внутренних дел, Министерством образования.

Ведущая. Напоследок, хотелось бы задать вопрос о том, как нужно себя вести взрослым, чтобы дети у нас в стране чувствовали себя комфортно, и чтобы у них было счастливое детство?

А. Бекмуса. Коммуникационная кампания имеет слоган: «Услышь, поговори, обними». Нужно слышать своих детей. Нужно устанавливать контакт со своими детьми, говорить с ними, слушать и обнимать чаще, потому что дети в этом нуждаются.

Ведущая. Я напоминаю, что у нас в гостях сегодня была координатор Программ по защите прав детей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Айслу Бекмуса. Всего доброго!

 

 

`