О развитии журналистики в Казахстане

581
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Вы смотрите Bnews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. В этой студии мы обсуждаем актуальные темы с интересными людьми. Прогресс невозможно представить без средств массовой информации. О развитии журналистики в Казахстане сегодня мы разговариваем с известной теле и радиоведущей, журналистом, директором Медиашколы «Қазмедиа орталығы» Махаббат Есен. Здравствуйте, Махаббат!

М. Есен. Здравствуйте, Даля!

Ведущая. Махаббат, как Вы пришли в журналистику и с чего начиналась Ваша карьера?

М. Есен. Я пришла в журналистику, в достаточно, раннем возрасте – в 12 лет. Это была областная детская газета «Зелёное яблоко» в городе Костанай. Год я была репортером этой газеты, а в 13-летнем возрасте мне посчастливилось пройти кастинг и пройти на областное радио «Костанайские новости», в качестве ведущей подростковой Программы «Тимлайн». Хочется отметить, что это была потрясающая школа. В те времена, когда мне было 12-13 лет, даже на региональном уровне существовали детско-юношеские редакции и кадровый вопрос решался с пелёнок. У меня был, достаточно, средний возраст для той компании, были ребята и помладше. И нас, действительно, воспитывали.

Ведущая. Сейчас подобных, детских, передач практически не осталось. Почему?

М. Есен. Вы понимаете, даже в то время, это было коммерчески не ликвидно. Это была, чистой воды, ответственность редакторского состава всего издания «Костанайские новости», потому что и в ту пору стоял актуальным вопрос: «Кто придёт на смену нас?». Благо, нам повезло, что вся команда «Костанайских новостей» были выпускниками очень известного на весь Союз КазГУ, МГУ. Очень много людей было с других стран. Северный регион славился тем, что было много представителей различных культур и национальностей. Это все сыграло свою, некую роль. На сегодняшний день, к сожалению, мы не часто слышим о том, что в каком-то регионе открылась детская редакция какого-либо направления. И в Астане, есть телеканал «Балапан» и на этом, пожалуй, все.

Ведущая. Вы работали и на радио, и на телевидении, и в печатных изданиях. Где интереснее работать?

М. Есен. Самое интересное, что сфера медиа-журналистики подарила мне некое чувство свободы, потому что я никогда не испытывала чувства, что я на работе. Все это мне не казалось очень интересной и увлекательной игрой. По сей день я живу с этим чувством, потому что когда мое любимое дело жизни превратится в «работу», то я перестану этим заниматься. Мне нравится, абсолютно везде, в каждой из этих 4 сфер. И в интернет-издании мне тоже довелось поработать - в информационном агентстве Bnews.kz, где сегодня я уже в качестве спикера. Специфика в каждой есть своя, уникальная и она помогает развиваться. Я думаю, что, в принципе, долго на одном месте задерживаться нельзя. Преданность своей сфере я стараюсь сохранять. Из самых комфортных для меня- это радиосреда, потому что это первое место, где ярко и профессионально проявилось мое Я, где я зазвучала, как Махаббат Есен, где мои идеи были всегда востребованы. Я всегда работала на коммерческих радиостанциях. Один из показателей востребованности – это коммерческая ликвидность. В 21 год я стала программным директором столичной радиостанции «Деловая волна». Это был не простой период, с точки зрения ситуации в стране и в мире, нагрянул кризис – 2009 год. Ребрендинг в этот период – достаточно рискованное мероприятие. Но, мы его прошли успешно и более того – с плюсом коммерческим. Это было потрясающей школой для меня.

Ведущая. Ваш самый яркий и самый успешный, проект, какой?

М. Есен. Это очень сложный вопрос, потому что у каждого проекта своя индивидуальная судьба, своя биография. Они по-своему успешны. Я стараюсь их не сравнивать. Это разные события, проекты, мероприятия. Каждый я по-своему люблю и очень сильно. О каждом, спустя какое-то время, я бы могла сказать что-то хорошее. Единственное, что меня смущает, это то, что о каких-то вещах приходится говорить в прошлом времени, как будто прошло много времени и нужно подводить итоги. Нет, я все ещё в пути, и я чувствую себя молодым журналистом, молодым специалистом, которому очень многому надо учиться. Просто сейчас та планка и тот уровень, которые я себе поставила, очень видоизменились.

Ведущая. Насколько важно журналисту чувствовать себя молодым, быть в поиске, искать что-то новое?

М. Есен. Я думаю, что это основа в нашей профессии. Если вы потеряете чувство интереса к своей работе, к жизни, тогда делать здесь нечего. Многие маститые журналисты говорят, что это профессия молодых. Просто напрочь хочется самому себе доказать, что эта тема важна, любопытна и как минимум ты должен быть в хорошей физической форме. Может быть, то что я сейчас говорю – достаточно идеализировано, но я точно знаю, что в информационных службах такие журналисты точно есть, которые ухищряются на различные нюансы, дабы раздобыть тот самый эксклюзив и быть первым. Быть первым в нашей профессии – это всегда было актуально. В ту пору, когда печатались газеты на станке и в ту пору, когда мы можем все это сделать, не выходя из кабинета, посредством интернет-ресурсов. Поэтому быть в форме и не терять нюха – это архиважно.

Ведущая. На какие поступки Вам приходилось идти, чтобы добыть информацию?

М. Есен. Дело в том, что я никогда не была таким новостным репортером, хотя небольшой опыт в новостной службе у меня есть. Он начался в период, когда я была студенткой в Костанае. Но, мне не очень повезло со съёмкой, на которую я ездила. Первая съёмка у начинающих журналистов обычно связана с культурой, с социальными вопросами, в мне довелось поехать на пожар. И когда ты попадаешь на первую съёмку и перед твоим носом выносят труп, поверьте, этот запах до сих пор у меня в носу. И я поняла, что это не совсем то, чем я хочу заниматься. Но при этом я понимаю, как создаются и сюжет, и новости и я этим занималась в другом ключе. Мне всегда нравилось быть презентатором, я очень люблю креативить. Люблю командную работу. Мне нравится выстраивать стратегию коммерческого развития. Все эти навыки мне помогли уйти немного в другое направление в журналистике. Стоить отметить, что это одна из тех профессий, где может реализоваться каждый. Потому что, это огромный институт, где нужны специалисты абсолютно разных уровней, взглядов. Почему очень часто легко и быстро здесь адаптируются люди совершенно других профессий? Нам полезны навыки совершенно других сфер. Но, очень важно владеть навыками профессионального журналиста. Об этом сейчас ведётся много полемик, речей, стоит ли обучаться этим навыкам на журфаке или приобретать их в профессиональных школах. Вопрос до сих пор открытый. И мы этим занимаемся, в том числе, в Медиашколе.

Ведущая. Хотелось бы подробней поговорить о вашей Школе «Казмедиа». Возможно ли за короткий период стать профессиональным журналистом? Чему вы учите своих воспитанников?

М. Есен. Вы знаете, мне очень импонирует изречение Владимира Познера, который сказал, что журналистики уже давно нет, есть отдельно взятые журналисты. Каждый раз с этим я соглашаюсь, потому что, когда смотришь на общую картину и видишь какие-то нюансы, думаешь, зачем этот фактчекинг тогда нужен, о котором все с мировых медиа площадок заявляют и говорят, что нужно проверять информацию и не допускать некачественной информации. Мы понимаем, что порядка 70% информации, довольно часто, во всех открытых источниках – это не проверенная информация и не всегда качественная. Из этого всего, порядка 30% можно по праву называть качественным продуктом. Весь это аналитический процесс мы сейчас передаём нашему читателю, зрителю и слушателю под его личную ответственность. Исходя из этих наблюдений, можно сказать, что журналистики навыкам можно обучиться за короткий период. Аналитики Google выяснили, что сейчас в огромном потоке тех знаний, которые находятся в Сети, человек вправе сам выбирать необходимые темы и самообразовываться. На весь этот процесс ему в среднем нужно около 2-х месяцев. Все то, что мы получаем на бакалавре 4 года, при желании можно внять за 2 месяца. Но, здесь возникла теперь другая интересная сторона. Эти знания в том огромном потоке информации, который сейчас есть, могут быть актуальны всего лишь 2 недели. Отсюда вывод: журналистика – одна из тех профессий, где саморазвитие и самообразование – это стиль жизни. Любому навыку мы готовы обучаться в среднем – 2 месяца и понимать, что это может быть полезно всего лишь 2 недели. Мы, конечно же стараемся отслеживать все мировые тенденции и разрабатывать такие программы, которые за короткий период – в течении 2-3 месяцев можно как чип всадить в полуподготовленного человека. В человека, у которого есть базовые знания и который готов внимать эти гуманитарные специфические навыки. Я вам хочу сказать, что у нас неплохо получается.

Ведущая. Если говорить о тенденциях. Какой жанр сейчас более популярен и востребован аудиторией на телевидении, на радио и в интернет пространстве?

М. Есен. Буквально на прошлой неделе у нас закончился Международный форум, организованный Ассоциацией Азиатско-Тихоокеанского вещательного Союза и удивительно, что на сей раз Казахстан является членом этой Ассоциации – 2 наших Национальных телеканала «Казахстан» и «Хабар» и «Қазмедиа орталығы», как ассоциированный член. Мы имели возможность встречать эту огромную команду экспертов из 40 стран мира, которые, впервые за историю Независимости нашей страны, первые 2 дня говорили о проблемах и развития радиовещания. И третий день у нас был посвящён Медиафорум «Медиа-2020» о тенденциях, в целом, медиа. Если разделить по определенным категориям тренды, которые сейчас обсуждаются мировыми экспертами в сфере радио, то они касаются того, что радио сейчас можно смотреть. Мы понимаем, что многие станции к этому перешли, мы видим онлайн-вещания и это очень важно. Другой ярко-выраженный тренд – история ретейлинг. Даже на радио сейчас, помимо новостей, помимо качественной музыки, в тренде – внедрять и проводить интересные программы, где будут звучать интересные истории интересных людей и, довольно часто, простых людей. Здесь мы понимаем, что своевременно прошёл проект «100 новых лиц Казахстана», потому что для журналистов появились новые герои, о которых мы должны рассказывать, о которых есть, что рассказать и которые востребованы нашей зрительской, слушательской и читательской аудиторией.

Ведущая. Вы, также, работали над проектом «100 новых лиц Казахстана». Довольны ли Вы тем эффектом, который получился?

М. Есен. Конечно. Даже, наверное, выше, потому что за этот проект я принималась с нулевыми ожиданиями. Потому что, ранее, на таком уровне проект не проводился, во всяком случае – у меня опыта не было. Более того, я принимала участие, как гражданское лицо. То есть, у меня не было каких-то конкретных обязательств. Это была волонтёрская работа. Для меня это тоже новые ощущения – быть журналистом, быть общественником и быть волонтером в каком-то большом государственном проекте. Это здорово. И мне бы хотелось, на самом деле, иметь возможность высказать мнение на вашей программе. Привлекать коллег, наших журналистов иногда входить в какие-то рабочие группы, не с позиции журналиста, а с позиции человека, который мог бы сделать что-то хорошее, чтобы этот проект реализовался. У тебя тогда совсем другое понимание возникает. И ты, в конце концов, полезен. Этот проект был потрясающим и открыл для Казахстана столько звёзд, и я вижу, как судьбы этих людей меняются. Пока они не понимают, как они нужны стране, как они значимы, причём многие из них не получили материальных вознаграждений, но они получили ту самую малость, которой нам иногда не хватает. Это признание.

Ведущая. Недавно Вы проводили стажировку студентов журналистских факультетов из регионов в Астане, на центральных телеканалах. Расскажите, для чего это нужно было и как все прошло?

М. Есен. В начале лета мы проводили, впервые в истории двух министерств – Министерства информации и коммуникаций РК и Министерства образования РК, двухстороннее межведомственное совещание, в ходе которого 2 министра – г-н Сагадиев и г-н Абаев имели возможность увидеться с заведующими кафедр журналистики со всего Казахстана, обсудить актуальные вопросы. Периодически, мы видим в средствах массовой информации определённые выпады в сторону того, что журфаки нужно закрыть. Это очень болезненно воспринимается представителями из образовательной сферы. Эксперты из сферы медиа продолжают настойчиво утверждать о том, что те выпускники, которые приходят в редакции, не соответствуют современным требованиям, их компетенции достаточно низкие. Это превращается в большой конфликт. А кто будет этот конфликт решать? За этим столом переговоров обсуждались различные методы, способы и предложения. Пока единой картины ещё нет. Мы договорились, что до сентября представители медиа – это генеральные директора наших ведущих телеканалов и информационных агентств, уровень совещания позволял прийти к единому мнению, чтобы эту проблему разрешить. Я не сторонник называть это проблемой, это наши реалии и нам стоит их признать. Просто паниковать – не является решением, потому что мы трезво должны оценивать то, что у нас есть и понимать, что мы должны быстро предпринять для того, чтобы это изменить. Сейчас мы работаем над такой картой определенных мероприятий для улучшения качества образования в медиасфере. Вы, наверняка в курсе, что с этого года запускается Проект академической свободы. Теперь кафедры могут кооперироваться с любыми кафедрами и дополнять свои специальности. Наша задача, Медиашколы, была – посмотреть, каковы же реалии.

Ведущая. И каковы же реалии?

М. Есен. Реалии, на самом деле, разные. В нашем небольшом исследовании – это студенческие стажировки «Media Development», приняли участие 30 студентов из 8 ВУЗов Казахстана. В целом, в Казахстане, 25 журфаков. Они приехали в информационно-богатый срок, когда проходил День столицы. В Астане проводилось огромное количество Международных форумов. Они, фактически, были востребованы в силу того, что в редакциях не хватало рук и в этой огромной суматохе у ребят была возможность внедряться в реалии редакций и проявить себя. Сейчас мы анализируем их работы, анализируем рекомендации редакций, как себя проявили ребята. Каждую неделю мы проводили дополнительные встречи со студентами. Мы проводили вечерние курсы, где действующие профессионалы делились своим опытом, обучали их. Конечно же, картина не однозначная, учитывая, что к нам приехали лучшие студенты журфаков.  Согласно нашего Положения, запрос был таков. Эту стажировку могут пройти только те студенты, у которых наивысший бал успеваемости, активная социальная позиция в университете. Нам было важно увидеть личности, амбициозные, горячие и с огромным любопытством к профессии и к жизни. Есть университеты, которые показали высокий уровень подготовки. Единственное, что меня смутило – это то, что студенты на 3 курсе, до сих пор плавают в жанрах и это очень странно, на мой взгляд. В зависимости от региональности, есть свои нюансы влияния конкретных СМИ на мировоззрение этих студентов.

Ведущая. Можете привести пример, если взять в разрезе регионов?

М. Есен. Скажем так, в Университетах юга Казахстана по-прежнему на журфаках преподаются какие-то, не всегда востребованные в журналистике, предметы, а больше поэтического толка. Это все, конечно, может развивать эрудицию, но, как говорится, к делу не пришьёшь. Представители северных ВУЗов отличаются в подаче. Они более дерзкие, более активные. Больше всего у них влияние пророссийского мышления, российских СМИ. К сожалению, мы наблюдали картину того, что они не знали, чем живет Казахстан.

Ведущая. Получается, в тех регионах российские телеканалы смотрят больше?

М. Есен. Скорее всего. Я не думаю, что это какая-то глобальная проблема. Для нас это лишь информация, которую мы хотим сейчас обработать. Мы хотим предложить альтернативу. Дело в том, что задача казахстанских ВУЗов – взращивать кадры для казахстанских предприятий, поэтому и контент нужно четко отсматривать. Проводя этот курс стажировки, мы ставили для себя основную задачу – увидеть, найти, воспитать, изменить, внедрить что-то полезное в умы наших будущих коллег. При этом мы понимаем, что мир открыт. Поехать на такую же стажировку в Америку ничего не мешает и хочется, чтобы такое рвение было. Но, нужно понимать, что знания, которые вы привезёте, нужно использовать в Казахстане.

Ведущая. Есть какие-то задумки, как это реализовать? Каким образом исправить ситуацию, скажем так?

М. Есен. В целом, мне нравится, что сейчас мы вышли на какой-то новый уровень конструктивных диалогов, когда за это готовы отвечать и руководители ведомств. То есть, это не просто сотрясение воздуха профессиональных ассоциаций или просто неравнодушных людей или людей, которые хотели за счёт этого пропиарится. Эта тема достаточно обсуждаема, и я думаю, что фраза какого-нибудь популярного журналиста о том, чтобы закрыть все журфаки, быстро может превратиться в некий мейнстрим и это не повлечёт за собой каких-то изменений. Сейчас вопрос стоит иначе. Соответствующие ведомства открыты к тому, чтобы внедрять какие-то интересные программы, которые должны улучшить. Но, мне хочется сказать, что и это может ну помочь. Потому что, нужно чётко понимать, что на данном этапе, помимо институциональных изменений, каждый из нас должен включить персональную ответственность. Будущий журналист - студент, который идёт на журфак, должен делать этот выбор осознанно. Я считаю. Что конкурсную основу на журфаке нужно пересмотреть, может быть даже повысить планку. На журфак обычно приходят ребята, которые не добрали на ЕНТ баллы, а какой-нибудь диплом нужно приобрести. Понятное явление, что не всегда они доходят до профессии. Я сама когда-то поступала на журфак, отучилась на Гранте. На страну было 5 грантов и проучить один из них было очень трудно, потому что это, достаточно, популярная профессия. Из той группы, где вначале училось 30 человек, до конца дошли 7 человек. Это крутейшая статистика и это не есть нормально. Хочется более осознанных ребят, которые будут приходить на журфак и не будут в нем разочаровываться. Будут развивать эту профессию, будут работать над ее ликвидностью и репутацией. Поэтому, это ответственность перед нами-журналистами. Мы должны вести проф-ориентационные работы, ходить на эти встречи, делиться опытом, искать таланты. Как потрясающе, если вы придёте в школу и уже зарядите там школьников стать журналистами.

Ведущая. Сейчас в Вашей школе занимаются ребята. Какой их приблизительный возраст? Насколько они осознанно подходят к этому?

М. Есен. Одна из задач Медиашколы «Казмедиа» - это работа с действующими профессионалами. Поэтому мы эту деятельность ведём с теми людьми, которые в этой профессии, которые хотят развиваться. Впервые в истории Медиашколы мы реализовали в этом году проект «Профессиональные стажировки за рубежом», вместе с Европейским Союзом. В этот раз, вместо трёх, имеем возможность шесть журналистов ближайшей осенью отправить на стажировку в Брюссель, во все Институты Европарламента и посмотреть, как работают коллеги в Европе. Это потрясающая возможность, потому что это все абсолютно бесплатно. Более того, переговоры на очень высоком уровне, включая интервью с Председателем Европарламента. И другие события мы проводим для профессионалов. Это неделя «Astana Media Week», в ходе которой проводятся различные семинары, встречи, возможность обмениваться мнениями. Контент, который обсуждается на «Astana Media Week», не какой-нибудь отдаленный от страны, он о наших с вами реалиях. Эта коммуникативная площадка позволяет журналистам формировать сообщества. Это значит – объединяться и понимать ценность своей профессии. Мы – активные участники. Медиашкола «Казмедиа» в реализации крупного проекта, как Национальная премия «Тумар». Критерии, работа с жюри – это вся наша деятельность, в ходе которой мы анализируем, какие программы в течении года были актуальны, о чем снимают журналисты, как это просматривается. Другое направление, о котором Вы сейчас меня спрашиваете – это Вечерняя школа для людей других профессий.

Ведущая. Которые, также, проявляют интерес к журналистике?

М. Есен. Так точно! За 3 выпуска, которые мы выполнили, хочется отметить, что в группе, где в среднем 10-12 человек, 2-3 устраиваются в нашу сферу. Мы понимаем, что это прекрасная статистика. У нас есть пример, когда девушка 12 лет проработала ветеринаром, сейчас является продюсером на очень популярной программе. Другая девушка, у которой есть своё предприятие, она занимается ткачеством. Эти навыки, которые она у нас получила, помогают ей развивать свои социальные медиа, тем самым продвигать тот продукт, который она создаёт. Это сейчас очень важно. Мы понимаем, что при наличии гаджетов, каждый из нас автоматически становится транслятором. Таких примеров очень много.

Ведущая. Молодые люди в регионах стремятся окончить ВУЗ, получить диплом журналиста и уехать. Наблюдается нехватка профессионалов и это очень большая проблема в регионах. Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы эта ситуация изменилась?

М. Есен. Вопрос актуальный, но изучая различные общемировые тенденции, мы понимаем, что это нормально. Миграционные процессы уже не остановить. Я думаю, что проблема звучит острее тогда, когда специалисты уже выросли за границей столичных предприятий и уезжают далеко. Мы понимаем, что это место трудно восполнить кем-то. Это ещё болезненнее. Но, с другой стороны, проблема, действительно, актуальная. Что для этого делать? Выходов огромное количество, и они на поверхности – вопрос саморазвития и самообразования. Я думаю, в регионах есть доступ к Интернету и все люди достаточно образованные, открыты для того, чтобы понимать, куда движется индустрия, что они могли бы применить для себя. В целом, в Казахстане все для этого есть, мы с вами живем в мирное время. Регионы, также, экономически подкреплены и могут себе позволить приезд любого тренера, если это необходимо. Даже на какое-то время, который наведёт некий порядок в редакции, поделится своим видением или внедрит свои методы. Это вопрос желания меняться. Я думаю, что наши маститые журналисты, обладающие колоссальным опытом, должны понимать, что надо взращивать себе замену.

Ведущая. Как Вы видите казахстанскую журналистику, казахстанские СМИ лет через 20?

М. Есен. Я бы так далеко не смотрела.

Ведущая. Хотя бы, в ближайшее десятилетие?

М. Есен. Сейчас, это достаточно неблагодарно. Все очень быстро меняется, развивается, но мы с вами в общей мировой сетке. Любые изменения, которые происходят даже в Новой Зеландии, рано или поздно нас коснутся. Во-вторых, с развитием искусственного интеллекта, наша профессия также будет претерпевать определенные перемены. Что опять налагает на нас колоссальную ответственность.  Я думаю, что в школах нужно уже внедрять предмет «Медиаграмотность», потому что понимание того, что правда, что недоправда – это серьёзные процессы нашей мозговой деятельности. Это навыки, которые после 30 можно развить. Поэтому «Медиаграмотность» - это то, что мы должны сейчас внедрять в школах. Примеров много и самый лучший пример – это Финляндия, где есть такие предметы. Это один вариант. Что поможет нам дать Медиаграмотность в целом? Выйти на новый уровень, более профессионально понимать, куда мы развиваем эту профессию и зачем это нужно. Когда говорят, что журналистики, как таковой, не будет, то в чистом варианте - не будет. Мы делаем многие вещи, которые 5 лет назад не делали. Когда я училась, понятия не было, что появятся интернет площадки. На сегодняшний день в Японии и в Китае разработаны такие программы, которые за минуту пишут порядка 500 видов той или иной статьи по конкретным тэгам. Человек этого сделать не сможет даже при огромном желании. Но, желание обладать качественной информацией у нас всегда будет. Здесь тоже есть определённые тенденции. Джек Мани об этом не редко выступает и говорит, что мы сейчас шагнули в ту историческую фазу, когда очень важен коэффициент любви. Любовь проявляется в социальных взаимоотношениях и информация, которую мы будем транслировать, должна быть воодушевленной. Это новая тема, о которой стоит подумать.

Ведущая. То есть, профессия журналиста будет всегда актуальной, несмотря ни на техническое развитие?

М. Есен. Она может видоизмениться, может по-другому называться. Если вы заметили, мы сейчас реже говорим журналистика, больше говорим – медиа. Это уже некая трансформация. Я думаю, что от понятия «медиа» и «цифровизация» в ближайшее время вряд ли кто-то откажется.

Ведущая. Напоследок, хотелось бы услышать совет для начинающих журналистов. Как состояться в профессии?

М. Есен. Универсальных советов нет. Я, наверно, лишь поделюсь тем, что мне помогло в этой профессии реализоваться, чувствовать себя полезной. Понимая то, что какой-то этап я прошла и хочу заниматься чем-то другим. Недавно я удостоилась такой прекрасной возможности быть единственном делегатом из Казахстана на Глобальном Медиафоруме в городе Бонн в Германии. За что я благодарна Посольству Германии. Там присутствовало, порядка, 100 стран мира, где обсуждались тенденции глобальной медиа журналистики настоящего времени. Я увидела, что Казахстан на мировой площадке не имеет ни одного журналиста, который был бы услышан на глобальном уровне. У нас нет ролевой модели, которая бы вела исследования, касающиеся нашей страны, но любопытные всему миру. Тем для этого достаточно. Элементарно, то, что Казахстан стал площадкой для урегулирования Сирийского конфликта. Это чудесная тема, которую наши журналисты могли бы не просто освещать, но и анализировать, выезжать в другие страны и делиться своим опытом. Это проблема, которая объединяет весь Мир, потому что, так или иначе мир, периодически, находится в состоянии войны в той или иной точке. Для себя я поставила новую задачу – нужно что-то анализировать и быть этой теме преданным продолжительное время. Отсюда рекомендация молодым начинающим журналистам. Темы могут меняться на протяжении вашей жизни, а привычка анализировать и транслировать нашим сообществом качественные продукты, останется до конца. Хочется пожелать саморазвития, ответственности. Преданности профессии, стране, семье. Осознанности. Если ты в этой профессии не осознанно, то ты можешь стать инструментом для достижения каких-либо целей третьих лиц.

Ведущая. Спасибо большое, Махаббат, за столь интересную беседу. Я думаю она будет интересна нашим читателям, людям, которые будут смотреть нас. Я напоминаю, что сегодня с нами была известная теле и радиоведущая, журналист Махаббат Есен.

`