BNews.kz - Live - О введении дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте

О введении дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте

80
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Вы смотрите Bnews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. В этой студии, вместе с экспертами, мы обсуждаем актуальные темы. Существенные изменения происходят в области пассажирских перевозок. Теперь стоимость проезда в общественном транспорте напрямую зависит от способа оплаты. О произошедших переменах сегодня нам расскажет Председатель Правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов. Здравствуйте!

Б. Игенбердинов. Здравствуйте, Даля!

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, какова же теперь стоимость проезда и с чем связаны эти изменения?

Б. Игенбердинов. Стоимость проезда, при использовании транспортной картой, сохраняется на прежнем уровне – 90 тенге по социально значимым маршрутам. При наличном способе оплаты – 180 тенге и не будет сохраняться опция по бесплатной пересадке. Для чего нужна транспортная карта? Во-первых, это удобство. Это мировая практика, когда человек не носит с собой деньги. Существует опция в нашем городе – это бесплатная пересадка в течении 1 часа. То есть, фактически, если человек в течении часа пользуется двумя автобусами, то у него каждая поездка равняется стоимости в 45 тенге.

Ведущая. Раньше, насколько мне известно, не было ограничений по количеству пересадок. Почему сейчас ввели?

Б. Игенбердинов. Мы провели аналитику. Каждая опция, каждый сервис требует определенной аналитики. Мы посмотрели, насколько это эффективно и насколько это экономически целесообразно. Понятно, что каждый человек хочет ездить бесплатно или, как минимум, за минимальную стоимость. Но это бремя на себе несёт перевозчик. Мы согласовали с перевозчиками, что мы сохраняем одну пересадку. Учитывая, что город растёт, меняется маршрутная сеть, мы вынуждены по ряду направлений организовывать пересадки, чтобы человек мог с одного края города добраться до другого. Эта опция будет сохраняться. По итогам, как мы максимально переведём пассажиров на транспортные карты, уже будет понятна матрица корреспонденции. Мы сможем чётче работать по формированию и совершенствованию маршрутной сети города. Соответственно, дальше будем работать над тем, чтобы у человека была только одна пересадка.

Ведущая. Сколько астанчан пользуется этими картами? Можете ли Вы привести статистику, сколько их было, к примеру, в прошлом году?

Б. Игенбердинов. По сравнению с прошлым годом количество пользователей карт у нас увеличилось. Если в прошлом году это было 29-30%, то в этом году 36% населения. К концу года планируем дойти до 40% и дальше поэтапно. Эта тенденция мировая. Транспортная мобильность и разгрузка улично-дорожных сетей связана с тем, что люди должны переходить на общественный транспорт. В автобусе, условно, может ехать 100 человек и те же 100 человек могут ехать в 50 легковых автомобилях. Соответственно, какую площадь они занимают на дороге, какую они создают нагрузку на улично-дорожные сети.

Ведущая. Хватает ли на сегодняшний день транспортных карт? Нет ли ажиотажа среди населения?

Б. Игенбердинов. По продажам ажиотаж есть, потому что люди узнали и интенсивно покупают транспортные карты. Количества карт предостаточно. Мы закупили ещё пол миллиона карт. Я думаю, что в ближайшее время, порядка 200-250 карт продадим на этом этапе.

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, где можно приобрести и каким способом можно пополнять транспортную карту?

Б. Игенбердинов. Сегодня работает более 90 стационарных точек по городу. Эту информацию можно увидеть у нас на сайте. Пополнять можно, также, на этих стационарных точках, Kiwi – терминалах и через интернет-банкинг.

Ведущая. Kiwi – терминал не будет взимать комиссию?

Б. Игенбердинов. Kiwi – терминалы работают по договору и не снимают комиссию. То есть, для пассажира, который пополняют свой транспортный кошелёк или покупают месячный проездной по тарифу, комиссия – 0.

Ведущая. Есть специальные тарифы. Могли бы Вы подробнее рассказать, какие это тарифы? В чем их разница?

Б. Игенбердинов. Раньше у нас были разные тарифы на 5,10 поездок. Но, проанализировав удобства для граждан – это когда есть транспортный кошелёк. На сегодня мы максимально перешли на транспортный кошелёк. Человек забрасывает сумму, которая съедается при каждой поездке. Не зависимо на 5 или 50 поездок, убывает в соответствии с его поездками. На сегодня проблем с пополнением быть не должно.

Ведущая. Водители автобусов получают стабильный оклад либо их заработок зависит от количества пассажиров, которые они перевозят?

Б. Игенбердинов. Конечно. По условиям нового договора с перевозчиками, есть система бонусов и штрафов. То есть, штрафы – это, если он не выполняет какие-то условия, например, проехал остановку или не доехал до конечной – любой момент, связанный с некачественным обслуживанием. Здесь страхуется перевозчик и водитель. Чем больше в автобусе проведено валидаций, тем уровень его заработной платы растёт и консультанта.

Ведущая. То есть, все-таки зависит от того, как пассажир оплатил?

Б. Игенбердинов. Да. Потому что уровень этих валидаций нам позволяет определиться с уровнем субсидирования, который осуществляет муниципалитет, в лице акимата города Астана.

Ведущая. Теперь нет кондукторов. Что будет с этими людьми? Сколько их было на городских маршрутах?

Б. Игенбердинов. Они никуда не делись. Но есть, естественно, выбытия в силу непрофессионализма, в силу других обстоятельств. Люди, которые ответственно подходили к своей работе, часть переведены в консультанты по электронной системе оплаты проезда, часть в контрольно-линейные службы парков.

Ведущая. Консультанты находятся непосредственно в автобусах?

Б. Игенбердинов. Да. Определенное время они там будут находиться, пока все горожане не поймут, как надо валидироваться, как надо проверять баланс на валидаторах, как выбирать зону, как выбирать тариф.

Ведущая. Как будет проводиться контроль, оплатил человек или нет?

Б. Игенбердинов. Водитель не сможет, это не его обязанность. Для этого создана служба транспортного контроля. Осуществлён набор и дальше мы будем увеличивать штат, в зависимости от объёмов. Консультантом по ISOPA будет информироваться служба транспортного контроля, в случае конфликта. Например, если пассажир не хочет платить или у него возникают проблемы с транспортной картой. Тогда вызывается служба транспортного контроля, приезжают сотрудники. Если вопрос безбилетного проезда, то вызываются сотрудники местной полицейской службы, оформляется протокол и выносится штраф.

Ведущая. Какой сейчас размер штрафа?

  Б. Игенбердинов. 2 МРП.

Ведущая. В том случае, если валидатор, вдруг, вышел из строя, какие действия будут предприниматься?

Б. Игенбердинов. Постановлением акимата, где мы вводили дифференцированный тариф, указано, что в случае неработающего валидатора, пассажир имеет право на бесплатную поездку. Если в процессе движения автобуса произошёл сбой в системе, тогда водитель едет на конечную остановку и на каждой остановке по требованию высаживает пассажиров.

Ведущая. Детям, также, необходимо карты приобретать? Как быть с детским проездом?

Б. Игенбердинов. Детям, конечно, надо приобретать. Мы эту работу не первый год ведём. Учитывая то, что сейчас лето и было очень много запросов среди родителей, акиматом города было принято решение, что в летний период до 1 сентября дети будут ездить по 40 тенге, вне зависимости от того, есть у него карта или нет. Это связано с тем, что есть определённый процесс получения льготной карты и очень много детей приезжают сюда с разных регионов. Процесс оформления не быстрый. Для этого мы сделали такую опцию.

Ведущая. А после 1 сентября?

Б. Игенбердинов. После 1 сентября у тех, кто не получил карты будет возможность получить их и пользоваться общественным транспортом.

Ведущая. Стоимость детского проезда в этом случае возрастает?

Б. Игенбердинов. Нет, по транспортной карте тоже самое.

Ведущая. Как быть туристам, которые приезжают на короткий срок и у них нет потребности приобретать карту?

Б. Игенбердинов. Если он понимает, что за период его прибывания в городе Астана будет не более 10 поездок, то у нас есть продажа транспортных карт на 10 поездок, которые тоже предусматривают бесплатную пересадку в течении часа.

Ведущая. Есть ли сегодня категории граждан, которые имеют право на льготные поездки, бесплатные поездки? Расскажите, пожалуйста, о них.

Б. Игенбердинов. 6 льготных категорий граждан. Они утверждены решением Маслихата города Астана. Их порядка 120 тысяч, из них около 95 тысяч за этот период уже получили транспортные карты. Те, кто приезжает, регестрируется через ГЦВП, бесплатно получают транспортные карты.

Ведущая. Какого результата Вы ждёте по окончанию этой акции? Сколько человек в процентном соотношении, по Вашим прогнозам, должны будут пользоваться транспортными картами?

Б. Игенбердинов. В прошлом году у нас пользовалось транспортными картами не более 5% от всего пассажиро-потока. Сейчас – около 60%. До конца года, мы планируем довести до 95-98%. Это нам позволяет полностью вывести теневой оборот с парков, позволяет правильно субсидировать, видеть четко и понятно расходы и доходы перевозчиков. Вся Налоговая база, которая будет сформирована, будет направлена на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Это показатели, которые мы увидим в ближайшее время.

Ведущая. То есть, этот переход должен спровоцировать увеличение прибыли?

Б. Игенбердинов. Да, конечно.

Ведущая. На сколько вы прогнозируете увеличение?

Б. Игенбердинов. Пока четкие цифры назвать сложно. Я думаю, что мы увидим официальные поступления от 20-30% и выше.

Ведущая. Планируется ли повышение тарифа на следующий год?

Б. Игенбердинов. Этот вопрос тоже серьезный и емкий, как для нас, так и для горожан. До конца года, в рамках вводимого дифференцированного тарифа, мы поймём, какой сложился пассажиро-поток, какие расходы, какие доходы. Прозрачная система даст нам всю необходимую аналитику, для того, чтобы выходить на общественный совет и говорить насколько в ту или иную сторону мы должны менять тарифную политику. Если мы сейчас говорим, что Маслихатом был утверждён расчётный тариф 198,8 тенге, то это нам позволяет 108,8 тенге субсидировать на каждую поездку. Все это при условии, что на комиссию перевозчиком будут предоставлены открытые данные по его доходам, по его расходам, с полным подтверждением. На следующем этапе мы будем говорить, необходимо ли менять расчетный тариф для того, чтобы уменьшать или увеличивать долю субсидирования со стороны муниципалитета. И вторая часть – мы будем смотреть по базовому тарифу, насколько он должен измениться. Это будут уже чёткие и понятные данные. Здесь горожане поймут, что если будут изменения, то все эти цифры и данные в открытом доступе.

Ведущая. Нет ли в городе потребности введения новых маршрутов?

Б. Игенбердинов. Эту работу мы ведём на ежедневной основе. Мы получаем данные со стороны перевозчиков. Также, у нас есть специальные службы, которые ведут аналитику. В автобусах есть датчики подсчета пассажиров. Мы проводим социальные опросы, вводим чат-боты. Районные акиматы очень активно нам в этом помогают. Они проводят переговоры, непосредственно, с теми районами, где идёт серьезная застройка, где открываются новые микрорайоны, жилые массивы. Мы отрабатываем, где нужно изменить маршрут, где нужно продлить маршрут и, также, где открыть новый маршрут. Эту всю работу по модернизации маршрутной системы мы ведём ежедневно, учитывая, что идёт бурный рост города.

Ведущая. Сейчас такой потребности нет, в ближайшее время?

Б. Игенбердинов. Сейчас у нас есть несколько предложений, мы их отрабатываем. В принципе, мы раз в месяц проводим изменения в маршрутной системе.

Ведущая. А каким образом вы информируете население?

Б. Игенбердинов. Сначала мы проводим опрос. То есть, жители этого района уже знают, какой маршрут с какого времени будет продлеваться или вводиться новый маршрут. Новый район требует либо одного маршрута, либо 2-3, чтобы попасть в разные части города без 2-3 пересадок. Хотелось бы акцентироваться внимание на том, что льготные категории граждан вопрос дифференцированного тарифа не коснётся. Это – пенсионеры, инвалиды, многодетные матери, опекуны, сопровождающие детей - инвалидов до 18 лет, ветераны. Единственное, что льготные категории граждан обязаны, при получении транспортной карты, валидироваться. Потому что, государство, в лице акимата, предоставило им необходимые льготы и они получают карту бесплатно. Если он не валидируется, то по закону это считается, как уклонение от оплаты проезда.

Ведущая. А не случится ли такой ситуации, как прошлом году в Алматы, когда были сбои с картами Онай?

Б. Игенбердинов. Мы работаем над совершенствованием этой системы, чтобы минимизировать такие случаи. В этой связи, мы прописали в Постановлении, что в случае проблем с валидатором, для пассажиров бесплатная поездка. Консультанты по lSOPA об этом уведомляют население. Они не имеют права высаживать. Их задача только консультировать по работе электронной системы оплаты проезда. Они будут вызывать службу транспортного контроля, что они сейчас и делают, для оформления ситуации.

Ведущая. Где находится служба транспортного контроля?

Б. Игенбердинов. Они постоянно курсируют. Никто не знает, где и в какой момент они окажутся, на какой остановке. Ежедневно даётся команда – где и как они будут работать. Рейдовые мероприятия, совместно с местной полицейской службой, будут проводиться до того периода, пока мы не дисциплинируем наше население. Мы сейчас ввели на ряде маршрутов и, в перспективе, мы планируем на всех маршрутах ввести посадку в автобус через переднюю дверь. Это очень удобно, как для подсчета, так и для контроля, чтобы, в перспективе, снизить роль службы транспортного контроля. Человек заходит через переднюю дверь, валидируется, водитель это видит и вопросов не возникает. Выходят они через среднюю и заднюю двери. Не сразу и не во всех автобусах, потому что как только мы перейдём на уровень свыше 90%, тогда эта система будет работать во всех автобусах. Это мировая практика и, я думаю, что наши горожане это прекрасно понимают и со временем привыкнут к этому.

Ведущая. В некоторых странах даже устанавливают турникеты. Ты вошёл в переднюю дверь и дальне не можешь пройти, пока не приложишь карту.

Б. Игенбердинов. Это определенные затраты. Мы сейчас эту систему вводим для того, чтобы определиться с уровнем субсидирования, а завтра с уровнем вкладов в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Конечно, следующим этапом будем дальше развиваться. Возможно, будут турникеты, новые сервисы, альтернативные виды общественного транспорта. Все возможные сервисы, показавшие в мире хорошие мероприятия, будут у нас внедряться.

Ведущая. Хорошо, спасибо большое за содержательную беседу. Сегодня у нас в гостях был Председатель Правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов. Всего доброго!

`

Новости партнеров