Об усилении ответственности бизнеса

180
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это BNews-онлайн. Сегодня мы поговорим об усилении ответственности бизнеса. В студии портала BNews управляющий директор Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» Ербол Устемиров. Здравствуйте, Ербол!

Е. Устемиров. Добрый день!

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, что вообще входит в понятие «ответственность бизнеса»?

Е. Устемиров. Для начала хотел бы сказать, что за 5 лет существования Палаты «Атамекен» был налажен правильный и конструктивный диалог с Правительством РК, с другими государственными органами. В целом, Правительство слышит и создает благоприятные условия для бизнеса. Если в целом говорить, то количество разрешений за 5 лет сократилось на 80%. Было 1115 разрешений-лицензий, а стало 316. Количество требований к бизнесу сократилось – было порядка 30 500, в настоящее время сокращено 58% и осталось 13 тысяч требований. Сокращается количество проверок, оптимизируется система проверок. Если, допустим, в 2013 году регистрировалось порядка 183 тысяч проверок, то по итогам прошлого года была проведена 81 тысяча проверок. В целом, государство системно и планомерно улучшает условия для бизнеса. В то же время, трагические события, говорят о том, что не все предприниматели соблюдают требования Закона. И мы, Национальная Палата предпринимателей, которая консолидирует бизнес-сообщество и выражает консолидированную позицию, защищаем добросовестный бизнес и хотим, чтобы ответственность бизнеса была усилена.

Ведущая. Насколько добросовестно предприниматели относятся к вопросам безопасности потребителей?

Е. Устемиров. Если говорить по отраслям, в целом, по пожарной безопасности были трагические события в городе Кемерово в ТЦ «Зимняя вишня». Если брать в Казахстане места массового скопления людей, то это крупные торговые центры. Например, торговый центр «Mega Silk Way» добровольно страхует своих арендаторов. У этого торгового центра есть свои пожарные подразделения, которые обслуживают данный центр. В данном центре безопасность обеспечена. Если говорить про отравления, в мире придумано много способов обеспечения безопасности. Одна из таких систем – это система ХАССП. Она позволяет полностью прослеживать процесс производства, начиная от завоза продуктов и на выходе можно говорить о том, что продукция безопасна для жизни и здоровья людей. Многие компании эту систему потихоньку внедряют. Можно говорить, что их ответственность по сравнению с другими выше и они понимают свою ответственность перед населением, потому что бизнесмены – это те же представители общества, которые продают товары и продукцию для людей. Они должны ориентироваться на людей, чтобы товары, работы и услуги были безопасны для людей и, чтобы они были качественными.

Ведущая.  Что делать для того, чтобы остальные предприниматели в плане пожарной безопасности, и в пищевой промышленности, и других сферах шли по данному пути?

Е. Устемиров. Нельзя сказать, что остальные предприниматели нарушители. У нас законодательно не закреплено, что они должны страховаться. Это, получается, предприниматель берет на себя дополнительные обязанности. Он внедряет дополнительные механизмы, которые обеспечивают повышенную безопасность для лиц, находящихся в их торговых центрах. В целом, если говорить о пожарной безопасности, мы с уполномоченным государственным органом разрабатывали Дорожную карту. Они по поручению Генеральной прокуратуры провели проверки более 3 тысяч объектов. Когда проанализировали, оказалось, что там много проблем, как при строительстве, так и при подготовке проектно-сметной документации. Когда было смягчение требований, органы пожарной безопасности участвовали при приемке объектов, потом они были оттуда исключены.  Необходимо, чтобы аттестованный госорганами специалист участвовал при строительстве и при подготовке проектно-сметной документации. Таким образом, можно обеспечить соблюдение пожарных норм при строительстве. Были примеры, когда в жилых домах должна быть отдельно лестница, и отдельно лифтовый холл. Когда мы проводили совещание, совместно с Министерством внутренних дел, были примеры, что дома уже построены и это нарушение устранить очень сложно. Легче всего на начальном этапе обеспечить это.

Ведущая. Вы сейчас отметили лифтовое хозяйство. Не редко в лифтах происходят несчастные случаи. Какие работы проводятся для того, чтобы исправить ситуацию?

Е. Устемиров. Лифты – это отдельная тема. В свое время лицензирование работ по обслуживанию лифтов было выведено из лицензированных видов деятельности. Получилась такая ситуация, что за обслуживание лифтов отвечали люди, которые не имели представления, как их обслуживать. Эта проблема была актуальна, как для регионов, так и для Астаны, Алматы. Пилотно мы, совместно с акиматом Астаны, с Министерством по инвестициям и развитию РК, заключили соответствующий меморандум и в пилотном режиме создали добровольную саморегулируемую организацию, в которую будут входить все компании, которые обслуживают лифты. Эта саморегулируемая организация прописывает требования для предприятий, которые устанавливают лифты и в последствии, эти лифты обслуживают, чтобы работники имели соответствующие знания. Если говорить по Астане, порядка 1 100 лифтов были обследованы. В целом, это взято на контроль, выявленные нарушения устраняются. Сейчас мы рекомендовали, чтобы опыт Астаны распространили на другие регионы.

Ведущая. Какие созданы условия для развития взаимоотношений между предпринимателями и потребителями?

Е. Устемиров. Мы, как Национальная палата предпринимателей, считаем, что интересы бизнеса, интересы государства и интересы потребителей равнозначны. Когда бизнес осуществляет свою деятельность, не должен забывать интересы государства и не должен забывать интересы потребителей. Продукция и услуги должны быть безопасны. Когда мы проанализировали, как осуществляется защита прав потребителей, мы увидели, что есть порядка 100 обществ по защите прав потребителей и из них работают только 55. В целом, институт защиты прав потребителей в Казахстане не развит и в должной мере не реализуется. В этой связи, мы Правительству дали предложения, что необходимо создать институциональную основу. Глава государства в своем Послании в текущем году про это сказал. Работа сейчас идет и надеемся, что в следующем году в этом направлении будут происходить положительные сдвиги.

Ведущая. Существуют ли сейчас меры поощрения добросовестных предпринимателей?

Е. Устемиров. Законодательно, никаких преимуществ нет. Но в целом, есть специальные премии, премия «Алтын сапа», «Лучший товар Казахстана», которые обеспечивают наивысшее качество. Ежегодно проходят мероприятия, с участием Главы государства. НПП «Атамекен» реализует такой проект, как «Менің Атамекенім». Эта акция направлена на то, чтобы люди знали, что те или иные предприниматели хотят помогать.

Ведущая. Получают ли они при этом какие либо налоговые льготы?

Е. Устемиров. Нет. Мы считаем, что это нужно, чтобы в Казахстане развивалось меценатство. По сравнению с другими странами, у нас институт меценатства не получил такое распространение.

Ведущая. Какие основные задачи стоят перед Палатой «Атамекен» для того, чтобы усилить ответственность бизнеса?

Е. Устемиров. Мы всегда заявляли, что поддерживаем добросовестный бизнес. В целом, мы предложили создать Единый бизнес-реестр предпринимателей. У нас в настоящее время существует более 330 бизнес-реестров. Некоторые сведения между базами государственных органов дублируются. Единого портрета предпринимателей у нас нет. Мы предложили, чтобы на базе Национальной Палаты создать этот реестр. Он получит интеграции со всеми базами данных государственных органов. Мы изучали опыт других стран. К примеру, в России есть такая система «СПАРК». По Закону они являются единым интегратором. Они приезжали к нам и презентовали эту программу. Там введены такие индексы, как индекс платежной дисциплины, индекс должной осмотрительности, индекс благонадежности. Она выгодно для предпринимателей тем, что, когда я, например, хочу заключить договор с какой-то компанией, я захожу в систему, и она мне дает портрет компании. Для государства это хорошо, с точки зрения проведения проверок. Система управления рисками государственных органов будет смотреть нарушает он или не нарушает, и сможет выстраивать свою систему государственного контроля и государственного регулирования. А потребитель будет получать качественный и безопасный товар. Эта система показывает, какая фирма является однодневкой. Дисциплина взаимоотношений между бизнесменами выходит на новый уровень и со стороны государства будет отношение соответствующее.

Ведущая. Как сами предприниматели относятся к введению данной системы?

Е. Устемиров. Добросовестные предприниматели 100% «за». А для предпринимателей, которые не очень добросовестные, не выгодно показывать свои серые схемы. Я считаю, что эта система нужна. Бизнес будет дисциплинироваться. Бизнесмены будут стараться быть добросовестными.

Ведущая. Самое главное, что в конечном итоге, большой плюс будет для потребителей.

Е. Устемиров. Конечно. Добросовестный бизнес будет ориентирован производить безопасную, качественную продукцию. Потребитель и государство будут только в плюсе.

Ведущая. Будем надеяться, что все эти новшества и применение новых технологий приведут к тому, что уровень сознательности и ответственности бизнеса в Казахстане станет выше.

Е. Устемиров. Спасибо.

Ведущая. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был управляющий директор Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» Ербол Устемиров. Всего доброго!

`