BNews.kz - Live - «Платные дороги: Когда казахстанские автобаны выйдут на самоокупаемость?»

«Платные дороги: Когда казахстанские автобаны выйдут на самоокупаемость?»

328
Беков Амангельды Ауезханович
Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Дата рождения: 21.01.1960

Место рождения: КазССР;

Владение языками: Казахский, русский

Образование, специальность (квалификация), лицензии:

- Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт

Автомобильные дороги

Научные звания, степени, деятельность: Академик международной Академии транспорта

Трудовой стаж:

- Инженер производственной дорожной лаборатории линейно-эксплуатационного управления автодорог (1983);

- Прораб, главный инженер Министерства автомобильных дорог Казахской ССР, начальник отдела по проведению лабораторных испытаний КП «Жезказганжолдары», начальник ПТО ТОО «Беркут», главный специалист РГП «Казахавтодор»;

- Начальник управления развития сети автомобильных дорог и безопасности дорожного движения Комитета автомобильных дорог и автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (2001-2005);

- Начальник управления развития и эксплуатации Комитета автомобильных дорог и строительства инфраструктурного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, начальник управления эксплуатации, мобилизационной подготовки, развития автодорог и строительства железных дорог Комитета развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (2005-2007);

- Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (02.2008-2014);

- Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (с 08.2014)

Государственные и международные награды, премии, почетные звания:

- Медали: «Ерен еңбегі үшін», юбилейными медали «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл», «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл», «Астананың 10 жылдығы»;

- Почетные нагрудные знаки: «Құрметті жолшы», «Почетный дорожник СНГ»

Воинская служба, воинские и специальные звания, классные чины: Служил в рядах Советской Армии

  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала BNews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Реализация программы «Нурлы жол» подошла к своему экватору, половина пути пройдено – это значит, что сейчас можно подводить предварительные итоги и говорить о прогнозах на вторую половину. Одним из центральных пунктов реализации программы являются – дороги, а точнее их реконструкция и строительство. Собственно, об этом сегодня мы и поговорим. У нас в гостях Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Беков Амангельды Ауезханович. Амангельды Ауезханович, здравствуйте!

А. Беков. Здравствуйте!

Ведущая. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Тема дорог всегда актуальна. Так как у нас есть государственная программа «Нурлы жол», в ходе которой строятся дороги, хотелось бы узнать, как сейчас, в целом, обстоят дела с дорогами в Казахстане. На сколько процентов уже реализован дорожный проект, заложенный в программу?

А. Беков. Да, действительно, с 2015 года мы реализуем государственную программу «Нурлы жол». Необходимо отметить, что на начало реализации государственной программы «Нурлы жол», действовала еще программы – Интеграция транспортной системы, международные сети. В этом году эти 2 программы объединили и осталась только одна программа – Нурлы жол. В рамках данной программы, мы планируем провести реконструкцию и строительство порядка 7 000 км. На сегодняшний день – Вы правильно сказали – мы перешли экватор реализации программы. 2,5 года программа уже реализовывается и можно сказать, что за прошедшие 2 года порядка 2000 км привели в соответствие. До конца текущего года мы планируем завершить еще 600 км. Этот год – самый пик реализации проектов. В этом году мы будем охватывать 4 400 км. На сегодняшний день решены все финансовые вопросы. Для реализации дорожных проектов привлекается не только Республиканский бюджет, так же средства национального Фонда, займы Международных финансовых институтов. В этом году бюджет на реконструкцию автодорог – порядка 330 млрд. тенге. На сегодняшний день подводятся итоги тендеров, в сентябре на всем протяжении начнем работу. В целом, к концу реализации проекта мы планируем завершить порядка 3 000 км. Здесь будет и строительство, и реконструкция. В частности, мы начинаем строительство обхода Астаны. Астана будет полностью закольцована обходами. В настоящее время мы привлекаем туда займ Эксимбанка Китайской Народной Республики и в скором времени начнем строительство обхода.

Ведущая. А есть какие-то завершенные проекты?

А. Беков. Реконструированные проект – это Западная Европа – Западный Китай, который у нас полностью завершен, к концу прошлого года открыли движение. Этот проект был начат в 2010 году, только часть этого коридора вошла в программу «Нурлы жол».

Ведущая. А трасса Караганда – Астана?

А. Беков. По трассе Караганда – Астана в прошлом году открыли движение до Темиртау – это 178 км. Начали делать участок между Темиртау и Караганда. Автолюбители, наверное, видят какая там идет масштабная стройка. Также в скором времени начнем строительство обхода г. Караганда. То есть, весь транзитный транспорт к концу года будет выведен с улиц города и будет объезжать город полностью. Также начинаем «неприоритетный» участок Курты-Бурылбайтал 228 км, который в свое время не был охвачен реконструкцией, когда был 1 этап реконструкции автодороги Астана – Алмата, завершенный в 2003 году. Этот участок был пропущен. Сейчас этот участок мы начинаем реконструировать, определены подрядчики и скоро начнутся работы. Также планируем от Бурылбайтала до Балхаша начать реконструкцию. В настоящее время ведутся процедуры по привлечению займа Всемирного банка. Участок от Балхаша до Караганды планируем начать после 2020 года.

Ведущая. То есть, - это будет расширение дороги?

А. Беков. От Астаны до Алматы будет четырехполосная автодорога 1 категории.

Ведущая. Хорошо. Раз уж мы заговорили о подрядчиках, такой вопрос – при выборе подрядной организации, которая будет заниматься реконструкцией, предпочтение отдается нашим компаниям или иностранным?

А. Беков. Здесь надо отметить, что, раз мы привлекаем займы Международных финансовых институтов, то конкурсные процедуры идут по правилам банков – доноров, у них свои правила. Там уже учитывается опыт, финансовое состояние компании. Могут учувствовать как иностранцы, так и наши компании. Сегодня у нас многие казахстанские компании могут конкурировать с иностранными компаниями. Это у нас – Казахдорстрой, ABK. Эти компании на ровне с иностранцами участвуют в международных торгах. Проекты, которые финансируются за счет республиканского бюджета, то там конкурс проводит Национальная компания «КазАвтоЖол». У них свои правила, учитывается опыт работы, наличие специалистов, соответствующей техники, а также финансовое положение компании. Тут нет такого – отдавать приоритет нашим или иностранным компаниям. Выигрывает сильнейший.

Ведущая. Хорошо.  То есть, сейчас не возможны такие моменты, что компания взялась за реализацию какого-то проекта и не хватило денег, техники. Сейчас уже более внимательно к этим вопросам относятся?

А. Беков. Сейчас в конкурсной документации это все оговаривается. У компании должен быть ежегодный оборот, в зависимости от объема работ, которые выставляются на торги и наличие собственной техники и специалистов.

Ведущая. Давайте немного поговорим о качестве строительства. Как Вы отмечали ранее, что в Казахстане действует пятиступенчатый контроль качества. Сейчас все на том же уровне или добавились еще какие-то ступени качества?

А. Беков. Надеюсь этих 5 ступеней на сегодняшний день достаточно. Подрядчик, в первую очередь, сам проверяет, у него есть своя служба качества. Также, есть независимая служба инженеров, которую мы нанимаем на конкурсной основе. Также есть ОблЖолЛаборатории в каждом регионе. В этом году мы открыли в Астане и в Алматы, потому что много вопросов по качеству по этим двум городам.  Также, ведет контроль качества на постоянной основе и автор проекта. Ну и, конечно, служба качества Заказчика.

Ведущая. Я напомню, что это онлайн-трансляция информационного агентства BNews.kz. Сегодня мы говорим о реализации программы «Нурлы жол», а точнее – о дорожном проекте. У нас в гостях Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Беков Амангельды Ауезханович. Давайте поговорим об инвестициях. Вы говорили, что в дороги вкладывает деньги государство, госфонды и плюс еще привлекаются займы. А помимо этого, привлекаются ли какие-то инвесторы?

А. Беков. Как я отметил, основные источники финансирования дорожных проектов – это республиканский бюджет и займы Международных финансовых институтов. В настоящее время мы ведем подготовительную работу по реализации крупного проекта – это большая Алматинская кольцевая автодорога. Она протяженностью – свыше 600 км. Он будет реализовываться на основе концессии, то есть -  государственного частного партнерства. На сегодняшний день у нас определен один концессионер, с которым ведутся переговоры по реализации проекта. До конца года будем подписывать контракт с консорциумом. Консорциум состоит из 3-х компаний – это 2 турецкие и 1 корейская компании. В настоящее время обсуждаются детали контрактов. Концессионер привлекает инвестиции – это порядка 150 млрд. тенге. Он вкладывает свои средства, а также берет займы у Международных банков. Государство в течении 20 лет будет равномерно возвращать эти привлеченные инвестиции.

Ведущая. А, допустим, наши местные предприниматели. Вы их не привлекаете в государственное частное партнерство, допустим на строительство придорожных сервисов?

А. Беков. Придорожный сервис – это один из больных вопросов. Сейчас вдоль автодорог порядка   2 000 объектов сервиса есть, но они расположены вокруг населенных пунктов. Есть участки автодорог, где практически нет ни одного населенного пункта. Там мы стараемся привлечь частных предпринимателей. В этом направлении мы работаем с акиматами. Мы им делаем площадки, съезды за счет бюджета, акиматы подводят коммуникации, а предприниматель только строит объект. Надеемся, что к концу реализации программы «Нурлы жол», основные дороги мы обеспечим современными объектами сервиса.

Ведущая. Появились уже заинтересованные?

А. Беков. Они уже строят. В Кызылординской области строят крупные проекты, в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской. Сейчас переходим в Павлодарскую, Карагандинскую, Акмолинскую области. То есть, во всех областях данная работа ведется.

Ведущая. А есть ли какой-то международный или государственный стандарт, допустим, через сколько километров должны располагаться такие сервисы?

А. Беков. В 2015 году мы приняли свой Национальный стандарт – на каком расстоянии должны располагаться эти объекты. Эти объекты разделены на несколько категорий. То есть, от заправки до крупных объектов сервиса с кемпингом, заправкой, пунктом питания и СТО. Такие крупные объекты у нас располагаются через 150-200 км. А мелкие – это заправка, пункт питания, тёплый туалет, стоянка для машин – располагаются через 50 км. В Казахстане этот стандарт принят.

Ведущая. Если в целом говорить о реализации программы «Нурлы жол», а точнее о дорожном проекте, укладывается ли реализация программы в заложенные рамки?

А. Беков. На сегодняшний день мы идём в рамках графика реализации проекта. Первые 2 года мы работали за счёт бюджетных денег. В этом году мы привлекаем большие займы. В этом году самый пик реализации проекта.

Ведущая. За время реализации, программа корректировалась, какие-то моменты вносились, какие-то убирались. Можно сейчас сделать вывод, насколько нынешняя программа отличается от той, которая была запланирована и запущена?

А. Беков. Как я в начале сказал, мы объединили 2 программы – программа «Нурлы жол» и программа интеграции транспортной системы в международную сеть. Там были разные проекты. Например, по Нурлы жол планировалась реконструкция автодороги от Астаны на Запад. Сегодня, ввиду финансовых затруднений, этот участок свыше 1000 км. перенесён на более поздний срок. Добавился дополнительный участок Алматы-Капчагай 450 км. – это выход в КНР. На сегодняшний день мы практически все выходы в КНР приводим в соответствие. Мы должны все выходы с Китая с Европу, в Россию, в Центральную Азию восстановить. Особые различия только в этом. А в целом, программа реализуется в том виде, в котором она была первоначально.

Ведущая. Еще один важный пункт, который волнует очень многих автолюбителей – то, что со следующего года некоторые автобаны станут платными. Или эта программа уже началась?

А. Беков. Нет, со следующего года. В этом году мы монтируем систему взимания платы на 3-х участках – это Алматы – Капчагай, Астана – Темиртау и Алматы – Хоргос. До конца года система будет полностью смонтирована и к концу года будет запущена в тестовом режиме. Платить не надо будет, а со следующего года будет введена платность. А в целом, мы планируем до конца реализации программы порядка 6 000 км. сделать платными. Это нам позволит ежегодно собирать порядка свыше 30 млрд. тенге, что хватит на содержание автодорог.

Ведущая. То есть, дороги будут окупать сами себя ежегодно?

А. Беков. Да, мы с бюджета деньги просить не будем на содержание автодорог.

Ведущая. Напомните, пожалуйста, сколько будет стоить проезд?

А. Беков. На сегодня у нас платная дорога Астана – Щучинск 220 км. для легкового автомобиля – 1 тенге за километр, для грузового – от 5 до 20 тенге, в зависимости от грузоподъемности. Пока вопрос не стоит об увеличении тарифов. В тоже время мы внедряем системы карточки, наклеиваете ее на лобовое стекло, закидываете на нее деньги, автомат высчитывает и снимает деньги со счета и шлагбаум открывается.

Ведущая. Я напомню, что это онлайн-конференция информационного агентства BNews.kz. Сегодня мы говорим о реализации программы «Нурлы жол», точнее, о дорожном проекте. У нас в гостях Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Беков Амангельды Ауезханович. К сожалению, время нашей трансляции подходит к концу, и я Вам предлагаю подвести небольшой итог и резюмировать то, о чем мы сегодня говорили. Большая часть дорог уже построена, остальное осталось на второй период. Оставшиеся 2 года мы будем не только реконструировать дороги, но и строить объездные пути?

А. Беков. Да, отдельные участки будем строить. Будем объезжать даже небольшие населенные пункты. Дороги будут 1,2 категории, скорости там будут большие и безопасность играет большую роль. Через населенные пункты мы стараемся не прокладывать дороги.

Ведущая. Со временем, есть такая возможность, что все города будем объезжать?

А. Беков. Надеюсь, что все областные центры будем объезжать. В первую очередь мы закольцуем Астану. Также строится большая алматинская кольцевая дорога. В других городах тоже строятся объезды – это Шымкент, Кызылорда, Актобе.

Ведущая. Хорошо. Также, давайте подведем итог, что со следующего года некторые автобаны станут платными. Делается это для того, чтобы дороги вышли на самоокупаемость и не тратили деньги из гос бюджета, и естественно, развитие придорожного сервиса.

А. Беков. Это важная работа – обеспечение объектами сервиса. Как я сказал, у нас большие расстояния и необходимо, чтобы пользователи дорог имели возможность отдохнуть в пути. У международных перевозчиков есть регламент – 8 часов ехать, остальное время отдыхать в сутки.

Ведущая. Спасибо. А я напомню, что это была онлайн – трансляция информационного агентства BNews.kz. Сегодня мы говорим о реализации программы «Нурлы жол», точнее, о дорожном проекте. У нас в гостях Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Беков Амангельды Ауезханович. В студии работала Мадина Аргын. До свидания! 

`

Новости партнеров