Подушевое финансирование в казахстанских школах

69
  • Фото
  • Видео

Ведущая. С нового учебного года казахстанские школы переходят на подушевое финансирование. Подробнее нам об этом расскажет сегодня заместитель директора департамента развития системы государственного финансирования образования Акционерного общества «Финансовый центр» Рима Галиаскарова. Здравствуйте, Рима!

Р. Галиаскарова. Здравствуйте!

Ведущая. Скажите, пожалуйста, сколько выделяется в среднем на одного учащегося, в рамках системы подушевого финансирования?

Р. Галиаскарова. Начнем с того, что размер подушевого норматива различается для деток, которые учатся в 1-4 классах, 5-9 и 10-11 классах. Далее размер норматива зависит от того, в каком классе обучается ребенок – в общеобразовательном, либо в коррекционном. Также, у нас существуют отдельные размеры норматива для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в обычных классах и для детей, обучающихся в коррекционных классах. Предусмотрен размер норматива для учащихся, обучающихся на дому. Кроме того, размер норматива зависит от того, в какой местности обучается ребенок. У нас есть зоны экологического бедствия, зоны радиационного риска. Соответственно, для детей, обучающихся в таких регионах, размер норматива выше. Если мы будем говорить о среднем размере норматива, на сегодняшний день он составляет в среднем 224 тысячи тенге в год на одного обучающегося.

Ведущая. Все ли школы перешли на данную систему? Каков механизм перехода?

Р. Галиаскарова.  С 2013 года подушевое финансирование проходило в пилоте апробации. В данном пилоте принимали участие 73 школы из 5 регионов и 2 городов – Астаны и Алматы. В 2018 году в Послании Главы государства прозвучало то, что подушевое финансирование будет внедряться в городских школах. Поэтому на сегодняшний день в пилоте осталось 43 городских школы и с 1 сентября начинается поэтапное внедрение. С 1 сентября переведены на подушевое финансирование все государственные школы города Астана. Кроме того, законодательно закреплена возможность размещения государственного образовательного заказа в частных школах, по принципу подушевого финансирования. На сегодняшний день в частных школах города Астана размещен госзаказ по принципу подушевого финансирования на 3 241 учащегося. Этот госзаказ обеспечен из республиканского бюджета. При совместной работе Министерства образования и местных исполнительных органов, в ряде регионов за счет средств местных бюджетов, размещен госзаказ. Например, в Актюбинской области, в Алматинской, в Мангыстауской, в Туркестанской областях.

Ведущая. То есть, частные школы, также, финансируются из государственного бюджета?

Р. Галиаскарова. 1 сентября они перешли на госзаказ, но мы не охватываем 100% учащихся частных школ. Во-первых, это желание учредителя частной школы. Они подают заявку, это все проходит на конкурсной основе. Надеемся, что дальше будет больше.

Ведущая. В чем существенные изменения, которые происходят? Можете рассказать, какая система была раньше и какие преимущества дает данный переход?

Р. Галиаскарова. Был проведен анализ фактических расходов школ за 2015-2016 годы и он показал, что основная часть средств, предназначенная для школ порядка 93,7% - это расходы на оплату труда и налоги. То есть, оставшаяся сумма – на коммунальные расходы, на текущие расходы, на ремонт, на приобретения хозяйственных, канцелярских, учебных материалов. По остаточному принципу финансируют прочие расходы, кроме оплаты труда. 100% в школах никогда не финансировалось. Это при сметном финансировании. Что дает подушевое финансирование? Здесь во главу всего становится ученик школы. Финансирование осуществляется из расчета стоимости одного учащегося и количества учащихся в школе. Теперь школа финансируется по контингенту учащихся, а не по тому, сколько школе необходимо средств. Подушевой норматив обеспечивает такие виды расходов, как оплата труда, налоговые платежи в бюджет, учебные расходы. В подушевом финансировании есть такой хороший момент – предусмотрена такая составляющая, как стимулирующий компонент, который позволяет планировать премирование или стимулирование педагогических работников за определенные достижения в своей работе, за достижения своих учеников. Это то, чего школы не могли иметь при сметном финансировании. Также, в нормативе учтены расходы на текущее содержание зданий, на приобретение хозяйственных, моющих средств, строительных материалов, проведение текущего ремонта, содержания компьютерной техники. На сегодняшний день, есть еще такой компонент в подушевом нормативе, как норма расходов капитального характера. В связи с недостаточностью средств местного бюджета, средства на капитальные расходы, то есть на приобретение дорогого оборудования, на проведение капитального ремонта, выделяются не ежегодно и не в том объеме, в котором хотелось бы. Подушевым нормативом предусмотрена определенная норма и на сегодняшний день она будет составлять 6 МРП. Общая сумма на одного ребенка приходится 14 500 тенге. Если мы говорим о городских школах, допустим, на 1000 учащихся, то получится 14 500 000 тенге, этой суммы достаточно для того, чтобы, как минимум, приобрести 2-3 учебных кабинета.

Ведущая. То есть, это на усмотрение руководства школы? Они будут планировать, что с этими деньгами делать, приобрести кабинет, либо провести ремонт?

Р. Галиаскарова. Да, хороший вопрос. При сметном финансировании, директор никогда не знает, сколько он получит на следующий год на содержание своей школы. При подушевом финансировании, зная свой контингент, он может посчитать, сколько учащихся придет на следующий год, директор может определить тот объем финансирования, который государство обязано обеспечить не на текущий год, а на 2,3,5 лет вперед. Благодаря этому, он может разработать план развития школы и укрепления материальной базы.

Ведущая. То есть, теперь школы заинтересованы, чтобы как можно больше учащихся посещали учебные заведения?

Р. Галиаскарова. Да.

Ведущая. Не снизится ли качество образования? Есть ли ограничения по количеству учащихся?

Р. Галиаскарова. Я могу сказать о промежуточных итогах, на примере тех школ, которые проходят апробацию с 2013 года. По сравнению с тем периодом, когда они не входили в подушевое финансирование, по результатам последнего учебного года, результаты впечатляют. Будем говорить, в первую очередь, о достижениях учащихся. Вырос показатель качества знаний, с 54 до 65 баллов, показатель ЕНТ с 69 до 77 баллов. Увеличилось количество кружков, проведено больше внеклассных мероприятий. Кружков до апробации было 780, сейчас 1500.

Ведущая. Сейчас школы могут оплачивать дополнительно труд учителям?

Р. Галиаскарова. Во-первых, я хочу сказать, что подушевой норматив обеспечивает государственный образовательный стандарт. Все, что в рамках стандарта, все часы оплачиваются за счет государства. Появилась заинтересованность педагогов открывать больше кружков и секций, для того, чтобы завлечь детей. Если ученики показывают какие-то достижения, то учитель получает за это бонус. Также, укрепилась материальная база школ, участвующих в пилоте. Теперь школы будут заинтересованы привлечь как можно больше учащихся, чтобы получить больше денег. Чтобы привлечь учащихся, директор школы должен привлечь лучших учителей. Далее, он должен заинтересовать учащихся какой-то фишкой, что-то организовать в своей школе, чего нет в других школах. Естественно, нужны показатели качества образования. Чем лучше ученик учится, тем лучше рейтинг у школы. Мы будем транслировать подушевое финансирование не только в школы Астаны, но и на всю Республику. Не во всех городах школы переполнены. Для многих родителей, лучшая школа – это школа возле дома.

Ведущая. Те школы, которые сейчас перешли на эту систему – это школы Астаны. А когда будет этот переход в регионах?

Р. Галиаскарова. С 1 сентября текущего года – это первый этап. Второй этап – с 1 сентября следующего 2019 года на подушевое финансирование будут переведены 192 школы города Алматы и 127 школ города Шымкента. С 1 января все частные школы республики перейдут на госзаказ по принципу подушевого финансирования. С 1 сентября 2020 года будет полномасштабное внедрение во всех городах республики.

Ведущая. В сельской местности школы будут работать также как и раньше?

Р. Галиаскарова. Да. Когда мы рассчитывали прогноз внедрения подушевого финансирования на все школы республики, было выявлено, что основная часть проигравших школ, которые при внедрении подушевого финансирования будут получать объем меньше, чем они имею на сегодняшний день, это сельские школы. Здесь есть несколько факторов. Один из тех факторов, это то, что сами сельские школы имеют небольшую проектную мощность. Кроме того, многие школы не заполнены. Таким школам невыгодно переходить на подушевое финансирование, с целью исключения риска недофинансирования сельских школ. На сегодняшний день они исключены из подушевого финансирования. Они по-прежнему остаются на сметном содержании.

Ведущая.  С какими проблемами сталкиваются школы при переходе на новую систему?

Р. Галиаскарова. Я могу сказать о тех проблемах, с которыми столкнулись пилотные школы, потому что о школах Астаны говорить пока рано. Финансирование осуществляется в течении месяца. Школы ощутят это ближе к концу года, когда будут осуществлены государственные закупки за счет средств подушевого финансирования, когда появится фонд премирования. Что касается пилотных школ, с проблемами столкнулись крупные школы, у которых достаточно большой контингент учащихся, тем более, если он превышают проектную мощность. Для них это оказался слишком большой объем денег, который они получили. Не все школы были готовы к такому количеству средств. Не все своевременно проработали вопросы, как будут осваиваться эти средства. На конец года скапливалась достаточная сумма денег, которую приходилось пускать на премирование. Это неправильное и не эффективное использование бюджетных средств. В связи с такой проблемой, в методику были внесены определенные изменения, в частности был введен корректирующий коэффициент. Чем больше учащихся в школе, тем размер норматива падает. Это зависит от того, какая проектная мощность школы и сколько фактически учащихся. Это будет, как сдерживающий фактор, чтобы безразмерно деньги не росли. Мы не должны забывать о рациональном эффективном использовании государственных денег.

Ведущая. Как складывается ситуация в специализированных школах?

Р. Галиаскарова.  Такие школы, как правило, все интернатного типа. В таких школах подушевое финансирование на данном этапе не внедряется. Подушевое финансирование распространяется только на общеобразовательные школы. Определена компетенция Министерства в Законе об образовании, согласно которой Министерство готовит Приказ – типы и виды организаций образования, в которых реализуется подушевое финансирование, где будет оговорено, что это будут городские школы, многокомплектные школы, за исключением интернатных организаций для детей с особыми потребностями, для одаренных детей. Пока они в подушевом финансировании не участвуют.

Ведущая. А как сейчас обстоят дела с финансированием в дошкольных учреждениях и колледжах?

Р. Галиаскарова. В системе дошкольного обучения и в колледжах уже достаточное количество лет финансируется по размещению гозаказа. При этом, размер госзаказа определяется на одного ребенка. В принципе, это можно было назвать подушевым финансированием. Однако, не существовало четкой методики по определению размера стоимости одного ребенка в детском саду либо в колледже. С 5 февраля вступил в силу Приказ Министерства образования РК об утверждении методики. Методика на сегодняшний день разработана для всех уровней. Она называется Методика подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания, среднего образования, техническо-профессионального после среднего, высшего и послевузовского образования.

Ведущая. Спасибо большое за сегодняшнюю беседу. За то, что Вы рассказали, каким образом сегодня происходит финансирование учебных заведений. Я напоминаю, что у нас в гостях была заместитель директора Департамента развития системы государственного финансирования образования Акционерного общества «Финансовый центр» Рима Галиаскарова. Всего доброго!

`