BNews.kz - Live - «Развитие местного самоуправления»

«Развитие местного самоуправления»

322
Жумагулов Айбатыр Нышанбаевич
Вице-министр национальной экономики Казахстана

ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1997 году окончил Казахский Государственный Университет им. Аль-Фараби по специальности «Экономика и менеджмент»;

В 1999 году - магистратуру Казахской Государственной Академии Управления с присвоением степени магистра экономики. 

ОПЫТ РАБОТЫ:

Имеет опыт преподавательской работы в казахстанских высших учебных заведениях.      

1999-2002 годы - занимался исследованиями и статистикой в Национальном банке РК;

2002-2004 годы - работал директором Департамента Казначейства ОАО «Банк ЦентрКредит»;

2004-2009 годы - первый заместитель Председателя правления в АО «BCC-Invest» (Дочернее инвестиционное подразделение ОАО «Банк ЦентрКредит»), где курировал управление фондами и капиталом банка, блок казначейства и торговые операции;

2009-2010 годы - директор Департамента базовых отраслей в Министерстве индустрии и новых технологий РК;

2010-2013 годы - член Совета Директоров в Группе компаний «Baur Kazakhstan»;

С 2013 года занимал должность Управляющего директора АО «НУХ «Байтерек»;

2013-2016 годы - председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана»;

С 29 декабря 2016 года - вице-министр национальной экономики Казахстана.

  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это BNews- онлайн, меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте!  Сегодня будем говорить о местном самоуправлении, у нас в гостях Вице-министр национальной экономики Республики Казахстан Жумагулов Айбатыр Нышанбаевич. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Спасибо большое, что нашли время, чтобы нас посетить и поговорить о местном самоуправлении. Прежде чем мы перейдет к основному интервью, давайте уточним что такое местное самоуправление. Как давно это работает в Казахстане и для чего это нужно?

А. Жумагулов. Местное самоуправление у нас развивается в рамках Концепции развития местного самоуправления, которая была утверждена в 2012 году указом Президента. По принципам она соответствует принципам муниципальной демократии. Эти мероприятия предполагают развитие и участие общества в развитии или принятия тех решений, которые происходят в данной ситуации. Это все происходит многоэтапно. После 2012 года был разработан Законопроект по развитию местного самоуправления. Данный Законопроект предполагает определение отдельных институтов, в том числе определение полномочий самих акиматов. На сегодняшний день, начиная с 1 января 2018 года, мы предполагаем в рамках Закона, принятого в июле текущего года – в селах, где численность больше 2 тысяч человек, внедряем самостоятельный бюджет. До этого момента села управляли и принимали решения, но это было в рамках контрольных счетов наличностей. С 2018 года у них будет самостоятельный бюджет. Самый основной момент, который необходимо отметить – это принятие и обсуждение проекта бюджета самим местным сообществом. До того, как местное сообщество не обсудит бюджет и не примет решение, которое оформляется протокольно, в дальнейшем данный бюджет на районном уровне приниматься не будет. Определяется основной принцип – общественное мнение. Само общество является основным источником информации – что нужно для села. После принятия бюджета, исполнение остается за акиматами, но также будет и контроль со стороны общественности. Когда речь идет о местном самоуправлении, один из важных шагов – это выборность самих акимов сел. На сегодняшний день, они также избираются через избирательное право маслихаты голосуют за акимов.

Ведущая. Кто может претендовать на должность акима?

А. Жумагулов. Любой гражданин Республики Казахстан, который соответствует требованиям, которые установлены в рамках Закона. В  первую очередь – это высшее образование и опыт работы. Сами кандидаты должны быть согласованы обществом. Избираются они маслихатами, которые регулируются в рамках Закона о выборах и возлагается на районную избирательную комиссию.

Ведущая. То есть, потенциально, я, как житель какого-то села, могу претендовать на то, чтобы управлять им?

А. Жумагулов. Не только житель этого села, также другие граждане, которые будут поддержаны местным сообществом. Как я уже сказал, есть требования.

Ведущая. То есть, проще говоря, основная задача – это, чтобы жители в селах сами выбирали тех, кто будет представлять их интересы и помогать в решении определенных задач?

А. Жумагулов. Самое главное – участие самих жителей в жизни и принятии тех или иных решений.

Ведущая. Давайте вернемся к теме денег и бюджета. Если я не ошибаюсь, то за 2014-2015 годы органам МСУ были переданы 6 налогов, из которых будет складываться бюджет. На что и как акимы могут тратить эти деньги?

А. Жумагулов. Были определены 6 основных источников налогов. Все эти поступления могут направляться на 19 направлениям – это дошкольное воспитание, строительство и озеленение села, водоснабжения, текущие потребности села. Когда мы говоримо самостоятельности бюджета, решения будут приниматься самим акимом по согласованию с местным сообществом. Участие сообщества в жизни села повышается.

Ведущая. То есть, когда аким получает деньги, он прописывает какой-то план?

А. Жумагулов. У нас есть система планирования бюджета. Есть бюджетные процедуры, которые необходимо проходить. Если аким, условно, захочет отремонтировать дорогу, должен узнать мнение местного сообщества. Население села знает лучше свои проблемы. Даже после реализации они понимают, достигли они поставленных целей или нет, при планировании бюджета.

Ведущая. То есть, теперь люди несут ответственность за свои деньги?

А. Жумагулов. Ответственность, в части расходов, ложится на аппарат акимов, но и со стороны общественности будет контроль.

Ведущая. А кто имеет доступ к этим деньгам помимо акимов?

А. Жумагулов. Идет процесс планирования, акимат, как ответственный за исполнение бюджета, принимает дальнейшее решение. Это все происходит в рамках Законодательства.

Ведущая. Помимо налогов есть еще иные поступления. Откуда еще могут поступать деньги в бюджет сельского округа?

А. Жумагулов. Кроме самостоятельного выделения бюджета, речь идет и о муниципальной собственности. Теперь, когда муниципальная собственность переходит в собственность акиматов, у акиматов есть возможность все остальное сдавать в аренду и получать определенные доходы по найму. Есть возможность приватизации. Все доходы являются не налоговые поступления. Еще есть административные штрафы. Они действуют и сегодня. С внедрением 4 уровня бюджета, акимность повысилась. Контроль со стороны общественности будет еще больше. Согласно Закона, акимат имеет право по 17 статьям административного кодекса налагать штрафы. Это касается торговли в неположенных местах, ущерб населению и т.д.

Ведущая. есть говорить в цифрах, сколько сельских округов перейдут на 4 уровень бюджета?

А. Жумагулов. Начиная с 1 января 2018 года, планируем, что перейдет порядка 1063 сел. Это села с численностью более 2 тысяч человек, будут иметь 4 уровень бюджета и муниципальная собственность. С 1 января 2020 года — это будет проходить повсеместно и оставшиеся 400 сел будет переходить на 4 уровень бюджета.

Ведущая. Местное самоуправление – это хорошая и достижимая идея. А кто будет проводить основной контроль над всеми?

А. Жумагулов. Если вы имеете ввиду контроль тех или иных мероприятий, то как раз для перехода к 4 уровню бюджета разработан План мероприятий. Он утвержден на уровне Правительства. В рамках Плана мы мониторим исполнение, отчитываемся перед мажилисменами. Все мероприятия в рамках Плана на сегодняшний день исполнены – это техническое оснащение акиматов, готовность систем. Большая проблема – это вопросы кадров. Чтобы решить это вопрос на сегодняшний день мы готовим систему обучения. В рамках Академии государственного управления были подготовлены более 30 специализированных учителей, лекторов, которые в региональных центрах обучения готовят сотрудников акиматов. На сегодняшний день, около 3 тысяч человек прошли обучение, порядка 920 акимов. По завершению мы проводим тестирование. Пока, все, кто прошел обучение, они все прошли тестирование. Обучение имеет пользу. Хотел бы отметить, что обучение не является разовым мероприятием, мы его ставим на системный уровень. Только в этом году были переизбраны акимы сел. При встрече с акиматами, мы ставим задачу, чтобы вновь избранные акимы обязательно прошли через это обучение.

Ведущая. И еще такой вопрос: Каких акимов сейчас больше, молодых или по старше?

А. Жумагулов. Мы недавно провели форум и встретились со всеми акимами. Средний возраст акимов 40-45 лет. По статистике, они считаются молодыми.

Ведущая. К сожалению, наше эфирное время подходит к концу и напоследок задам наш любимый вопрос о коррупции. Не станет ли МСУ толчком к коррупции в регионах?

А. Жумагулов. Этот вопрос, конечно, всегда стоит на повестке. Мы всегда его обсуждаем. Самый эффективный контроль – это народный контроль. Когда мы говорим, что местное самоуправление участвует в процессе принятия решения и в дальнейшем местное сообщество имеет право создавать комиссию и каждые полгода проверять действия со стороны акимата, сверять, то что сделано с тем, что запланировано. Сообщество лучше знает, как было реализованы проекты. В этой части повысится ответственность акима перед обществом. Я уверен, что здесь коррупции должно быть меньше. Человек от незнания может допустить какие-то ошибки, поэтому в рамках Закона о государственных закупках мы планируем смягчить те или иные позиции, чтобы дать больше полномочий акиматам при государственных закупках.

Ведущая. тогда, у меня к Вам предложение. Давайте встретимся через полгода-год и еще раз поговорим на эту тему, посмотрим, как изменилась ситуация с сегодняшнего дня.

А. Жумагулов. Наверное, нам нужно будет встречаться каждый год, потому что этот процесс не одного дня. Верю, что через полгода у нас будут определенные результаты, которые мы сможем сообщить.

Ведущая. Спасибо Вам большое, что Вы пришли к нам в студию. Это был BNews – онлайн. До свидания!

Новости партнеров

Loading...