Роль печатных СМИ в эпоху цифровизации

81
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Роль печатных СМИ в эпоху цифровизации – тема нашего сегодняшнего выпуска. Меня зовут Даля Насипова, вы смотрите BNews-онлайн.  Здравствуйте! У нас в гостях сегодня Главный редактор газеты «Казахстанская Правда» Асыл Сагимбеков. Здравствуйте!

А. Сагимбеков. Здравствуйте, Даля!

Ведущая. Асыл, на сколько сегодня востребованы бумажные газеты?

А. Сагимбеков. Знаете, конечно, в эпоху интернета печатные СМИ потеряли свои былые позиции. Это надо признать. Но, тем не менее, в печатных СМИ остается устойчивая категория наших читателей, которые сформировались в 60-80-е годы прошлого столетия. Это то поколение, которое читает газеты. Интерес к газете нужно прививать с детства. То есть, нам родители привили в свое время газеты и из поколения в поколение это передавалось. Но, постепенно, когда интернет затмил печатные СМИ, газеты стали терять свои позиции. В первую очередь, это связано с тем, что в интернете можно быстрее узнать о новостях и люди не хотят ждать газету. Но, тем не менее читать газету – это, своего рода, культ. Когда ты утром сидишь за завтраком и листаешь газету, это особенное состояние. Такие люди есть. К сожалению, в Казахстане сегодня телевизор смотрит 50% населения, интернет – 25%, радио -15%, а печатные СМИ читают – 3%. Это, конечно, тревожный знак, но, я думаю, что работники печатных изданий работают над тем, чтобы увеличить свою аудиторию. Наша газета предпринимает много различных усилий в этом направлении. Мы делали модернизацию нашей газеты, изменили ее лицо, изменили содержание. Я думаю, что все руководители СМИ работают в этом направлении, включая и центральные, и региональные.

Ведущая. Каков тираж на сегодняшний день у «Казахстанской Правды»?

А. Сагимбеков. Наш тираж – чуть больше 100 тысяч ежедневно.

Ведущая. Если сравнить с предыдущими годами, насколько он сократился?

А. Сагимбеков. Конечно, тираж меняется каждый год, но не в пользу увеличения. Каждый подписной сезон наши люди работают над подпиской. Я должен признать, что большая часть газет уходить по подписке. В розницу сейчас единицы покупают. В связи с тем, что киосков сейчас практически нет, в этом направлении стало сложно работать. Тем не менее, определенные точки распространения мы тоже имеем. В частности, в ЦОНах распространяют нашу газету, на борту Air Astana. В целом, сегодня все-таки тираж не устойчивый. Это тоже определенная пища для размышления и есть большое поле для деятельности в этом направлении.

Ведущая. Что можно найти в вашей газете в печатном варианте, чего нельзя увидеть в Интернете?

А. Сагимбеков. Часто звонят люди и говорят, что у нас на сайте нет материала. Дело в том, что мы на сайт не выкладываем всю газету. Мы определяем самые интересные материалы и размещаем. Сейчас очень много направлений аналитического плана. У нас есть новая рубрика «Эксперт совет», где журналист собирает несколько экспертов, и они в живом общении обсуждают определенные темы. Есть у нас новое направление «Анализ». То есть, это более политический уклон. Она основана на обсуждении политических тем. Также, у нас создается новое направление «Политкухня», где мы будем обсуждать глобальные для страны темы, с участие различных представителей политических партий. Скоро на страницах нашей газеты выйдут материалы.

Ведущая. То есть, если портал более новостной, то в напечатанной газете аналитическая журналистика?

А. Сагимбеков. Да, абсолютно верно. В газете можно прочитать репортажи с различных интересных мероприятий. Мы очень часто практикуем журналистские расследования. На протяжении последних 2-х лет наши региональные журналисты проводят свои расследования по темам, которые вызывают большой общественный резонанс в регионе. Также, у нас есть большое направление по теме «Рухани жаңғыру». Очень много материалов и много журналистов исколесили свои регионы, посещая культовые сакральные места. Это, тоже, большая работа, которая проводится. В конечном итоге, мы читателю даем продукт, который он может оценить по достоинству.

Ведущая. Сейчас, наверно, все газеты перешли на электронный формат. С каким проблемами вы столкнулись, при данном переходе?

А. Сагимбеков. По структуре нашей газеты, интернет редакция немного обособлена. Это как государство в государстве. У них свой штат, у них свой редактор, они сами проводят редакционную политику. Конечно, она больше направлена в информационную плоскость. Газетные журналисты более размерены, они занимаются больше обозрением.

Ведущая. Несет ли сегодня газета финансовые потери, в связи с переходом на электронный формат?

А. Сагимбеков. Конечно, если раньше доля прибыли поступала от прямых продаж, то сегодня она практически мизерная. Мы признаем, что сегодня рынок печатной продукции нуждается в реорганизации. Наверно, в идеале, представителям печатных СМИ нужно сообща думать и находить выход из этой ситуации. Здесь, конечно, нужна помощь от государства.

Ведущая. Каков же выход?

А. Сагимбеков. Помните, раньше было такое понятие, как «принудительная подписка». Сейчас этого нет. Несколько лет назад это понятие отменили. Все государственные СМИ, работающие сейчас на государственном заказе, сами находят возможности для реализации. Я думаю, что руководителям газет нужно ездить в регионы, нужно выступать, встречаться с людьми, убеждать, что газета сегодня все-таки является защитником интересов самих граждан. Представьте, к нам часто приходят люди, которых где-то обидели, обманули. Они приходят и жалуются на работу определенных чиновников. Они ищут поддержку в газетах. Тут нужна обоюдная поддержка. Мы помогаем гражданам разобраться в их проблемах, и они должны нас поддерживать, подписываясь на газету. Никто их не будет принуждать, они должны сами понимать, что газета во все времена являлась не только источником информации, но и защитником общественных и нравственных ценностей.

Ведущая. Каков эффект? Люди к вам обращаются, вы пишите о них. Есть ли обратная связь после того, как выходит материал?

А. Сагимбеков. Да, конечно. Часто бывает резонанс и в следующих номерах мы обязательно это даем. Мы пишем, что благодаря публикации в регионе отреагировали и решили проблему определенных граждан. Это бывает в 99%.

Ведущая. Каковы дальнейшие перспективы? Как в будущем будет складываться судьба печатных СМИ?

А. Сагимбеков. Знаете, я оптимист. Я считаю, что газеты в будущем сохранят свою нишу. Единственное, чтобы выжить на рынке, им все время нужно видоизменяться, работать над своим контентом. К примеру, возьмем крупные развитые страны, ту же Японию. Это самая технологичная страна, но газеты у них выходят миллионными тиражами и люди читают. Они газеты воспринимают как культ, который был им привит. Нам тоже нужно работать над тем, чтобы молодежь воспринимала газету на ровне с другими источниками информации. Поэтому, многое зависит и от нас самих, от старшего поколения. Газета – это в первую очередь, носитель духовных и культурных ценностей. Она стоит на интересе защиты языка. Вчера выступал мой коллега и он сказал, что газеты являются хранителями традиций казахского языка. Я считаю, что газеты в этом отношении больше соблюдают эти ценности, больше учат читателей мыслить, думать, размышлять. Поэтому, ценности газеты сохранятся. Не знаю какой будет тираж через десять-двадцать лет, но, я думаю, что газеты не исчезнут с прилавков.

Ведущая. Вы, как человек, знающий этот рынок, можете отметить, много ли новых газет появилось за последние годы?

А. Сагимбеков. Я вам скажу так, я раньше подходил к киоскам и смотрел какие газеты появляются. Я не скажу, что много газет сейчас открывается. Может в регионах какие-то газеты открываются, но больше наверно рекламного плана. Общественно-политических практически нет. Сейчас газеты, которые выходят у нас в стране, можно на пальцах посчитать. К сожалению, их больше не становится. Поэтому, в этом отношении газеты сохранят свою устойчивую нишу. Пусть их не будет больше, главное, чтобы не было меньше.

Ведущая. Чтобы не было меньше и было качество, которое привлекало бы читателей.

А. Сагимбеков. Естественно. Каждая газета, в условиях рынка должна в первую очередь заботиться о своем контенте и работать над этим. Конкуренция, естественно, существует между газетами. Мы не можем конкурировать с сайтами, но между собой мы можем неплохо конкурировать.

Ведущая. Хватает ли газетных журналистов? Кто идет сегодня работать в  печатные издания?

А. Сагимбеков. Вы знаете, я несколько лет работал со студентами. Ко мне в течении полугода прибилось около 20-30 студентов факультета «Журналистики». Работая с ними, я для себя сделал открытие, что у нас слабая база по подготовке кадров. Я видел, что студенты 3,4 курсов испытывали проблемы с написание определенных текстов. В меру своих возможностей я учил, показывал, предавал практические навыки. Некоторые сегодня устроились и успешно работают. Я говорю это к тому, что работать в «Казахстанскую правду» никто не пришел. Все больше молодежь хочет работать либо на телевидении, либо на сайтах и на радио. В газетах больше работают люди с опытом. Им легче здесь ориентироваться, они знают эту кухню. Привлекать молодежь к работе в газете становится все сложнее. Есть такая проблема с кадрами. Поэтому в газете основной костяк работников – это люди от 30 лет и старше.

Ведущая. Какого будущего вы бы пожелали нашим газетам?

А. Сагимбеков. Конечно, я хотел бы, чтобы газеты содержали объективную, достоверную информацию. В первую очередь, миссия газет – это воспитательная миссия. Помимо того, что газета является идеологическим рупором, они должны воспитывать. Наше поколение выросло на газетах, в которых печатались статьи, которые прививали нам дух патриотизма, которые учили нас нравственным ценностям. Мы в своей газете тоже стараемся это делать. У нас есть молодёжное направление и мы стараемся сделать их жизнь более насыщенной, обратить их взоры к простым человеческим ценностям. У нас очень хорошее направление по культуре, очень много материалов о культуре театра и кино. Тот, кто постоянно читает газету, видит эти изменения, которые у нас происходят. В будущем мы будем стараться расширять эти горизонты и при этом сохранить взятые ранее направления. В общем, мы будем работать над улучшением контента.

Ведущая. Спасибо большое за то, что Вы пришли к нам и рассказали о роли печатных СМИ в современном мире. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был Главный редактор газеты «Казахстанская правда» Асыл Сагимбеков. Всего доброго!

А. Сагимбеков. До свидания!

`