Строительство студенческих общежитий

91
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это BNews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. Казахстанским студентам не хватает общежитий. Главой государства была инициирована Программа по строительству жилья для студентов. О том, на какой стадии находится эта работа сегодня нам расскажет Директор Департамента Акционерного общества «Финансовый Центр» Биржан Алимжанов. Здравствуйте, Биржан!

Б. Алимжанов. Добрый день!

Ведущая. Сколько студенческих общежитий сегодня не хватает по стране?

Б. Алимжанов. Как вам известно, в Третьей социальной инициативе Главы государства определены задачи по улучшению условий проживания студенческой молодежи. На сегодняшний день, если говорить о потребности, то потребность есть во всех регионах Казахстана. Общее количество на сегодняшний день составляет порядка 89 тысяч койко-мест. Наибольший дефицит у нас наблюдается в крупных городах, как Алматы, Астана и Шымкент.

Ведущая. Сколько общежитий запланировано построить и когда начнётся строительство общежитий?

Б. Алимжанов. Задача стоит такая, что до конца 2022 года необходимо ввести не менее 75 тысяч новых мест. На сегодняшний день принят график ввода, согласно которому данная работа будет проводиться поэтапно. В первый год – 2019 – планируется ввести 5 тысяч мест. В последующий 2020 год – 15 тысяч мест, в 2021 год – 25 тысяч мест и в 2022 год – 30 тысяч мест. Итого, на конец 2022 года необходимо ввести не менее 75 тысяч новых мест.

Ведущая. С каких городов начнется строительство?

Б. Алимжанов. Необходимо отметить, что сам механизм размещения государственного заказа достаточно новый. То есть, он предполагает частичное возмещение расходов застройщика, которым выступает учебное заведение, либо инвесторы, в лице частных предпринимателей и других финансовых институтах. Если говорить о механизме, то объекты будут вводиться посредством строительства либо реконструкции. Существует 2 варианта. На сегодняшний день имеются договоры, заключенные с рядом регионов – Астана, Алматы и Семей. 15 октября текущего года мы заключили первые договоры, по результатам которых будет обеспечен ввод порядка 4 тысяч мест. Из них 2822 койко-места будут введены в 2019 году. В целом, активность проявляют все регионы Казахстана.

Ведущая. Сколько заявок подано? Их должны подавать сами предприниматели-застройщики?

Б. Алимжанов. Существует 3 варианта. В первом случае застройщиком может выступать учебное заведение. Если учебное заведение осуществляет проект по строительству или реконструкции за счёт собственных средств, то это первый вариант. Во втором варианте возможно, что учебное заведение имеет часть средств для реализации аналогичных вышеназванных проектов. В этом случае оно дополнительно может привлекать заёмные средства со стороны коммерческих банков либо других финансовых институтов. Третий вариант – это, когда инвестор полностью на 100% финансирует проект по строительству или реконструкции объектов. Если конкретно говорить по содержанию заявок поступивших на сегодняшний день оператору, то это преимущественно высшие учебные заведения. 7 заявлений, 7 договорных отношений, которые на сегодняшний день возникли – это высшие учебные заведения, которые построили объекты, находятся на стадии строительства либо реконструкции полностью за счёт собственных средств. В тоже время, со стороны частных предпринимателей проявляется интерес к данному механизму. Сейчас идёт стадия активной консультации, проработки данных механизмов.

Ведущая. Из 7 договоров, которые подписаны на сегодняшний день – это частные или государственные ВУЗы?

Б. Алимжанов. Из 7 высших учебных заведений, с которыми мы заключили договорные отношения, 4 – государственные, 3 – частные, 6 проектов строительства и 1 проект реконструкции.

Ведущая. То есть, разделения на частные и государственные нет?

Б. Алимжанов. При отборе, при рассмотрении заявлений абсолютно равные условия, вне зависимости от организационно-правовой формы, вне зависимости от того, государственный ВУЗ или частный. Все заявления рассматриваются на равных условиях. Какого-то приоритета по региональному принципу и по другим моментам – нет. Каждое учебное заведение должно быть заинтересовано в том, чтобы покрыть существующую потребность. Если конкретно говорить о поиске инвестора, то первый агент в этом списке, который заинтересован – это учебное заведение. Государство, со своей стороны, в случае проявления активности, в случае конкретной реализации данного проекта, гарантирует возмещение расходов, посредством механизма госзаказа.

Ведущая. Насколько будут отличаться те студенческие общежития, которые уже есть и те, которые только будут строиться? Есть ли требования к застройщикам?

Б. Алимжанов. Здесь такой механизм – государственный заказ, который размещается, следует за каждым студентом. То есть, инвестор либо учебное заведение вводит объект и государство выплачивает ему госзаказ за каждого студента, отдельно. При строительстве объекта – 122 месячных расчётных показателя, это порядка 300 тысяч тенге в год. При реконструкции – 47 месячных расчетных показателей, порядка 110 тысяч тенге в год на одного студента. То есть, если инвестор или учебное заведение вводит объект и в нем проживает определённое количество студентов, то плата, соответственно, идет за конкретное занятое койко-место. Это все для того, чтобы любой объект, который реализуется, имел спрос со стороны студентов. Сейчас для молодежи важен, помимо проживания, доступ к технологиям. Если сравнивать с теми объектами, которые на сегодняшний день введены в эксплуатацию и которые будут строиться, то самый главный вопрос – это, чтобы объект был привлекателен для студентов. Чем больше студентов будет проживать в данном общежитие, тем больше государство будет возмещать ему государственный заказ. Поэтому здесь инвестор либо частный предприниматель, который реализует данный проект, будет очень заинтересован, чтобы его услуги пользовались большим спросом со стороны студенчества.

Ведущая. То есть, будут делать какие-то дополнительные фишки? К примеру спортивные залы для удобства студентов?

Б. Алимжанов. С одной стороны, это стимулирующий эффект для того, чтобы студенты заселялись в данный объект. С другой стороны, это дополнительный доход для инвестора. Нужно сказать, что госзаказ, который размещается, не полностью покрывает расходы. Все зависит от реализуемого проекта. В основном – это 70-80% всех его расходов. Другую часть, соответственно, инвестор может покрывать за счет реализации различных коммерческих проектов. Мы, как операторы данного проекта, никаких ограничений, помимо соответствия санитарным и строительным нормам, не требуем. Здесь вопрос такой, чтобы данный механизм был интересен для инвесторов. На сегодняшний день, также, оператором проводятся работы по оптимизации требований санпина. Здесь государство заинтересовано в том, чтобы частный сектор активно входил в данные проекты.

Ведущая. Жилье для студентов будет платным или, все-таки, бесплатным?

Б. Алимжанов. Если говорить о размере госзаказа, то стоимость проживания не входит в данную сумму. Для студента проживание будет платным. Здесь сразу возникает вопрос, насколько приемлема цена для студента. Здесь закон рынка. Если инвестор либо собственник общежитий устанавливает цены, которые неподъемны для студенческой аудитории, то студенты не пойдут к нему жить. Инвестор, тогда, начинает терять постоянных жильцов, с одной стороны. С другой стороны, в объекте не будет размещаться госзаказ. Здесь интерес такой – цена, которая будет устанавливаться за проживание, должна соответствовать рыночной цене, должна быть подъемной для студентов.

Ведущая. Есть ли какие-то рамки?

Б. Алимжанов. Опять же, возвращаясь к тому, что данные проекты должны привлекать инвесторов, потолок не устанавливается. Процесс ценообразования будет зависеть от региона. В Астане, в Алматы и крупных мегаполисах цены будут, конечно, намного выше, чем в регионах.

Ведущая. Сколько выделено средств на реализацию этой Программы?

Б. Алимжанов. В целом, для реализации данного проекта, в том числе, и механизма размещения госзаказа было выделено порядка 152 млрд тенге. Если говорить, конкретно, о ближайших перспективах, то на ближайшие 3 года для реализации данного проекта выделено порядка 15 млрд тенге. Нужно понимать, что это не строительство. Государство не строит общежития. Все это реализуется за счет собственных средств учебного заведения либо инвесторов. Государство в течение последующих 8 лет поэтапно возмещают расходы, путем размещения госзаказа. Все зависит от политики самого инвестора.

Ведущая. По сути, инвестор будет собственником в дальнейшем?

Б. Алимжанов. Да. Ключевым моментом является источник финансирования. Кто профинансировал, тот и становится собственником общежитий и получает госзаказ. Но, в тоже время, есть и третий механизм – в рамках государственного частного партнерства. Это, когда объявляется конкурс на реализацию данного проекта строительства либо реконструкции объекта. С предложениями выходит частный партнер. В течение определенного времени государство частному партнеру возмещает инвестиционные затраты на реализацию данного проекта и в случае возмещения затрат, этот объект может перейти в государственную собственность. Для регионов, где основную потребность испытывают колледжи, данный механизм достаточно привлекательнее для местных исполнительных органов, потому что в перспективе этот объект остается в собственности государства.

Ведущая. Получается, компенсация будет выплачиваться первые 8 лет. После этого, допустим, собственник передумает и захочет переоборудовать под что-то другое. Не получится ли так, что через 8 лет мы снова останемся без общежитий?

Б. Алимжанов. Абсолютно резонный вопрос. Что для этого предпринято? Заключается договор с инвестором, обязательным условием размещения государственного заказа, собственником общежитий является обременение на изменение целевого назначения объекта, в течение последующих 20 лет. т 8 лет он получает законные выплаты, в рамках размещения госзаказа, а в последующем он должен данный объект использовать в соответствии с целевым назначением.

Ведущая. На протяжении 20 лет?

Б. Алимжанов. Да, на протяжении 20 лет. Для местных исполнительных органов механизм ГЧП намного привлекательнее в том, что данный объект останется в собственности государства без временных рамок. Для крупных городов, где достаточно большая аудитория студентов, где данные услуги будут пользоваться большим спросом, по истечении 20 лет инвестору также будет интересно продолжать данный проект без участия государства.

Ведущая. На сегодняшний день это единственная Программа по строительству жилья для студентов?

Б. Алимжанов. В рамках реализации Третьей инициативы Главы государства, данный механизм является на сегодняшний день единственным в своем роде.

Ведущая. Каким образом сегодня информируют инвесторов? Какая работа проводится с инвесторами, чтобы их привлекать?

Б. Алимжанов. Сама идея проекта заключается в активном участии частных предпринимателей, инвесторов и других финансовых институтов. На сегодняшний день оператором разработана Карта потребности регионов. В данной Карте обозначена потребность конкретного региона, в разрезе учебных заведений, текущей ситуации. То есть, все исходные данные для того, чтобы инвестор мог принять решение о целесообразности о реализации конкретного своего проекта в данном регионе, либо для конкретного учебного заведения. Эта Интерактивная Карта периодически актуализируется и поэтому, каждый инвестор, изъявивший желание, может зайти, посмотреть и выбрать для себя приоритетный регион. Вместе с тем, проводится информационно-разъяснительная работа оператором программы. На сегодняшний день мы проехали 12 регионов, совместно с Центром ГЧП, встречались с общественностью, с руководителями учебных заведений, с потенциальными инвесторами для разъяснения разработанного механизма. На сегодняшний день у оператора имеется ряд партнеров. Если называть конкретно, это «Казахстанская Ипотечная Компания» и «Фонд Образования Нурсултана Назарбаева». Данные инвесторы уже имеют определенный разработанный механизм и конкретных партнеров в лице высших учебных заведений.

Ведущая. Каким образом регулируются все эти отношения?

Б. Алимжанов. На сегодняшний день полностью сформирована нормативно-правовая база. В рамках Закона о расширении академической мобильности высших учебных заведений, были разработаны соответствующие подзаконные акты. Это, в первую очередь, Правила размещения государственного заказа, методика определения стоимости данного госзаказа и соответствующие Приказы, которые в целом регулируют данный процесс.

Ведущая. Спасибо за сегодняшнее интервью! Я думаю, что в ближайшие годы мы увидим результат данной Программы.

Б. Алимжанов. Вам большое спасибо за приглашение и за возможность презентовать свою работу!

Ведущая. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был Директор Департамента Акционерного общества «Финансовый Центр» Биржан Алимжанов. Всего доброго!

`