BNews.kz - Live - «Текущее состояние машиностроительной отрасли в РК: Проблемы и вызовы»

«Текущее состояние машиностроительной отрасли в РК: Проблемы и вызовы»

959
Садуакасов Базархан
Директор Центра отраслевого анализа КИРИ

Образование, специальность (квалификация), лицензии:

  • 2001 – 2006: Карагандинский Государственный Технический Университет – экономика и управление на предприятии (горная промышленность) 
  • 2008 – 2010: Бостонский университет, США – Магистр гуманитарных наук в области экономической политики
  • Присуждена международная стипендия Президента РК «Болашак»

Трудовой стаж:

  • 2007 – 2008: ТОО «Metal Terminal Service»
  • 2010 – 2017: АО «Евразийский банк»
  • 2017:  АО «Казахстанский институт развития индустрии»
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это BNews – онлайн, меня зовут Мадина Агрын. Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о развитии машиностроения в Казахстане. У нас в гостях директор Центра отраслевого анализа Казахстанского института развития индустрии Садуакасов Базархан. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Спасибо, что нашли время, чтобы нас посетить. Наш сегодняшний разговор, посвященный машиностроению, хотелось бы начать вот с какого момента. Тема машиностроения достаточно обширная. Если верить советским справочникам, то в отрасли, как минимум, 40 сегментов. Давайте определим, о чем будем говорить сегодня, какое машиностроение сегодня есть в Казахстане и какое развивается.

Б. Садуакасов. Вы правы, Мадина, что это справочник советского периода и были определены 40 секторов машиностроения. На текущий момент этот список расширился. Машиностроительная отрасль является очень комплексной и включает спектр производимых товаров, от самолетов до кухонных приборов. Казахстанское машиностроение берет свое начало с 40-х годов прошлого века, когда во время Второй мировой войны были эвакуированы многие машиностроительные заводы с европейской части Советского Союза для удовлетворения потребностей военных нужд. После окончания войны в данной отрасли переспециализировались для горнодобывающего и сельскохозяйственного сектора. После приобретения Независимости Казахстан потерял некоторые отрасли машиностроения: станкостроение, производство двигателей. Также, появились новые сектора машиностроения: локомотивостроение, автомобилестроение. Новый импульс развития получил сектор электротехнического оборудования. В рамках Программы ГПИИР были определены 6 секторов машиностроения – это автомобилестроение, нефтегазовое машиностроение, сельхоз машиностроение, горно-рудное машиностроение, электро-техническое машиностроение. Государством оказывается поддержка данным отраслям. Если говорить о росте в реальном выражении и если сравнивать 2002 год с 2016 годом, то это составило 77%. Мы считаем, что это неплохой результат.

Ведущая. То есть, на сегодняшний день, согласно Программе ГПИИР были захвачены те отрасли, которые наиболее развиты в Казахстане, как металлургия, сельское хозяйство?

Б. Садуакасов. 6 приоритетных секторов машиностроения, которые являются приложением тех базовых отраслей, которые существуют в Казахстане.

Ведущая. В последнее время бытует такое мнение, что казахстанское машиностроение растет на фоне импортозамещения. Так ли это?

Б. Садуакасов. Я думаю, что рост машиностроительной отрасли надо смотреть в свете развития других секторов экономики. Тех базовых отраслей промышленности в Казахстане: нефтегазовая, горная, транспорт и инфраструктура. Казахстанское машиностроение развивалось на фоне развития этих отраслей. Казахстанскому машиностроению удалось закрыть часть потребностей в машинах и комплектующих. О полном импортозамещении пока речь не идет. Казахстан продолжает импортировать высокотехнологичные наукоемкие машины и оборудование. Однако, есть неплохие результаты в определенных секторах машиностроения. Хотел бы отметить электротехническое машиностроение, где производители данного сектора удовлетворяют спрос не только отечественных потребителей, но и экспортирует свою продукцию за рубеж.

Ведущая. А чисто теоретически, со временем, когда у нас подрастет определенное количество поколения специалистов в этой отрасли, когда производство встанет на рельсы, мы можем уйти полностью на свою продукцию в отрасли машиностроения?

Б. Садуакасов. У Казахстана есть все предпосылки, чтобы произошла существенная доля импортозамещения. Все равно, какие-то технологические наработки зарубежных стран придется наращивать опыт и получать качество производимых товаров машиностроения.

Ведущая. Понятно, что это событие не одного дня и не одного года. Но, допустим, на что мы можем делать упор в этой отрасли. То есть, какая отрасль машиностроения в Казахстане сегодня может быть потенциально конкурентоспособной?

Б. Садуакасов. В странах СНГ, как я отметил – это электротехническая оборудование, трансформаторы, аккумуляторы. Данные товары машиностроения уже экспортируются за рубеж. Некоторые предприятия 40% своего товара уже экспортируют в ближайшие страны.

Ведущая. Давайте от общего перейдем к частному и поговорим об автомобилях казахстанской сборки. Насколько они сегодня популярны?

Б. Садуакасов. В Казахстане производится сборка более 100 марок автомобилей. Если говорить о производстве – это мелкоузловая сборка, поэтому следующим шагом развития должно быть производство комплектующих и локализация тех марок автомобилей, которые мы производим здесь в Казахстане. Если говорить о популярности, то, приблизительно, 15-17% продаж покрываются автомобилями местной сборки.

Ведущая. Автомобили местной сборки даже на взгляд обывателя намного доступнее в плане цены.

Б. Садуакасов. И со стороны государства оказывается поддержка по автокредитованию через Фонд «Байтерек». Была выделена Программа по стимулированию роста автомобилестроения в Казахстане.

Ведущая. Продолжая тему отраслей, у нас еще развивается строительство локомотивов. Как Вы оцениваете развитие такого машиностроения?

Б. Садуакасов. В целом, локомотивостроение – это совершенно новое направление для Казахстана. Когда встал вопрос о модернизации подвижного состава, было 3 пути – это полный импорт всего подвижного состава, модернизация существующих мощностей и создание новой отрасли в рамках машиностроения. Государство выбрало 3 путь и в рамках Программы ГПИИР было профинансировано строительство заводов – это Локомотив құрастыру зауыты и Электровоз құрастыру зауыты. Есть определенные успехи в этом направлении. В 2016 году было произведено 25- единиц тепловозов. С 2002 по 2016 гг. было экспортировано 38 локомотивов. Данный сектор имеет довольно неплохой результат по локализации – 40%. В целом, развитие отрасли зависит от внутреннего спроса и спроса стран ближнего зарубежья, куда мы экспортировали.

Ведущая. Если закончить тему самого машиностроение и перейти к другой, а точнее – к кадрам, кто будет у нас работать и, кто работает у нас в машиностроении? Как у нас обстоят дела, именно, со специалистами, работающими в этой отрасли?

Б. Садуакасов. В целом, в отрасли работает более 60 тысяч человек. Машиностроительная отрасль, одна из тех отраслей, которая испытывает дефицит квалифицированных кадров. Недавно Институтом был проведен опрос, среди предприятий обрабатывающей промышленности. Предприятия машиностроения сказали, что у них есть потребность в кадрах. И когда мы просили указать причины, они отметили несоответствие учебной программы к производственным требованиям, низкий статус специальностей и низкая заработная плата.

Ведущая. К сожалению, наше эфирное время подходит к концу. В завершение, давайте резюмируем все, что мы сейчас говорили и ответим на главный вопрос. Какие сегодня государством проводятся меры, чтобы реанимировать эту отрасль и вернуть ей тот статус, который был раньше?

Б. Садуакасов. Я бы не сказал, что нужны меры для реанимации. Отрасль есть и есть определенные успехи. Государством оказывается финансовая и нефинансовая поддержка. Нефинансовая поддержка в виде освобождения от пошлин и налогов для импортеров комплектующих. Если брать финансовую поддержку, то это финансирование производства, автокредитование, лизинговое финансирование. Казахстанским институтом развития оказывается помощь предприятиям не только машиностроения, но и предприятиям обрабатывающей промышленности, возмещая расходы на улучшение технологического процесса, на повышение квалификации кадров. В целом, государством оказывается очень хорошая помощь и необходимо продолжить работу в этом направлении.

Ведущая. Спасибо большое. Напомню, что это был BNews – онлайн. Сегодня мы говорили о машиностроении. У нас в гостях был директор Центра отраслевого анализа Казахстанского института развития индустрии Садуакасов Базархан. В студии работала Мадина Аргын, до свидания!

Новости партнеров

Loading...