Цифровизация системы здравоохранения

92
  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это BNews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. В системе здравоохранения уже несколько лет проводится цифровизация. О том, как обстоят дела в данном вопросе на сегодняшний день, нам расскажет вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Олжас Абишев. Здравствуйте!

О. Абишев. Добрый день!

Ведущая. Давайте начнем с того, на каком этапе сейчас находится работа по цифровизации здравоохранения?

О. Абишев. Цифровизация здравоохранения – это не работа вчерашнего дня. До этого была информатизация. С 2009 года мы запускали параллельно несколько регистров сбора данных для актуализации медицинской статистики. Это было все в интересах Министерства здравоохранения, чтобы оно могло эффективно планировать объем своих медицинских услуг. С 2016 года мы приняли государственную программу «Денсаулық» на 2016-2019 годы, где четко обозначили, что этот подход не является актуальным и нужно все эти данные персонализировать, привязать к каждому человеку и на основе этого дать доступ всем людям, чтобы они видели свои истории. Это, во-первых, дает прозрачность системы, во-вторых, это дает Министерству здравоохранения уникальную возможность через анализ больших купленных данных. С 2014 года мы накопили 14 терабайт данных всего нашего населения. Эффективно планировать свои ресурсы – это значит, что в этом году, например, мы запустили систему анализа данных лекарственных средств. Только по городу Астана, если раньше планирование лекарственных средств было в плановом порядке по заявкам мед. организаций, то в этом году привязали их по потреблению. Мы сэкономили только по одному городу Астана 3,6 млрд тенге. Данные позволяют нам эффективнее использовать существующие ресурсы и бюджетирование. Пациентам плюс, что на основе этих данных, в этом году запустили несколько функционалов, которые помогают выявлять заболевания на ранних этапах. С 2018 года Приказом Министра мы определили пилотный регион, где разрешили не заполнять на бумаге, а только в информационных системах оказание медпомощи. С 1 июля этого года во всех 17 регионах есть медицинские организации, которые не ведут записи в бумажном виде, а только в электронном формате, что позволило нам агрегировать все данные пациентов об их болезнях, и позволило более прозрачно видеть картину. Также, запустили проект «Флюротека», позволяющий нам выявлять заболевания через флюро-снимки на ранних этапах. Раньше у нас была проблема, что приходили на поздних этапах и делать какие-то манипуляции и надеется на успех – было двояким вопросом. Сейчас через цифровые данные на ранних этапах мы можем выявить и оказывать качественную медицинскую помощь на первичном звене. По итогам 9 месяцев, мы видим, что эту работу нужно усиливать. До конца этого года, мы, совместно с акиматами хотим обеспечить больницы компьютерами, доступом к Интернету, чтобы входная точка о пациентах увеличивалась. Чем больше данных, тем точнее мы можем строить прогноз. Прогнозирование на 2019 год – сколько реально нужно ресурсов, как мы можем повысить качество оказания медицинских услуг, не дожидаясь пока пациент придет в больницу.

Ведущая. То есть, пока в некоторых регионах, несколько медицинских учреждений полностью отказались от бумажных носителей?

О. Абишев. В 17 регионах свыше 900 медицинских организаций, 92% из них уже имеют компьютеры, интернет и медицинские системы до уровня центральной районной больницы. То есть, есть отдаленные сельские пункты, куда интернет еще не проведен. Мы эту проблему знаем, там есть медицинские пункты, фельдшерско-акушерские пункты. Совместно с Министерством информации и коммуникаций, до 2022 года у нас есть план, где мы хотим до этих населенных пунктов довести интернет. До конца этого года у нас доведено только до уровня районного центра. До 100% мы планируем, совместно с акиматами, довести. В начале года это было 72%, а сейчас 92% - это очень хорошая динамика.

Ведущая. Ко всей этой информации, которая собирается о пациенте, имеет доступ не только лечащий и участковый врачи, но и также любой человек с другой больницы, который работает в системе здравоохранения?

О. Абишев. Доступ к данным открывается при открытом случае. Это означает, что когда пациент приходит в больницу, данные открываются врачам. Если пациент вылечился, то доступ автоматически закрывается.

Ведущая. Таким образом обеспечивается информационная безопасность ?

О. Абишев. У нас есть международные стандарты, международные форматы хранения медицинских записей, есть местные требования уполномоченных органов по информационной безопасности. Все они выполняются.

Ведущая. Вы сейчас отметили, что будет проводиться интернет в отдаленные населенные пункты. Какие проблемы еще существуют? Наверняка, необходимо провести  обновление компьютеров и другой техники.

О. Абишев. Если разделить на 3 пункта, то первое – это менталитет, второе – обновление компьютеров и третье – это затраты. Наличие компьютера и хорошего интернет канала позволяет использовать современные технологии, не имея мощный компьютер. Для этого мы проводим Интернет.

Ведущая. То есть, медицинские учреждения сейчас технически обеспечены?

О. Абишев. До уровня районного центра – да. Параллельно мы делаем работу – проводим Интернет до отдаленных сельских пунктов. Теперь перейдем ко второму вопросу по финансированию. По итогам 9 месяцев, мы выяснили, что за счет отказа от приобретения бумаги, отказа от приобретения пленки для флюро-снимков появляется экономия. Эту экономию мы используем на финансирование информатизации. То есть, это те же ресурсы, реструктурированы и направлены на цифровизацию. Там тоже остается экономия и мы ее пускаем на дифоплату – дополнительная заработная плата за использование информационных технологий. В каждой поликлинике, ежемесячно до 3 млн тенге экономия. Самая сложная проблема – это менталитет. У нас есть пациенты ПМСП, которые не вовлечены в свое здоровье. Он приходит постфактум. Мы эту модель меняем и говорим, что цифровизация здравоохранения должна активно вовлекать само население в сбор данных о его состоянии здоровья. То есть, если человек каждый вечер замеряет давление, то меняется парадигма. От стороны, когда пациент занимает пассивную роль, в цифровизации он занимает активную роль. Существующие технологии позволяют делать замер вашей биологической активности и на основе этих данных анализировать, насколько вы ведете здоровый образ жизни и насколько это влияет на ваше здоровье. Прогнозирование заболевания возможно только на основе цифровых данных. Чем они детальнее, тем точнее будет прогноз. В этом плане нам предстоит сложная работа.

Ведущая. После того, как пациент соберет всю информацию, что он должен сделать, каким образом передать в систему здравоохранения?

О. Абишев. Сейчас у нас на рынке цифрового здравоохранения существует более 25 мобильных приложений. Многие из них интегрированы с нашими системами, что позволяет, открыв мобильное приложение вбить туда ежедневное давление, пульс, температуру, самочувствие. Мы хотим вбить туда коридоры нормы. Если нижнее давление не опускается ниже 65, а верхнее не превышает 135, то это норма. Если оно превышает, то это сигнализирует врачу, что этого пациента нужно обследовать либо принять в поликлинику.

Ведущая. Проводится ли подготовка врачей и медицинского персонала?

О. Абишев. Для решения этого вопроса в этом году мы, совместно с акиматами, открыли 465 цифровых постов. То есть, в поликлинике мы открыли маленький уголок, где люди могу прийти и им объяснят, как пользоваться мобильными приложениями. Они работают пятый месяц и работают очень эффективно. В рамках этих постов, мы обучили более 2 млн людей.

Ведущая. А, непосредственно, сотрудники проходят подготовку?

О. Абишев. Сотрудников мы ежегодно обучаем работе. В 2008 году мы начинали их обучать, как держать мышку. Из года в год мы проводим плановые и по запросу обучения, как компьютерным навыкам, так и по работе с информационными системами.

Ведущая. По поводу регионов. Есть ли удачный пример, кто полностью уже перешел на эту систему?

О. Абишев.  Как такового лидера среди регионов – нет. Если брать Караганду, то там во всех медицинских организациях внедрено 2 уникальных проекта. Первое – это флюротека, когда все снимки хранятся в одном месте и анализируются аномалии. Второе – это цифровые электрокардиограммы. То есть, 14 тысяч электрокардиограмм раздали в районы, где удаленно собирают данные о ритме сердца своего населения. Это им позволило выявить аномалию сердечного ритма у 450 людей. Павлодар – лидеры по цифровизации учетно-отчетных форм. У нас есть 121 учетно-отчетная форма, которые заполняют медорганизации для формирования медицинской статистики. Они оцифровали 110 учетно-отчетных форм. Плюс, они внедрили оригинальное решение. У них есть Областная кардиохирургическая больница, где они своим пациентам раздают браслеты и могут удаленно за ним следить. Каждый регион старается внедрить что-то свое уникальное. Самое главное для нас, что все отказались от ведения на бумаге медицинских записей. Некоторые регионы внедряют мобильные приложения по обратной связи с населением. Другие внедряют оценку пациентами медицинские организации.

Ведущая. Сейчас врачи, получается, заполняют 2 формы в большинстве медицинских учреждений. Когда мы совсем избавимся от карт на бумажном носителе?

О. Абишев.  C 1 июля этого года. Вы можете прийти в поликлинику и сказать, что не хотите бумажную амбулаторную карту и вам полностью окажут медицинские услуги. При необходимости вам отправят направление к узкому врачу в электронном формате только с вашим удостоверением.

Ведущая. Нет ли здесь риска, что в системе произойдёт сбой?

О. Абишев.   Никто не гарантирует 100% защиту данных. Максимально – 99,6%. Но, по сравнению с бумажным носителем, у цифровых технологий риск намного меньше. Бумагу вы можете потерять, забыть, порвать. В информационных системах есть риск, но 99,6% мы обеспечиваем. По сравнению с бумажным, это в 2 раза больше.

Ведущая. То есть, раньше таких случаев было гораздо больше?

О. Абишев.  Да, абсолютно верно.

Ведущая. Какие основные задачи и цели на предстоящий период стоят перед вами, в рамках внедрения  цифровизации?

О. Абишев.  Самая главная задача –Министерству здравоохранения собрать все данные о пациентах в одном месте. То есть, единое хранилище. Мы планируем в конце года его полностью развернуть и подключить к единому хранилищу. Во-вторых, расширить количество информации, собираемой о пациентах. И последний третий этап – это обучение и искусственный интеллект. На основе этих данных, приступить к прогнозированию на основе цифр. То есть, система будет подсказывать врачу, что лекарство, которое вы хотите назначить, пациенту не приемлемо. Мы не говорим, что система лечит, но система подсказывает на основе последних научно-доказательных данных.

Ведущая. Ориентировочно, в каком году это произойдет?

О. Абишев.  У нас запланировано, что до конца 2019 года мы приступим к реализации анализа больших данных и системы прогнозирования, как для государственных органов, так и для людей и врачей. В этом промежутке у нас есть этапы, и мы внедряем проекты постепенно. До конца 2019 года у нас есть видение, что мы к этому полностью придем.

Ведущая. Спасибо большое за то, что поделились с нами важной, полезной информацией по поводу цифровизации  о том, какова ситуация сегодня и какой она будет через несколько лет.

О. Абишев.  Вам спасибо!

Ведущая. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Олжас Абишев. Всего доброго!

`