BNews.kz - Live - «Укрупнение региональных электросетевых компаний»

«Укрупнение региональных электросетевых компаний»

1538
Рахимов Кайрат Болатович
Заместитель директора департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан
  • Видео

Ведущая. Это BNews – онлайн, меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Сегодня будем говорить о состоянии электрических сетей в Казахстане. У нас в гостях Заместитель директора департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан Рахимов Кайрат Болатович. Кайрат Болатович, здравствуйте.

К. Рахимов. Добрый день!

Ведущая. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Большое спасибо, что нашли время нас посетить и поговорить. Начать мне бы хотелось вот с какого вопроса: Краткую характеристику состояния электросетей по республики.

К. Рахимов. Если кратко говорить, то у нас по верхнему уровню систему электрических сетей представляет акционерное общество «KEGOC». Это национальная компания, которая обслуживает высоковольтные линии электропередач. Данные сети мы называем – Национальная электрическая сеть. Далее, следуют региональные электросетевые компании. Если следовать определению, которое в законодательстве закреплено, то на сегодня у нас порядка 18 компаний. Они все позиционируются в областях, в среднем 1-2 компании на область. Далее, к РЭК подключены мелкие и средние энергопередающие компании, которых у нас большое количество. Также, у нас имеются ведомственные сети, сети местных исполнительных органов, которые находятся на балансе акиматов.

Ведущая. В общей сложности сколько у нас мелких?

К. Рахимов. Мы проводили инвентаризацию и, по состоянию на 1 января 2017 года у нас было 160 компаний, из них выделяем «KEGOC», РЭК – 19 оставшееся количество мы относим к мелким и средним компаниям. Они все частные. Но, из них – 27 компаний. Они представлены в форме КГП и РГП, которые находятся на балансе местных исполнительных органов.

Ведущая. Давайте перейдем к основной теме сегодняшнего интервью. В связи с чем возникла необходимость в укруплении энергопередающих организаций?

К. Рахимов. Большое количество энергопередающих организаций создает много проблемных вопросов. После развала Советского союза пошел процесс приватизации и электрические сети начали уходить в частные руки. Были сети, которые принадлежали определенным заводам и потихоньку отходили в частные руки. Наибольшее количество их было представлено в Карагандинской области – более 40 компаний.  В одной цепочке у нас доходило до 5 уровней, когда одна компания следовала за другой. Это создает большие проблемы для потребителя. Каждая цепочка имея свой тариф, утвержденный в уполномоченном органе, накладывается бременем на конечного потребителя. Кроме того, того мелкие и средние компании не всегда должным образом относятся к своему хозяйству. Это приводит к частым авариям. В этой связи, в 51 шаге Плана Нации: 100 конкретных шагов была поставлена конкретная задача укрупнить энергопередающие компании.

Ведущая. И какой механизм предусматривает это?

К. Рахимов. Их основной механизм на протяжении 2016-2017 гг. Минэнерго совместно с уполномоченными органами разработали проект Закона, который предусматривает определенные шаги, которые предусматривают стимулирование.

Ведущая. Как Вы думаете, насколько будет действенна вся эта работа? Не будет ли это – пустая трата времени?

К. Рахимов. На самом деле, на протяжении 2016 года мы долго обсуждали. Мы шли по более жесткому пути, предлагалось ввести лицензирование, которое было отменено в 2012 году. Совместно с НПП Атамекен пришли к выводу, что к лицензированию возвращаться не стоит. Ввиду передерживанию политики по сокращению разрешительных процедур. Мы ввели определенные требования и считаем, что к 2023 году порядка 50 компаний должны укрупниться – это порядка 30%.

Ведущая. Кроме НПП, кто еще принимал участие в дебатах на эту тему?

К. Рахимов. Участвовали, практически все игроки рынка, а также государственные органы.

Ведущая. А если в целом смотреть, насколько все мелкие компании соответствуют нормам?

К. Рахимов. Давате, я более детально остановлюсь на том, какие нормы предусматриваются. В Законопроекте мы предусмотрели квалификационные требования для всех энергопередающий компаний, которые будут вводится поэтапно. Всего 4 требования. Первое требование планируется ввести со следующего года. Это означает, что все энергопередающие компании должны соответствовать данному требованию. Остальные 3 требования буду вводится до 2018 года. Первое требование – это все компании должны иметь в наличие диспетчерско-технологическое управление. На сегодня мы провели оценку. На сегодняшний день, из 113 компаний только 40 это имеют. Поэтому, в принципе, это не простая работа. Работа эта уже начата и компании, которые хотят остаться на рынке, эти требования выполняют.

Ведущая. А что будет с теми, кто не готов, у кого нету средств на это?

К. Рахимов. Хороший вопрос. Сначала мы планировали ввести прямые штрафные санкции, но потом пошли по другому пути. В Кодексе об административных процедурах есть требования, в случае нарушения законодательства электроэнергетики будут определенные штрафные санкции. При этом, совместно с Министерством национальной экономики РК, мы ввели требования, когда Комитет атомного и энергетического надзора будет определять на соответствие требования те или иные энергопередающие компании. Если компания не соответствует, то они будут уведомлять об этом Комитет по регулированию естественных монополий, который в течении 30 дней должен будет пересмотреть тариф этой энергопередающей компании, то есть пересмотреть в сторону понижения. Они будут исключать инвестиционные затраты, к которым сегодня относится и прибыль, и амортизация, и капитальные вложения, тем самым побуждая эту компанию соответствовать требованиям или предпринимать шаги, направленные на соответствие. Данным Законопроектом мы дали право, им дали возможность присоединиться к энергопередающей компании. Например, 2 мелкие компании создают новую форму собственности, при этом, у одной компании имеется соответствие по первому требованию, а у второй компании соответствие по второму требованию. Объединившись, компания соответствует всем требованиям на рынке, имея свой тариф. Такие стимулирующие механизмы приняты в Законе.

Ведущая. Уже произошло слияние мелких компаний?

К. Рахимов. Мы проводим практическую работу и есть определенные результаты. Прошло полгода, как Закон был принят в законную силу. Мы видим, что из 160 – 3 компании уже ликвидированы.

Ведущая. Как это изменение в законе отразится на потребителях?

К. Рахимов. Эти действия направлены именно на потребителя, чтобы потребитель, оплачивая за услуги, он получал качественные услуги. В нашем Законе мы предусмотрели поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Это касается штрафных санкций, применяемых к энергопередающим организациям, в случае нарушения условий выдачи техусловия на присоединение потребителей. Если компания отказывает в выдачи техусловий, к ней применяются санкции. Также, мы ведем работу по повышению качества услуг. Мы хотим обеспечить бесперебойность тех услуг, за которые потребитель платит деньги. Затраты конечных потребителей должны быть снижены.

Ведущая. Что будет с бесхозными сетями?

К. Рахимов. По бесхозяйным сетям у нас отдельная тема. У нас их порядка 2300 км электрических сетей по Республике и 630 трансформаторных подстанций. Вначале года цифра была в 2 раза больше. В этом направлении местные исполнительные органы двигаются. Были разработаны Дорожные карты. Цель данных Дорожных карт – полностью ликвидировать эти бесхозяйственные сети. После проведения полной инвентаризации и постановки на учет, местные исполнительные органы будут передавать эти бесхозяйные сети в ведения энергопередающих компаний. В Налоговом кодексе мы освободили энергопередающих компаний от корпоративного и подоходного налога. До 2020 года проблема бесхозяйных сетей должна решиться. Если смотреть гражданское законодательство, то, когда эти сети ставят на учет, суд должен подождать год, на появление собственника.

Ведущая. Если вернуться к вопросу укрепления. Есть ли какие-то прогнозы, сколько в конечном итоге у нас будет компаний из тех 160?

К. Рахимов. У нас есть оценка до 2023 года – на 30% сократиться. Я думаю, что это не конечный показатель. Все зависит от местных исполнительных органов, самих энергопередающих организаций. В любом случае, цифра будет больше.

Ведущая. К сожалению, наше эфирное время подходит к концу и напоследок я бы хотела задать вот какой вопрос. Какие еще вопросы были затронуты в принятом Законодательстве реализации 51 шага?

К. Рахимов. Я основные меры назвал. Я бы хотел еще отметить, что мы решили вопрос по установке на учет имущества энергопередающих компаний. До принятия Закона, органы регистрации требовали на каждую опору энергопередающих компаний отдельный государственный акт. Если у них более тысячи опор, то и столько же актов требовалось предоставить. Теперь в рамказ одного земельного квартала требуется один акт на оформление. Кроме того, мы ввели понятие бытовой потребитель и разделили типовую форму договора на 3 – по юридическим лицам, по бытовым потребителям и по государственным предприятиям.  Эти основные моменты были направлены на решение вопросов.

Ведущая. Спасибо большое. Напомню, что это был BNews – онлайн. У нас в гостях был Заместитель директора департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан Рахимов Кайрат Болатович. В студии работала Мадина Аргын. До свидания!

`

Новости партнеров