Внедрение бюджета четвертого уровня

91
  • Фото
  • Видео

Ведущая. В целях развития местного самоуправления, с начала этого года в селах и городах районного значения был внедрен четвертый уровень бюджета. О том, к чему привели эти новшества, сегодня мы поговорим с директором Департамента анализа и оценки регионов Министерства национальной экономики Республики Казахстан Анар Байтукеновой. Здравствуйте, Анар!

А. Байтукенова. Здравствуйте!

Ведущая.  Для начала давайте определимся, что вообще означает «Четвертый уровень бюджета»?

А. Байтукенова. Предпосылками для развития местного самоуправления было принятие Концепции развития местного самоуправления Главой государства в 2012 году. Она вобрала в себя все общепризнанные ценности муниципального самоуправления, муниципальной демократии и определила дальнейшие этапы развития самоуправления в Казахстане. У нас развитие местного самоуправления проходит в 2 этапа. Первый этап был до 2015 года, когда мы определили законодательно основные полномочия органов местного самоуправления, деятельности собраний местного сообщества, порядок выборности акимов. На втором этапе с 2015 года мы расширили финансовую самостоятельность сельских округов. Мы передали им налоги, внедрили бюджет, внедрили Институт управления коммунальной собственностью, передали 6 видов налогов. С 1 января 2018 года у нас внедрили бюджет 1062 сельских округа, с населением 2 тысячи и более человек. 1 января 2020 года будет внедрение бюджета и коммунальной собственности.

Ведущая. То есть, получается, в этих населенных пунктах сами акимы собирают налоги и с этой налоговой базы распределяются средства?

А. Байтукенова. Совершенно верно. У них есть перечень налогов, по которым они осуществляют свою деятельность.

Ведущая. О каких результатах можно говорить на сегодняшний день и что существенно изменилось?

А. Байтукенова. Первое – это вовлечение населения. То есть, у простого жителя села повышается ответственность, осознанность вовлеченности в процесс формирования бюджета, в будущее села. Второе – это мы начинаем видеть, сколько налогов поступает в каждое село. То есть, мы узнаем потенциал каждого сельского округа. Если раньше налоги поступали в районный бюджет, то теперь мы видим, сколько и какие виды налогов брало то или иное село.

Ведущая. Справляются ли сельские акиматы с поставленными задачами?

А. Байтукенова. Справляются, конечно возникают трудности. Это новизна для сельских акимов – формировать бюджет. Но, хочу сказать, что все акимы с достаточно хорошим опытом работы, квалифицированные. У нас выборность акимов осуществляется через районные маслихаты. Так как это первый год внедрения бюджета, возникали трудности, сомнения, недочеты, но мы в постоянном контакте с акимами и стараемся решить вопросы по мере поступления.

Ведущая. С какими проблемами чаще всего сталкиваются сельские акимы, в связи с внедрение четвертого уровня бюджета?

А. Байтукенова. Часто возникают вопросы, связаны со штатной численностью. Перед внедрением бюджета, мы проводили всесторонний анализ и выявили, что многие акимы занимаются не свойственными функциями. В частности, например, передаются в коммунальную собственность, принимается решение на районном уровне о принятие на баланс тех или иных объектов. Также, акимы поднимают вопрос, что никто не хочет идти к ним работать бухгалтером, потому что работа бухгалтера очень ответственная и если другие работники могут себе позволить уйти в 18:00 домой, то бухгалтер занимается и вопросами государственных закупок, и вопросами прогнозирования и планирования бюджета, налогов. Естественно, тут стоит вопрос о перераспределении функций. Хочу сказать, что если в ряде регионов одни вопросы являются проблемными, то в других сельских округах эти вопросы вообще не поднимаются, либо давно решены. То есть, у каждого сельского округа свои проблемы.

Ведущая. Хватает ли селам тех средств, которые они получают за счет налоговых поступлений? Покрывают ли они этим свои расходы?

А. Байтукенова. На сегодняшний день из 1062 сельских округов, внедривших бюджет, только 2% или 59 сельских округов являются самодостаточными. То есть, собственные доходы покрывают расходы. Остальные сельские округа получают субвенции из районного бюджета. Хочу отметить, что такая ситуация не только на уровне сельских округов. Например, в Акмолинской области все 17 районов субвенционные, в Карагандинской области тоже 8 из 9 районов получают субвенции из областного бюджета. Правительством ведется планомерная работа по снижению зависимости от центра. Сейчас тоже обсуждаются вопросы передачи ряда видов налогов на уровень с республики на область, с области на район и т.д.

Ведущая. Какие изменения ожидаются в будущем в системе развития местного самоуправления?

А. Байтукенова. В ближайшем будущем мы рассматриваем вопросы расширения полномочий и функций. То есть, будет рассмотрена возможность передачи дополнительных видов налогов. Соответственно, будут рассмотрены и проанализированы вопросы о том, какие виды расходов, какие виды дополнительный функций передать из районных бюджетов на сельский уровень. Также, мы рассматриваем вопрос внедрения прямого выбора акимов, насколько общество готово к этому. Мы будем обсуждать этот вопрос с неправительственными организациями, с общественностью на уровне Правительства. Это один из этапов дальнейшего развития местного самоуправления.

Ведущая. Насколько общество сейчас активно в вопросах, связанных с бюджетом и других?

А. Байтукенова. Участие жителей у нас предусмотрено во всех вопросах местного самоуправления, и в процессе планирования бюджета, и в процессе управления коммунальной собственностью. К примеру, бюджет у нас формируется на основе плана развития села, который утверждается местным сообществом. Сам проект бюджета должен обсуждаться с местным сообществом. Аналогичная ситуация и по управлению коммунальной собственностью. Бывают случаи передачи из районного бюджета на уровень села и принятия на баланс коммунальной собственности тех или иных объектов. Данный вопрос законодательно определен, как перечень объектов, который может быть передан только по согласованию с местным сообществом. То есть, если местное сообщество против, то передача не будет осуществлена.

Ведущая. С недавнего времени акимы могут накладывать административные штрафы. Для чего им дали такие полномочия и с чем это связано?

А. Байтукенова. Во-первых, это источник доходов местного самоуправления. Во-вторых, это дисциплина и изменение сознания жителей населенных пунктов. Если взять сборы за нарушение санитарных норм, благоустройство населенных пунктов, то это является инструментом для профилактики правонарушений для акима. Государство выделяет значительные средства на сбор и вывоз мусора. Аким сельского округа, как наиболее близкий к населению, должен разъяснить населению, что все расходы, осуществляемые акимом – это за счет налогов местных жителей.  Не целесообразнее ли направить эти расходы на другие эффективные меры – например, строительство детских площадок, ремонт дорог. Мы постепенно идем к формированию ответственного общества.

Ведущая. Не приведет ли это к тому, что акимы будут злоупотреблять своим положением?

А. Байтукенова. Это повышает активность и интерес акима в сборе налогов. Если за 9 месяцев у нас план поступления доходов был 16,6 млрд тенге, то на сегодняшний день перевыполнение составило более 20%. Злоупотреблять акимы никак не могут, потому что есть определенные нормы, стандарты, по которым они могут взымать эти штрафы.

Ведущая. Спасибо Вам за то, что Вы пришли в нашу студию и поделились такой интересной информацией! Я напоминаю, что сегодня мы обсуждали вопрос внедрения четвертого уровня бюджета и у нас в гостях была директор Департамента анализа и оценки регионов Министерства национальной экономики Республики Казахстан Анар Байтукенова. Всего доброго!

`