BNews.kz - Live - «Внутренний туризм: Когда в Казахстане будет все ALL INCLUSIVE?»

«Внутренний туризм: Когда в Казахстане будет все ALL INCLUSIVE?»

710
Балгожин Жалгас Умирзакович
Руководитель управление продвижения, рекламы и маркетинга МКС РК

Жалгас  Балгожин родился 7 августа 1962 года. Закончил Казахский государственный юридический университет.

Работал в системе сельского хозяйства (1976-1991), заместитель директора, директор БММТ «Спутник» в город Актобе (1992-1999), ведущий специалист, заместитель начальника Актюбинского областного управления туризма, физической культуры и спорта (2009-2012). 

С 2012 года работает в Комитете индустрии туризма.

  • Фото
  • Видео

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала Bnews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Туризм, в том числе и внутренний, на сегодняшний день является одним из драйверов развития экономики страны. Нам есть что показать и о чем рассказать, а это значит, что потенциально мы имеем все шансы стать Центрально-Азиатской туристической меккой. Однако, статистика показывает иную картину – казахстанцы чаще предпочитают отдыхать за рубежом, а иностранцы редко едут к нам. Как сделать Казахстан привлекательным для туристов?  Об этом мы сегодня поговорим с руководителем департамента продвижения Министерства культуры и спорта РК Балгожиным Жалгасом Умирзаковичем. Жалгас Умирзакович, здравствуйте!

Ж. Балгожин. Здравствуйте, Мадина!

Ведущая. Я рада приветствовать Вас в нашей студии. Сегодня интересная тема – туризм. Начать нас сегодняшний разговор я бы хотела вот с какого вопроса. У нас отгремело EXPO-2017, которое стало центром притяжения на все лето не только казахстанцев и иностранцев. Естественно, EXPO показало определённые цифры. О нас узнали, к нам захотели приехать и посмотреть на нас. Что будет дальше? Будет ли туризм после EXPO?

Ж. Балгожин. Да, действительно, Вы правильно заметили – EXPO дало огромный шанс и возможность для турбизнеса. Для того, чтобы каждый из представителей этого сегмента бизнеса проверил свои силы. На самом деле, скажу откровенно, что бизнес справился. Работали отели, работала инфраструктура и огромным подспорьем послужило то, что были открыты границы для почти 60 стран мира – безвизовый въезд. Одним из важных рычагов развития экономики турбизнеса послужило принятие Постановления Правительства о 72-часовом безвизовом пребывании граждан Китайской Народной Республики. То есть, те граждане КНР, которые летели через Казахстан транзитом, могли остаться 3 суток в Астане или Алматы. Это дало мощнейший всплеск экономики именно турбизнеса. Были даже такие моменты, когда туроператоры искали огромные залы для общественного питания, потому что, вы знаете, китайские туристы ездят большими группами. Это лето прошло на таком уровне, что было очень много туристов. За 2017 год за 1 полугодие выросла доля туризма ВВП на 346-347 млрд. тенге. Мы сейчас подводим итоги совместно с Комитетом по статистике и цифры будут на кого больше.

Ведущая. Какую оценку Вы бы поставили нашим представителям туристического бизнеса по итогам EXPO?

Ж. Балгожин. По итогам EXPO тур компании проверили себя на прочность. Практически все компании работали на въезд. Был приём иностранных туристов и наших внутренних туристов, все хорошо справились. В многих компаниях были созданы тур пакеты на EXPO и отрабатывались эти тур пакеты. Регионы тоже работали в этом отношении. Пошла большая миграция внутри Казахстана.

Ведущая. Мы тоже неоднократно бывали на EXPO и, конечно, павильоны никогда не пустовали. Соответственно, это и есть доказательство того, что отработали на отлично. Раз уж мы затронули тему цифр и денег, как Вы отметили доля ВВП 347 млрд. тенге – это только по июнь текущего года. В целом, эта цифра насколько отличается от той, которая была в прошлом году?

Ж. Балгожин. Позитивная динамика на лицо. Если верить нашим цифрам, доля ВВП в этом году составила 1,6 %, то есть 102,7%. Здесь мы видим, что количество посетителей по выездному туризму выросло на 21%. По Казахстану мы получили увеличение на 7%. Мы ещё не подвели итоги по году. В Астане проходит огромное количество мероприятий. По нашей методологии мы должны включать всех, потому что каждый из них является туристом, пользуется инфраструктурой туризма.

Ведущая. А если нам перейти от столицы в регионы. У нас очень богатая природа и у нас есть, что показать. Казахстанцы не хотят ездить внутри страны, потому что жалуются, что нет инфраструктуры, нет дорог. А если добираешься, то турбаза либо не соответствует ожиданиям, либо там дорого.

Ж. Балгожин. Давайте начнём с дорог. Дороги строятся. Сейчас реализовывается программа Президента РК Нурлы жол, строятся огромные магистрали. Первая магистраль – это Западная Европа – Западный Китай, которая соединяет Китай и Европу. Это наша центральная транзитная магистраль, которая объединяет Алматинскую, Кызылординскую, Жамбылскую и Актюбинскую области. Вдоль этой трассы растёт огромное количество придорожного сервиса. Это все относится к сегменту туризма. Очень активно сейчас работают в развитии придорожного сервиса. В новой Концепции мы прописали развитие автотуризма, караванинга – это совершенно новый сегмент. В этом году аким Астаны Асет Исекешев выделил огромное количество гектаров земли под караванинг, потому что столица должна быть цивилизованной для международного туризма, в части караванинга и автотуризма. В этом направлении работает большая группа экспертов. В ближайшем будущем мы сможем принимать караванинги и автодома. Это будут объекты придорожного сервиса, где они смогут ставить свои машины, получать электрическое питание. Это будет целый комплекс для развития этого сегмента. Также, мы сейчас работаем над развитием огромного масштабного Плана по Программе Модернизация 3:0 – Сакральные места. Сейчас разрабатывается пояс «Сакральная география Казахстана». Проводится огромная работа. Мы будем развивать внутренний туризм, в рамках посещения этих сакральных мест. Каждое место является объектом посещения. В зависимости от экономической необходимости и рентабельности, будут строится те или иные дороги разных категорий к этим объектам.

Ведущая. Ну, если с дорогами все более и менее понятно и реконструкция продолжается и будет ещё идти несколько лет, то как быть с сервисом?

Ж. Балгожин. Сервис зависит от самого предпринимателя, от предпринимателя, который построил тот или иной отель и насколько он имеет соответствующее образование, насколько он имеет хорошие кадры. Сейчас строится огромный сегмент нового поколения мест отдыха и это мы знаем не по наслышке. В рамках 57 Шага Плана нации:100 конкретных шагов, идёт развитие зон отдыха, пляжного туризма в Алматинской области, на побережье озера Аллаколь, в ВКО. Ежегодно строится свыше 20 объектов приёма туристов – это базы отдыха, гостиницы. Этот сегмент предпринимателей совершенствуется, растёт. Есть предприниматели, которые ещё не готовы идти в ногу со временем, они, увидев эту конкуренцию, тоже будут подтягиваться.

Ведущая. Государство готово идти навстречу бизнесу? Готово предоставлять кредиты?

Ж. Балгожин. Безусловно. Есть инструменты государственной поддержки бизнеса, именно в части субсидирования объектов. По состоянию полугодия 2017 года, из 3 тысяч проектов 173 проекта на сумму 6 млрд. тенге в сфере туризма поддержаны. При наличии реальных бизнес – планов, технико – экономического обоснования того или иного объекта, могут получать гарантии Правительства до 80%. Если мы будем говорить об обусловленном размещении средств через банки второго уровня, то здесь на сумму 43 млрд. тенге поддержано 1 137 проектов в области туризма. Сейчас по линии Программы Алматы-туризм Фонд «Даму» выделяет 1 млрд. тенге, акимат города Алматы выделяет 1 млрд. тенге и получается общий пул в 2 млрд. тенге для бизнеса. Это все по минимальным ставкам – 8,5% годовых. Также, мы имеем субсидирование процентных ставок. Предположим, сумма кредита будет 4,5 млрд. тенге на бизнес, то государство выплачивает 10% от той суммы, которая будет выдана через банки второго уровня. На сегодня поддержано проектов на сумму 114 млрд. тенге, свыше 500 проектов. По Мангистауской области только в прошлом году акимат выделил сумму порядка 1 млрд. тенге, совместно с Даму, направленную на развитие турбизнеса. Были закуплены прогулочные катамараны. Сейчас мы видим насколько развивается пляжная инфраструктура.

Ведущая. То есть, для всех, кто хочет заняться туристическим бизнесом, необходимо обратиться в Фонд «Даму»?

Ж. Балгожин. Есть фонд «Даму», есть Региональная Палата предпринимателей, есть Управление туризма, есть Управление предпринимательства и промышленности в каждом регионе. Любой предприниматель смело может идти туда и брать деньги, которые даёт государство. Это реальные проекты, которые реально работают.

Ведущая. То есть, со временем, если сейчас бизнес обратится к Фонду «Даму» или к НПП, ив подучим хорошую конкурентную среду, в которой будут существовать много разных туристических бизнесов и, возможно, мы получим адекватные цены на отдых?

Ж. Балгожин. Безусловно. Потому что, если государство будет сейчас давать бизнесу, и мы будем просить бизнес тоже идти на встречу населению и делать цены адекватные. Я хочу добавить, что сейчас мы разрабатываем в стенах Министерства культуры и спорта РК новый Законопроект, с учётом новой принятой Концепции развития туризма до 2023 года. В этом Законопроекте мы будем расширять Общий классификатор экономической деятельности по единой Дорожной карте бизнеса - 2020. Это для того, чтобы предприниматели могли покупать небольшие туристические компании. Максимально мы хотим расширить в этом плане помощь для сегментов, которые представляют туристскую индустрию.

Ведущая. То есть, дай денег на то, на что у некоторых не хватает. Давайте поговорим о том, где отдыхать. Потенциально, что может быть интересно как для наших туристов, так и для иностранцев?

Ж. Балгожин. Иностранцам интересно, как всегда, увидеть нашу самобытную культуру и традиции. Сейчас многие предприниматели к этому пришли – создаются этноаулы, этнодеревни. Сейчас иностранцев интересует культура номадов. Мы говорит не первый год о том, что надо поднимать сегмент юрточных отелей. Если сравнивать туристскую индустрию Монголии и Китая, мы ещё отстаём именно по созданию Национального туристского продукта. Мы должны дальше совершенствовать этнографический туризм. Это является важным притягающим моментов для иностранцев.

Ведущая. А помимо этно и экологического туризма, что мы можем предложить?

Ж. Балгожин. Мы ещё прописали в новой Концепции охотничий туризм. Мы вышли на финишную прямую развития туризма на особо-охраняемых природных территориях. В каждом Национальном парке есть отделы туризма. Сейчас мы вплотную с ними работаем. Развитие экологического туризма – это одна из наших сильных сторон Казахстана.

Ведущая. А, допустим, медицинский туризм.

Ж. Балгожин. Мы можем смело говорит, что развитие медицинского кластера сейчас происходит. Сейчас имеется диагностика туристов. Мы знаем, что в Казахстане имеется ряд институтов – центр Нейрохирургии, центр Кардиологии. Созданные соответствующие структуры, которые направлены на развитие медицинского кластера. В рамках прошедшей выставки Астана-Отдых выделили один стенд именно на медицинский туризм. Сейчас мы медицинский туризм ставим также во главу угла.

Ведущая. Давайте подведём итог. Конечно, делать прогнозы – это дело неблагодарное, но все же, сколько нам понадобится, чтобы туризм вышел в ввод?

Ж. Балгожин. Не 5,10,15 лет. Спустя некоторое время придётся просматривать нашу запись, насколько мы были объективны или лукавили. Наша Концепция принята до 2023 года. У нас есть обязанности, которые мы должны до 2023 года реализовать. Там описано развитие кластеров, о которых мы сегодня говорили. Кластеры поделены на регионы, которые будут иметь определённый туристский продукт. Мы над этим работаем. Скоро мы примем План мероприятий, который будет нацелен на развитие всех этих сегментов.

Ведущая. Тогда, я Вам предлагаю встретиться, когда план мероприятий будет готов и подробно его обсудить и посмотреть. А я напомню, что сегодня мы говорили о туризме. В студии у нас был руководитель департамента продвижения Министерства культуры и спорта РК Балгожин Жалгас Умирзакович. Меня зовут Мадина Аргын. До свидания!

`