100 новых лиц Казахстана: Как программист из Павлодара стал менеджером в Booking.com

29 октября, 2018, 14:45 5290 Новости Астаны
 100 новых лиц Казахстана: Как программист из Павлодара стал менеджером в Booking.com

Алибек Датбаев убеждён, чтобы получить работу в международной компании, достаточно иметь разговорный уровень английского языка, быть конкурентоспособным и постоянно заниматься саморазвитием.

Каково работать в головном офисе международной компании Booking.com. Молодой программист из Казахстана Алибек Датбаев рассказал свою историю успеха корреспонденту Bnews.kz.

Алибек родился 25 февраля 1988 года в Павлодаре. Окончил школу "Жас Дарын" в 2006 году. В школьные годы занимался разными видами спорта, имеет звание КМС по Тогызкумалак.

В 2010 году окончил Казахстанско-Британский Технический Университет по специальности "Вычислительная техника и программное обеспечение". Начал работать уже с третьего курса, а по окончании вуза собрал команду для построения своего стартапа.

- С чего началась ваша карьера?

- Полноценно начал работать на третьем курсе в информационном агентстве "Ирбис", именно там началась моя более серьёзная карьера. Позже на блог-платформе Yvision, после чего я переехал в Астану. Там вместе со своими друзьями мы подняли стартап LooLoo.kz – это онлайн-сервис по доставке еды и бронированию столиков.

После этого опыта я начал заниматься предпринимательством. Со своим другом-однокурсником мы запустили сервис по печати чехлов, который перерос в магазин с международной доставкой по всему миру. Мы нашли поставщиков с Китая, наш общий оборот за первые полгода достиг около 40 тыс. долларов. Это был внезапный успех, который вскружил голову. Затем появились некоторые сложности, по причине которых мы, в конце концов, остановили данный сервис. Это логистика, качество продуктов, возврат. Ну и решили отложить это в долгий ящик.

Чуть позже мы открыли сервис по доставке цветов. Он назывался "Букет роз", потому что мы начинали только с роз. Мой друг занимался продажей цветов в Алматы, а я здесь, в Астане. Кстати, друг по сей день занимается этим бизнесом и на рынке достаточно успешен.

После этого параллельно мне поступило предложение поехать в США в Калифорнию, поработать со стартапом ipsy.com, который находится в Силиконовой долине. Меня туда порекомендовали, но сложнее всего было пройти собеседование. Все процессы проходили по Skype. Я прошёл все этапы, решил все поставленные задачи, которые мне давали, затем меня пригласили. Я долго не решался, поехать в Калифорнию или же остаться в Казахстане. В конце концов, принял решение, что лучше поехать, и если не понравится, то вернуться, чем жалеть о том, что упустил возможность, так и не попробовав. Там я проработал около двух лет, после чего, в связи с визовыми сложностями, я уехал в Казахстан.

По приезду я женился, но хотел продолжить работу в какой-нибудь международной компании. Подавал заявки и так получилось, что одна из компаний, куда я отправил резюме, оказалась компания Booking.com.

фото: facebook Alibek Datbayev

- Почему вы решили принять участие в проекте "100 новых лиц Казахстана"?

- Сам заявку я не подавал, со мной связались с департамента молодёжной политики Казахстана, и предложили, чтобы я поучаствовал в этом проекте. Почему бы и нет, подумал я, так и попал в проект.

- Какие впечатления у вас остались от конкурса?

- Для меня честь быть причастным к данному проекту, это очень многого стоит. Это благодаря ребятам, которые предложили мою кандидатуру. Это большая ответственность, которую я ощущаю по настоящее время, так как ко мне обращается много молодёжи по вопросам карьеры, технической области. Есть те, для которых я выступаю в качестве ментора.

- Каким должен быть человек, причисленный к "100 новым лицам Казахстана"?

- Я думаю, у этого человека, безусловно, должны быть лидерские качества, навыки. Человек должен быть таким, за которым пойдут люди, который открыт к тому, чтобы вести других людей, обучать их. Для меня это, прежде всего, человек-лидер, эксперт, которой работает, активно развивается и никогда не останавливается на достигнутом, тот, кто постоянно занимается саморазвитием, чтобы быть конкурентоспособным.

фото: facebook Alibek Datbayev

- Расскажите о вашей нынешней работе?

- Я прошёл собеседование, участвовал в общем конкурсе, который объявил Booking. Решал предоставленные компанией задачи. На финальное собеседование меня пригласили в Амстердам. Мне полностью оплатили перелёт, проживание. По-моему, 3-4 дня я там был.

Помимо решения задач, проверяли мои навыки общения, насколько я подхожу, чтобы работать в компании. Так меня и приняли на работу в Booking. Мне отправили приглашение, и через пару месяцев мы переехали, кажется, это был февраль 2016 года. Компания предоставила нам жильё, в течение месяца мы жили бесплатно, ну а после нужно было искать квартиру. К слову, в Booking создают все условия для работников, чтобы переезд был более мягким.

- Какую должность в компании вы занимаете?

- В компании я работаю в департаменте, который называется Expiriences. Это департамент по разработке новых направлений Booking. Мы расширяем линейку продуктов, которую представляем. Формальное название это Team Lead. Получается, 50% времени я выступаю в роли менеджера, 50% времени в роли программиста.

- Каким для вас был период адаптации?

- У нас в департаменте работают представители со всего мира, более 100 национальностей. Это такой культурный микс, что я считаю большим преимуществом, так как при иных проблемах и задачах, появляются очень разные взгляды на вещи.

Например, в моей команде работают коллеги из России, Бразилии, Голландии, Индии, Малайзии, вместе мы можем найти креативные решения. Приходится адаптироваться к какому-то более эффективному общению, ты постоянно работаешь над собой, развиваешься, узнаёшь что-то новое. Сам принцип работы сроится следующим образом, топ-менеджер задаёт какое-то направление, но не говорит, как именно его можно достичь. Вся компания разбита на много маленьких команд по 5-7 человек, каждая команда преследует свою цель. И то, как они будут работать, зависит только от командной работы. Получается, все двигаются независимо друг от друга, подход идёт снизу-вверх, а не сверху-внизу. Структура более плоская и иерархия не чувствуется. Например, наш директор также ходит с подносом, стоит в очереди, ждёт, когда его обслужат. Здесь всё достаточно просто, я думаю, что это отличительная черта голландцев.

фото: facebook Alibek Datbayev

- Сколько казахстанцев помимо вас работают в Booking?

- Я уже почти три года живу здесь, за это время рекомендовал компании других наших соотечественников. На данный момент из Казахстана в Booking работают уже около 15 программистов. Также есть те, кто работают и в других департаментах, службах поддержки, продажах, в разных городах, таких как Барселона, Лондон, Прага. Но это другие департаменты, мы с ними напрямую не пересекаемся. Можно сказать, что казахстанская диаспора здесь растёт.

- Расскажите, с чего начинается ваш рабочий день и как он заканчивается?

- График рабочий у нас достаточно гибкий, то есть часы работы не очень важны. Примерно все находятся в офисе с 10.00 до 17.00, к 18.00 уже практически никого нет.

Здесь баланс работа-жизнь очень здоровый, сравнивая работу с США, лично я ощущаю себя более счастливым человеком. В том плане, что мне нравится чувство общества, потому что оно более развито, плюс Европа, здесь у тебя есть ощущение города с историей. То есть, ты можешь выйти на улицу и погулять, например, в Калифорнии, тебе нужна машина, чтобы передвигаться, здесь же ты можешь выйти и пройтись пешком.

- Какова средняя заработная плата в Booking?

- Средний программист в Booking зарабатывает 60-70 тыс. евро в год. Это в Голландии средние зарплаты программистов. Конечно, не сравнима с американскими и калифорнийскими зарплатами. Но есть свои отличия, здесь аренда жилья намного дешевле, почти в два раза, чем, к примеру, в Калифорнии.

фото: facebook Alibek Datbayev

- Как часто приезжаете в Казахстан?

- В Казахстан я приезжал несколько раз с момента отъезда. На родину, конечно, тянет, потому что все родственники и друзья живут в Казахстане.

- По вашему мнению, всё же какими качествами должен обладать человек, чтобы получить работу в международной компании?

- Нужно знать английский язык. Я думал, что у меня хороший уровень, но оказалось не так. Уровень английского в Америке и Европе совершенно разный, как небо и земля. Когда ты живешь в чисто англоязычной стране, очень тяжело адаптироваться, потому что я учился в КБТУ, язык обучения был не английский. Были, конечно, англоязычные группы, но не в моем случае. Мне было сложно адаптироваться, ушло почти несколько месяцев. Сильно ощущался барьер, поэтому не обязательно, чтобы у вас была грамматика на высоком уровне, а именно с практической точки зрения. Если вы можете общаться с иностранцами на среднем уровне, этого должно хватить. Ну и конечно профильный английский, в моём случае технический.

Также, это желание и стремление непрерывно заниматься саморазвитием, чтобы быть конкурентоспособным нужно постоянно заниматься, так как то, что актуально сегодня, через 1-2 года может быть уже невостребованным.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Читайте также


Похожие новости


Над материалом работали: