Выбор будущего для ребёнка должен быть комфортным и интересным – Раиса Шер

10 сентября, 2018, 11:40 926 Новости Астаны
Выбор будущего для ребёнка должен быть комфортным и интересным – Раиса Шер

Ценность дополнительного образования заключается в том, что в отличие от общего среднего образования здесь речь идёт о свободном выборе ребёнка сферы внешкольной деятельности, профиля определённой программы, времени её освоения и даже педагога, подчеркнула Раиса Шер.

Что такое дополнительное образование детей и зачем оно нужно. В чём особенности организации внеурочной деятельности в школах, рассказала директор Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК Раиса Шер, передаёт корреспондент BNews.kz.

Дополнительное образование детей в нашей стране начинает свою историю с внеурочной и внешкольной работы. Впервые в конце XIX века возникли своеобразные кружки, в которых представители интеллигенции сначала занимались просвещением только взрослого населения, а в дальнейшем воспитывали и обучали "уличных детей" 12–16 лет. Эти кружки были прообразом будущих внешкольных учреждений, а уже в начале ХХ века стали открываться первые клубы и внешкольные учреждения, где дети учились пению и рисованию, участвовали в совместных загородных прогулках и обсуждении прочитанных книг.

Как рассказала Раиса Шер, становление внешкольного образования в нашей стране прошло несколько этапов. Уникальная система внешкольного образования формировалась с учётом основных принципов дополнительного образования – это свободный выбор ребёнка, его социализация, разнообразные доступные возможности личностного роста и профессионального самоопределения, вариативность образования.

Сегодня в республике открыты 1287 внешкольных организаций (31,1%), свыше 62 тыс кружков в школах (46,5%).

"Вот уже на протяжении многих лет они гостеприимно распахивают двери в удивительный мир творчества, радости, доброты и красоты, где под руководством 70 тыс профессиональных педагогов каждый может раскрыть свои способности и таланты. Следует признать, что отечественная система дополнительного образования детей в настоящее время располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической образовательной деятельности", - сказала глава центра.

Особую популярность среди детей и молодёжи, по словам Раисы Шер, приобретают экскурсионно-познавательные программы на базе центров и станций детско-юношеского туризма и краеведения, кружки и секции по робототехнике и киберспорту.

"За время своего существования дополнительное образование стало настоящим феноменом, заметным явлением в культурной жизни страны, открывшим немало юных дарований. Юные конструкторы, дизайнеры, ориентировщики и скалолазы Казахстана являются чемпионами и призёрами Азии, Европы, мировых кубков и первенств. В республике работают более 120 школьных музеев боевой славы, 511 патриотических объединений. Хочу напомнить, что Казахстан - одна из немногих стран, где до сих пор поддерживается дополнительное образование детей. Причём, вся сфера дополнительного образования рассматривается, как некая инновационная площадка, генерирующая новые модели и технологии", - отметила Шер.

"Ребёнок ждет от мира разнообразия. Как правило, наши дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. В этом и заключается смысл дополнительного образования. Сегодня в дополнительном образовании активно практикуются новые, интересные методы и формы работы с детьми и молодежью. Просто настало время придать им целостную, законченную конструкцию, концептуальный характер", - добавила она.

Понимая роль дополнительного образования как важного пространства развития социальной активности подрастающего поколения, министерством разработан проект Стратегических подходов к развитию дополнительного образования на 2018-2021 годы.

"Мы намерены совместно с акиматами продолжить работу по увеличению количества кружков, секций, клубов по интересам, элективных курсов по выбору в общеобразовательной школе, охвату детей внешкольными мероприятиями регионального и республиканского значения, обновлению содержания внешкольной деятельности, совершенствованию образовательных программ повышения квалификации педагогов этой сферы. Практика всем нам убедительно доказала, что дополнительное образование детей успешно развивается там, где в этом заинтересованы родители, учителя школы, классные руководители, педагоги дополнительного образования, МИО, которые создают условия эффективного взаимодействия основного и дополнительного образования детей. Сегодня у нас есть отличный шанс создать образовательное поле деятельности креативно мыслящих молодых людей, людей нового поколения, профессионально ориентированных", - заметила Раиса Шер.

Спикер подчеркнула, что ценность дополнительного образования заключается в том, что в отличие от общего среднего образования здесь речь идёт о свободном выборе ребёнка сферы внешкольной деятельности, профиля определенной программы, времени её освоения и даже педагога.

"Когда мы слышим о закрытии внешкольных организаций, мы должны понимать, что сворачивание их деятельности – сокращает пространство детской жизни. Ведь ребёнок в Доме творчества, на станции техников или юннатов не только учится, как разработать программу для летающих дронов или создать новый вид злаков, а совершает другую, самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни, пробует себя в разных ролях. В этом главная миссия дополнительного образования. Вы ведь тоже знаете, что дети, как правило, выбирают то, что близко их природе, что им по душе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Давайте посмотрим на наших детей. Кто же такие сегодняшние школьники – безусловно, - это будущие родители, будущие специалисты в различных профессиональных областях, будущие управленцы и политики. Так вот качество каждой составляющей зависит в большей степени от качества того воспитательного пространства, где ребёнок проводит своё внеучебное, свободное, досуговое время, чем увлекается, насколько успешен в своих достижениях", - пояснила она.

В то же время, как отметила директор РУМЦДО, школьный урок может получить продолжение и в рамках учебного занятия в процессе реализации дополнительной образовательной программы, как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счёт отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

"Важным связующим звеном в организации внеурочной работы в школе выступают предметные кружки и секции. В одном случае - это внеурочная работа по предмету, а в другом – часть дополнительного образования. Скажем, можно ли заниматься математикой в блоке дополнительного образования? Можно, если речь идёт о том, что на материале математики воспитывается культура логического мышления, математическая смекалка. В этом случае, например, старшеклассникам, проявляющим интерес к математике, химии, физике, биологии, в рамках школьного научного общества следует предлагать проекты, воспитывающие культуру познания, исследовательской деятельности. Можно ли в блоке дополнительного образования заниматься изучением иностранного языка? Можно, если это связано с освоением языка как культуры, со страноведением, знакомством с культурой быта, народной культурой, с художественной культурой страны, ее литературой, драматургией и т.п. Замечательный пример – рост числа школьных театров на иностранном языке", - поясняет спикер.  

В целом, Раиса Шер поделилась тем, каким же она видит идеальное дополнительное образование.

"Конечно же, разнообразным, отвечающим во многом на запрос ребёнка, а ещё лучше – опережающим этот запрос, предлагающим такие разные варианты развития для ребят, которые вызывали бы удивление и радостное желание в это включиться. Вообще дополнительное образование – это великая вещь! Оно дарит ребёнку новые эмоции, учит общаться, планировать своё время и достигать цели. Неважно, кем станет ребёнок в будущем – танцором, учителем или астрономом. Главное, чтобы выбор будущего был для него комфортным и интересным", - подчёркивает Шер.

Спикер также высказала своё мнение о том, что ждёт сферу дополнительного образования в ближайшем будущем.

"Я – оптимист по натуре. Поэтому не сомневаюсь в том, что дополнительное образование детей в нашей стране обречено на успех. Не стоит забывать, что вариативность характера действия, выбора наставника, форм взаимодействия и реализации опыта, делает данный вид образования ещё более привлекательным. Ведь оно тем и интересно, что изобилует возможностью массовых проб ребёнка в той или иной будущей жизнедеятельности. Конечно, если рассматривать различные регионы нашей страны, то дополнительное образование будет сильно отличаться по доступности и качеству. Довольно часто инфраструктура дополнительного образования в своей массе создана десятилетия назад, поэтому отстаёт от современных требований. В системе наблюдается острая нехватка современного оборудования и инвентаря, учебных пособий и компьютерной техники", - отмечает она.

"Сегодня всё больше семей вовлечены в сферу дополнительного образования несмотря на то, что некоторые услуги являются платными. Намного увеличилось и количество детей, участвующих в различных конкурсах. Совершенствуются и сами формы дополнительного образования. Теперь они шагают в ногу со временем, используя сеть Интернет, 3D моделирование, детские компьютерно-мультипликационные студии и другие. Полагаю, что конкуренция между государственными и частными организациями станет источником рождения новых практик и повышения качества системы дополнительного образования детей", - заключила директор Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования Раиса Шер.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Читайте также


Похожие новости


Над материалом работали: