Только 5% казахстанцев совершают онлайн-покупки: есть ли перспектива электронной коммерции в стране

05 марта, 2018, 09:40 4674
Только 5% казахстанцев совершают онлайн-покупки: есть ли перспектива электронной коммерции в стране

Сейчас проводятся различные обучающие семинары о том, как открыть интернет-магазин. При этом самое главное преимущество для интернет-магазинов -  сокращение сроков доставки по всему Казахстану 

Как развить электронную коммерцию в Казахстане, о создании E-commerce-центров, а также о возможности открыть интернет-магазин в социальных сетях, рассказал директор Департамента электронной коммерции АО "Казпочта" Султан Мустафин в интервью Bnews.kz.

- Расскажите в целом о рынке электронной коммерции: объемы, рост, структура, что покупают и чем оплачивают?

- Бум электронной коммерции как тренд начался в середине 2000-х годов. В мире порядка более 2 трлн долларов, то есть каждый десятый товар покупается в онлайн. В таких развитых странах как Китай, США, Германия в плане в структуре розницы электронная коммерция занимает порядка 10%. А у нас в Казахстане – чуть более 2%. Это говорит о том, что в Казахстане есть большие перспективы для развития электронной коммерции. Мы сейчас на стадии развития. Казахстанский рынок электронной коммерции составляет чуть более 200 млрд долларов за 2017 год.

- Каковы перспективы развития электронной коммерции в Казахстане?

- Как вы знаете с начала года был введен новый Налоговый Кодекс РК. В нем учтены также налоговые преференции для интернет-магазинов. Для них полностью убирают оплату КПН и ИПН для индивидуальных предпринимателей, то есть, это 0% для КПН и ИПН для индивидуальных предпринимателей. Но есть определенные требования: заказ должен быть сделан в онлайне, оплата должна производиться безналичным путем, договор с курьерской службы либо своя курьерская служба, которая доставит товар непосредственно клиенту. Общее требование – это не менее 90% оборота должно проходить онлайн у данного интернет-магазина. Налоговые преференции работают – они приняты с 2018 года. Отметим, что касательно налоговой преференции принята Дорожная карта по развитию электронной торговли, которая будет стимулировать данную отрасль.    

Сейчас мы открываем E-commerce-центры по республике Казахстан. Сейчас он работает в Астане, в скором времени откроется в Алматы. Что такое E-commerce-центры? Это оффлайн площадка, мы знаем, чтобы выйти в онлайн, нужно пробовать быть в оффлайне. Любой предприниматель -оффлайн, онлайн, начинающий предприниматель может узнать, как открыть интернет-магазин, как развивать существующий магазин, подключить функции оплаты, такие сопутствующие элементы, как логистика, маркетинг и т.д. Предприниматель может прийти и узнать все составляющие электронной коммерции как что такое оплата в интернет торговли. Е-commerce центр – это некий агрегатор, где сидят наши партнеры. Мы на стадии заключения с такими компаниями, как Битрикс, то есть это полноценнная онлайн-платформа для выхода в онлайн. Мы проводим различные мероприятия, как открыть интернет-магазин. Каждая тема будет детально обсуждаться.

- А в других регионах планируется ли открыть такие центры?

- В планах открыть такие центры в марте в Алматы, в Караганде, но и далее мы проанализируем, где существует потребность открытия таких центров, и мы будем открывать в этих регионах.   

- Есть ли возможность полноценно открыть интернет-магазин в социальных сетях, в том числе в  Instagram, к примеру.  

 - Instagram – социальная сеть, если говорить простым языком – рекламная площадка. К примеру, человек может загрузить свой товар, показать его свойства, но у меня нет функции оплаты и доставки. То есть, человек не может не связываясь с продавцом, воспользоваться полноценными инструментами электронной торговли. К примеру, если понравился сотовый телефон в каком-либо Инстаграм-магазине, все равно приходиться писать по мессенджеру, либо звонить продавцу и договариваться об условиях покупки: как оплатить – с помощью карты или по-другому. Здесь есть большие риски, действительно ли мой товар придет. То есть очень много барьеров, но очень большая аудитория в Инстаграме. 

На наш взгляд, это неполноценная электронная торговля. То есть, мы выводим как на витрину  свой товар, но не можем его качественно продать. Что мы предлагаем для таких Инстаграм-магазинов. На самом деле – это очень качественная аудитория, они уже знают, что такое электронная торговля, все ее преимущества.  Единственное, что им необходимо – развить полноценно электронный магазин: создание сайтов, подключение оплаты, логистики, также рекламировать свой товар в инстаграме, но процесс покупки и доставки перевести в интернет-магазин. В наших e-commerce центрах будут кейсы, как вывести полноценно в онлайн Инстаграм-магазины.

- Расскажите об услугах Казпочты, какие у вас есть услуги для интернет-магазинов?

- Участие Казпочты в электронной коммерции. Что самое непосредственное, мы связываемся и держим связь и контакт, как с интернет-магазинами– предпринимателями, так и с покупателями. То есть, первая и последняя миля – это Казпочта, как не говори. Что взять о специфике казахстанского рынка. У нас очень большая страна, соответственно, здесь сроки доставки играют очень большую роль. Я как покупатель и соответственно любой житель Казахстана, если захотел что-то купить в интернете, он хочет получить это скорее. Первый наш проект, который мы запустили в Алматы и скоро запустим в Астане – это фулфилмент центры. Что это такое? Можно сказать, что это аутсорсинг логистики у Интернет-магазинов. Они могут хранить все истоки товаров либо часть товаров уже на складах Казпочты. Допустим возьмем интернет-магазины не из Алматы и Астаны. Допустим, Уральска. Я кручусь-верчусь в основном вокруг населения Уральска, то есть население около 200 тыс. Соответственно покупателями являются больше половины жители Уральска. Почему – потому что я могу организовать доставку день в день. Но как идти на более перспективные рынки – Астану, Алматы или в другие регионы? То есть мы помогаем этим фулфилмент центрам. Что требуется уральскому интернет-магазину: принести товар фулфилмент центру Алматы, запустить рекламу о том, что теперь он может в Алматы сделать доставку день в день. И тогда, когда заказ будет поступать к нему в Интернет-магазин от потребителя на определенный товар, он уже будет идти не с Уральска 5 дней до Алматы, а можно сделать день в день. Ну и соответственно из других близлежащих городов, таких как Шымкент, Тараз точка отсчета доставки будет не Уральск, а Алматы. Большое преимущество для интернет-магазинов -  сокращение сроков доставки.

Электронная коммерция сейчас на стадии развития. Не все покупают онлайн. Покупают, по нашим данным порядка 5% населения. Но есть такие тренды, как модное поколение, которое не представляют свою жизнь без онлайн-покупок. Старшему населению, конечно, сложнее выйти в онлайн, но все молодое население уже покупают в онлайне.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Читайте также


Похожие новости