Какие проблемы в сфере ЖКХ намерены решить с помощью цифровизации в Казахстане

12 октября, 2018, 14:25 1582 Новости Астаны
Какие проблемы в сфере ЖКХ намерены решить с помощью цифровизации в Казахстане

Для того, чтобы получить положительную динамику в отрасли и сдвинуть с места решение большинства проблем, необходимо внедрять инструменты цифровой экономики и новые технологии, подчеркнул глава "КазЦентр ЖКХ"

Председатель правления АО "КазЦентр ЖКХ" Нурсултан Джиенбаев рассказал, какие проблемы существуют в сфере жилищно-коммунального хозяйства и как цифровизация поможет их решить, передаёт корреспондент BNews.kz.

Как пояснил Нурсултан Джиенбаев, проблемы в инфраструктурно-жилищном комплексе можно поделить на две категории – жилищные и коммунальные.

"В целом в жилищной сфере мы можем говорить о недостаточно эффективном и профессиональном управлении домами, непрозрачности деятельности органов управления и многообразии их форм (КСК, УК, ПК, ЖСК и др.), низком уровне регистрации многоквартирных жилых домов как объектов кондоминиума, отсутствии механизма накопления денежных средств на капитальный ремонт, низком классе энергоэффективности домов", - отметил руководитель "КазЦентра ЖКХ".

Что касается коммунальной сферы, то здесь существует такая проблема, как высокий уровень износа сетей и сооружений, что приводит к значительным потерям ресурсов.

"На текущий момент 60% сетей тепло- и водоснабжения требуют модернизации. Есть также проблема отсутствия прозрачности и эффективного менеджмента в коммунальных предприятиях, что вызывает нарекания и недоверие граждан и способствует росту социальной напряженности. Нельзя не сказать о нерентабельности коммунальных компаний, что мешает привлекать инвестиции на ремонт инженерных сетей и объектов, не отработан и механизм работы по ГЧП", - пояснил Нурсултан Джиенбаев.

Стоит отметить, что Президент страны уже не раз обращал внимание на нерешённые вопросы в жилищно-коммунальной сфере, вызывающие недовольство граждан. Особо он отметил отсутствие прозрачности в тарифообразовании и во взаимоотношениях между обслуживающими компаниями и собственниками жилья. По словам главы государства, требуется обеспечить конт­роль за расходованием средств собственников и выстроить понятную и эффективную систему управления общедомовым хозяйством.

Для решения проблемных вопросов в жилищной сфере министерством по инвестициям и развитию подготовлены изменения в действующий Закон "О жилищных отношениях" и в другие нормативно-правовые акты, которые в настоящее время рассматриваются в Мажилисе Парламента. Изменения коснулись порядка регистрации многоквартирных жилых домов как объектов кондоминиума, формы управления объектом кондоминиума, механизма накопления средств на капитальный ремонт дома, размера эксплуатационных расходов, полномочий органов жилищных инспекций, и других вопросов.

По мнению главы "КазЦентра ЖКХ", для того чтобы получить положительную динамику в отрасли и сдвинуть с места решение большинства проблем, необходимо внедрять инструменты цифровой экономики и новые технологии.

Как отметил Нурсултан Джиенбаев, на сегодняшний день практически ни один из инструментов цифровой экономики, таких как блокчейн, смарт-контракты, аналитика больших данных, Интернет вещей, искусственный интеллект, в отрасли ЖКХ не применяется. Кроме того, наблюдается разный уровень информатизации одних и тех же групп участников в сфере ЖКХ, разрозненность существующих информационных решений, отсутствие системности сбора информации и соответственно отсутствие точной аналитики всех данных отрасли ЖКХ на республиканском уровне.

"С целью упорядочивания всех процессов в проекте Закона "О жилищных отношениях" предусматривается создание Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ). Система обеспечит сбор, обработку и анализ информации обо всех субъектах ЖКХ и позволит сформировать единое информационное пространство в отрасли", - пояснил Нурсултан Джиенбаев.

Он также отметил, что цифровизация невозможна без приборизации, которая предполагает установку "умных" приборов учета, позволяющих автоматически собирать и передавать показания. Для жителей такие приборы хороши тем, что минимизируют риск возникновения ошибок в процессе начисления счетов, а также позволяют платить за фактически потребленные ресурсы и тем самым экономить семейный бюджет. Например, приборы учета тепла дают возможность снизить расходы по потребляемому теплу до 36%.

Кроме того, благодаря применению технологии IoT ("Интернет вещей"), в единую информационную систему будут поступать данные с "умных" счётчиков, формируя основу больших данных (Big Data), и в разрезе всей страны и отдельных регионов будет выводиться баланс производства и потребления энергоресурсов. Это позволит эффективно планировать и распределять ресурсы и заложит основу перехода к "зелёной" экономике.

Также для оперативного реагирования на динамику изменения жилищного фонда в системе предусматривается оцифровка технических паспортов всех многоквартирных жилых домов. Это даст возможность увидеть реальную картину жилищного фонда, вовремя планировать ремонтные работы и разрабатывать гибкие финансовые программы.

Как рассказал глава КазЦентра ЖКХ, в целях обеспечения прозрачной деятельности управления многоквартирными жилыми домами (МЖД) предусматривается переход деятельности органов управления МЖД в цифровой формат. У жителей и управляющих компаний будет возможность выбрать доступные на рынке сервисы по автоматизации управления домом, соответствующие минимальным требованиям и подключенные к ЕИС ЖФ и ЖКХ. В систему будет поступать сводная информация по исполнению обязательств по содержанию МЖД, отчетность, статусы исполнения заявок и качество обработки жалоб и обращений. На основе разностороннего анализа будет проводится "аудит" органов управления МЖД с присвоением рейтинга компании, на основе которого будет повышаться конкуренция и стимулирование развития рынка услуг в ЖКХ.

Государство, как основной заказчик и пользователь системы, получит возможность постоянно анализировать изменения в отрасли и использовать информацию для эффективного управления, что напрямую повлияет на уровень и качество жизни населения.

По информации руководителя "КазЦентра ЖКХ", в этом году система реализуется в пилотном режиме. В мае текущего года были подписаны дорожные карты по каждому региону, определены 190 МЖД, 51 субъект естественных монополий и 28 КСК для подключения. Подключение регионов распланировано по мере 100% приборизации пилотных МЖД, на первой стадии определены пилотные дома в Алматы, Кызылординской, Алматинской, Мангистауской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях.

"Если подходить к реализации этой задачи комплексно и действовать планомерно, то постепенно можно выстроить понятную и прозрачную систему, которая обеспечит прозрачность бизнес-процессов и экономию ресурсов как для населения, так и для государства. В дальнейшем это приведет к повышенному интересу со стороны потенциальных инвесторов. В ходе реализации пилотных проектов в каждом регионе страны мы получим отзывы от населения и конкретные цифры по экономии, после чего сможем более активно внедрять систему в масштабах страны. В этом году мы подготовили площадку для реализации проекта по цифровизации отрасли, теперь самое важное для нас – внедрение", - заключил Нурсултан Джиенбаев.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Читайте также


Похожие новости


Над материалом работали: