В Польше отметили ключевые аспекты Послания Президента РК

22 октября, 2018, 11:40 351
В Польше отметили ключевые аспекты Послания Президента РК

Эксперт считает, что Послание Президента РК содержит амбициозную программу экономического и социального характера.

Послание Президента РК содержит амбициозную программу экономического и социального характера, предполагающую конкретные решения в форме президентских поручений, определяющих направления затрат значительных финансовых ресурсов. Об этом корреспонденту Bnews.kz рассказал Проректор Верхнесилезской Высшей торговой школы, польский ученный, профессор Анджей Биштыга.

"Несомненно, Республика Казахстан в последние десятилетия зарекомендовала себя в качестве лидера Центральной Азии. Это обусловлено мощными экономическими усилиями, социальной мобилизацией граждан Республики и умелыми действиями дипломатической службы страны. Но в мою задачу не входит оценка значительных достижений РК, поскольку они являются сегодня свершившимся фактом. Я не экономист и не социолог, поэтому мои комментарии к Посланию были сформулированы с точки зрения юриста, занимающегося вопросами Конституции. Основной закон Республики Казахстан с 1995 года неоднократно подвергался совершенствованию, как напоминает об этом в своем Послании Президент РК, когда говорит о структурных и конституционных реформах. Правда, до сих пор, несмотря на продолжающиеся дискуссии, идея создания органов местного самоуправления не была реализована", - отметил Анджей Биштыга.

По словам спикера, амбициозными экономическими и социальными инициативами, содержащимися в Послании Президента, можно было бы в значительной мере поддержать создание законодательной базы механизмов, обеспечивающих освобождение социальной энергии тысяч местных общин, а в них - самых предприимчивых людей.

"Республика Казахстан, как и Республика Польша, является унитарным государством. Учитывая унитарные традиции обеих стран, любые (например, немецкие) стандарты и предложения по федерализации государства не находят рационального обоснования и по ряду причин их следует считать нецелесообразными. Между тем, территориальное самоуправление является рациональным и практически оправданным инструментом, делающим деятельность общества более гибкой, и повышающим эффективность работы централизованно функционирующих государств.

С точки зрения теории управления крупными унитарными административными структурами децентрализация компетенций в сочетании с принципом субсидиарности при осуществлении правового надзора за отдельными лицами и органами, территориальное самоуправление представляется лучшим, а, следовательно, и желательным решением. Дело в том, что оно оптимизирует эффективность социальной и экономической деятельности местных общин. Примерами этого являются европейские страны, представляющие классический, структурный унитаризм, такие как Французская Республика и Республика Польша", - добавил он.

Эксперт подчеркивает, что реформа и де-факто создание местного самоуправления в Польше, проведенные после 1989 года, вызвали эффект роста богатства жителей. Это, в свою очередь, привело к повышению качества жизни, а именно: росту благополучия граждан и увеличению продолжительности жизни, о чем говорит в Послании Президент Нурсултан Назарбаев.

"Во всем мире, благодаря территориальному самоуправлению, местные общины получают "удочку" вместо "рыбы", которую им приходится ловить. При этом территориальное самоуправление представлено, скорее, как социальная структура, чем политическая. С точки зрения его функционирования возникают общественные вопросы местного характера, не регулируемые Конституцией или законами, предназначенными для других органов. Формирование местного самоуправления в Польше не осуществлялось по обязательному принципу, но со временем этот процесс получил распространение. Это была не революция, а эволюция. Реформа проводилась в два этапа: в 1991 году были созданы основные органы местного самоуправления на районном уровне, то есть гмины, а в 1998 году - последующие звенья - повяты и воеводства. На уровне воеводств администрация самоуправления контактирует с правительством. В воеводстве имеется воевода - представитель правительства в этом регионе, который осуществляет юридический надзор за территориальным самоуправлением, то есть обеспечивает соблюдение законности органами территориального самоуправления.

Что касается основных системных элементов местного самоуправления, то они представлены следующим образом. Базовой единицей территориального самоуправления является подразделение самого низкого уровня – коммуна. Она выполняет все задачи местного самоуправления, не предусмотренные законом для других органов территориального самоуправления. Органы местной власти обладают правосубъектностью, то есть имеют собственность, другие имущественные права и их независимость подлежит правовой защите. Учреждениям местного самоуправления гарантируется доля в государственных доходах в соответствии с их уставными задачами. Доходы органов местного самоуправления включают их собственные доходы, а также субвенции.  Органы местного самоуправления имеют право определять размер местных налогов и сборов в объеме, установленном законом. Выборы в органы местного самоуправления являются всеобщими, равными, прямыми и проводятся тайным голосованием. Правила и порядок выдвижения кандидатов и проведения выборов указаны в законе", - отметил спикер.

Кроме того, он считает, что решение о возможном создании местного самоуправления в Республике Казахстан является исключительной компетенцией властей нашей страны.

"Возможно, более широкое осознание идеи территориального самоуправления в Казахстане может стать одной из тех "новых задач", о которых Президент РК Нурсултан Назарбаев говорит в первых разделах своего Послания. Если это так, то я убежден, что польскую модель и эволюционный, сценарий развития местного самоуправления в Казахстане, по крайней мере, следует рассмотреть. Дополнительным аргументом, помимо экономических, социальных и финансовых, для рассмотрения этого предложения является схожий менталитет поляков и казахов и общий, многолетний опыт функционирования в сфере влияния СССР.

Разумеется, возможное позитивное и системное решение в этом вопросе должно учитывать традиции и достижения Казахстана в системе организации местной власти. В Польше активизация местного сообщества после внедрения территориального самоуправления оказалась очень высокой, хотя изначально вера была невелика. Возможность активизации людей в территориальных органах самоуправления, безусловно, послужит "развитию основного богатства - человека", о чём Президент РК Нурсултан Назарбаев пишет на странице 2 своего Послания. Полагаю, что мои замечания представлены с должным уважением, тактично и с научной чувствительностью", - заключил Анджей Биштыга.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!



Читайте также


Похожие новости


Над материалом работали: