Правосудие должно стать предсказуемым – Жакип Асанов о цифровизации судов

28 сентября, 2018, 18:46 2438
Правосудие должно стать предсказуемым – Жакип Асанов о цифровизации судов

Председатель Верховного Суда объяснил, что цифровизация судебной системы поможет на ранних этапах выявлять решения в будущем споре.

"Круглый стол" на тему "Правовое обеспечение цифровизации судов и правоохранительных органов" состоялся в Верховном Суде РК. Председатель Верховного Суда Жакип Асанов в своём выступлении отметил значимость развития цифровизации судебной системы в части прогнозирования будущих решений суда, передаёт корреспондент BNews.kz.

По словам главы судебного органа, цифровизация позволит судам и правоохранительным органам страны добиться прозрачности и независимости, исключить человеческий фактор.

"В рамках "7 камней правосудия" предусмотрена программа smart-суд, её миссия – обеспечить высокий уровень удовлетворённости от использования IT-услуг. Изучался опыт стран с развитой судебной системой. Это Корея, Сингапур, Китай, Объединённые Арабские Эмираты. Кстати, в Эмиратах судья прямо во время встречи, беседуя с нами, параллельно работал через свой мобильный гаджет и вынес итоговое судебное решение, и продемонстрировал нам это. Вы понимаете, как мы отстаём сегодня от этого? Мы только собираем в электронном виде статданные и просто их сравниваем, а перейти к внедрению автономной, автоматизированной аналитики для обобщения данных big data мы только планируем. Все развитые страны уже переходят к так называемой аналитике третьего поколения, операционному анализу прогнозно-предписывающего характера. Это означает возможность прогнозировать будущее решение суда. Вот куда нам надо стремиться и чем нам надо заниматься сегодня. Любой желающий благодаря этой аналитике сможет предсказать исход своего будущего спора, то есть правосудие должно стать предсказуемым", - заявил Жакип Асанов.

Он отметил новые начинания Казахстана в части модернизации электронной правовой системы: поисковую справочно-аналитическую систему E-Discovery; систему обратной связи, чат-бот и виртуальный помощник "Комек"; модернизированный контакт-центр Верховного Суда с функцией распознавания содержания речи; онлайн-регулирование споров в судебном кабинете "E-Примирение"; электронный формат рассмотрения дела, цифровые суды и многое другое.

"Прогнозируемая экономия до 2022 года должна составить не менее 14,2 млрд тенге. Самое главное – наши планы по цифровизации не просто красивые слова, это просчитанные меры со своими индикаторами, сроками, ресурсами и рисками. Всё это разработано в рамках проектного менеджмента. Наши сотрудники прошли обучение по нему, в том числе и у зарубежных партнёров", - рассказал председатель.  

Он подчеркнул, что эффективно работающая судебная система – это конкурентное преимущество любой страны.

"К сожалению, страна ввергнута в бесконечные споры. Количество обращений в суды растёт в геометрической прогрессии. В 2015 году зарегистрировано 1,7 млн дел и материалов. В 2017 году 2,7 млн дел и материалов. В 2018 году мы ожидаем более 3,5 млн. Каждый пятый житель страны так или иначе втянут в спор. Вчера было заседание Высшего судебного совета. Мы принимали решение об увольнении от должности судьи 7 человек, двое из них пришли. Молодые судьи, проработавшие где-то 5-6 лет. Очень успешные судьи. У нас 60% судей в судах первой инстанции – это женщины. Так вот, они говорят: нас пугает эта загруженность, мы лишены возможности заниматься личной жизнью. Поэтому нагрузка сегодня является катастрофической. Я могу сказать, что в прошлом году 1,2 млн санкций выдано судоисполнителям. В этом году будет более 2 млн. Плюс полмиллиона – долги за коммунальные услуги. Это обращение к КСК. Мы когда говорим о судах, не говорим об этих цифрах, не считаем это работой. Поэтому эту проблему надо решать комплексно", - сказал Асанов.

По его словам, автоматизация процессов и их цифровизация – это одна из форм решения данной проблемы.

"Цифровизация уже не тренд, это данность, must-have. Глава государства на двух последних съездах судей поставил задачу ввести электронное правосудие. Верховным судом сделано не мало: 91% гражданских исков подаётся электронно, 6,5 млн судебных решений доступны через интернет, 272 тысячи – число пользователей сервиса "Судебный кабинет". За три года оно возросло в семь раз. Всё это говорит о том, что судебные сервисы востребованы, но этого недостаточно", - заявил глава ведомства.

Он также затронул вопрос недостаточного целевого финансирования судебной системы.

"Всё, что собрали – это на самом деле экономия в основном за счёт зарплат. Никаких премий, потому что эти деньги мы направляем на то, чтобы решать эти вопросы. От такого подхода страдают прежде всего пользователи судов. Уже привыкнув отправлять документы в суды онлайн, они не могут понять, почему сервисы виснут. Об этом они стали регулярно писать в социальных сетях, а это происходит из-за нехватки памяти, каналов связи, быстро устаревающей архитектуры и других причин. На 2018-2021 годы Департаментом Верховного Суда в рамках программы "Цифровой Казахстан" мы заявили около 2,8 млрд тенге. Вопрос пока никак не решён", - сказал председатель верховного органа.  

В рамках мероприятия участниками заседания были высказаны мнения относительно будущего развития правового обеспечения цифровизации судов и правоохранительных органов в Казахстане. Кроме того, выработана резолюция по дальнейшей цифровизации данной системы.

`