«Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» в социальных сетях

«Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» в социальных сетях

06 февраля, 15:18 1951
«Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»  в социальных сетях

Задача, которую Глава государства озвучил в Послании 2018 года, говоря о том, что «государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования», сегодня особенно актуальна, отмечает руководитель Отдела социально-политических исследований КИСИ при Президенте РК (KAZISS) Алуа Жолдыбалина.

Программная статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», несмотря на то, что была озвучена Президентом менее чем год назад, получила широкое и всестороннее обсуждение через различные медиа-каналы, в особенности через социальные сети.

Социальные сети на сегодняшний день являются одними из самых посещаемых ресурсов в Интернете. Согласно данным ежегодного отчета Digital in 2017 около 2,8 миллиарда человек во всем мире используют социальные сети, по крайней мере, один раз в месяц, т.е. глобальное потребление социальных сетей в 2016 году выросло на 21%.

Последние данные Digital in 2017 показывают, что более одной трети населения мира, т.е. 2,5 миллиарда человек, выходят в социальные сети с помощью мобильных гаджетов и в среднем интернет-пользователь проводит 2 часа и 19 минут в социальных сетях каждый день. Более 18 новых пользователей появляется в социальных сетях каждую секунду.

Как отмечает сам Президент, «модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом». Модернизации общественного сознания способствует активный рост информационно-коммуникационных технологий, которые  меняют не только ценности, приоритеты, но и темы и формат обсуждений. И казахстанские граждане, в особенности молодежь переходит в режим онлайн-обсуждений и дискуссий.

И здесь необходимо отметить актуальность задачи, которую Глава государства озвучил в Послании 2018 года, говоря о том, что «государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования».

Ввиду высокого уровня пользовательской активности казахстанцев в число действенных инструментов обсуждения программной статьи можно включить различные площадки социальных медиа (Facebook, Instagram, YouTube, Twitter, Вконтакте, а также ряд блог платформ).

Поэтому, анализ информации в социальных сетях представляет одно из наиболее интересных направлений. Во-первых, микроблог сам по себе является богатым источником информации. Во-вторых, в социальных сетях информация носит открытый и ясный характер и хорошо документируется. В-третьих, для многих исследователей данные социальных сетей интересны еще и потому, что появление сообщений в микроблоге происходит в режиме реального времени. Мнения в социальных сетях представляют самые разные слои общества, отражая позиции граждан.

На основе анализа социальных медиа проведенного нами за период апрель-ноябрь 2017 года можно отметить следующие особенности обсуждения программной статьи:

Во-первых, отмечается активное обсуждение программной статьи «Рухани жаңғыру». Процесс обсуждения программных проектов статьи и публичные дискуссии сосредоточены вокруг отдельных его пунктов. В частности общественные дискуссии преобладали  вокруг вопроса о переходе казахского алфавита на латиницу и проекта «Туған жер».

Частично это можно связать с наличием информационных поводов касательно рассматриваемого направления. Так, ввиду презентации в ходе парламентских слушаний варианта единого стандарта казахского алфавита на латинской графике интерес аудитории социальных медиа к данной теме значительно возрос. Интерес пользователей социальных медиа вызвали проект «100 новых лиц».

Во-вторых, в разрезе социальных сетей наибольшее количество публикаций приходится на площадку Facebook – 73%, где освещение тематики происходит преимущественно за счет обсуждения статьи экспертным сообществом.

В-третьих, отличительной особенностью социальных медиа является наличие возможности использования тематических хэштегов. Хештеги, которые поддерживаются достаточным количеством людей, могут создать тренд и привлечь ещё больше пользователей к обсуждению. Так, в рамках программной статьи были запущены следующие хэштеги: #руханижаңғыру, #рухани, #100новыхлиц, #100жаңа есім, #болашаққабағдар, #latin,  #МодернизацияСознания, #Туғанжергетағзым, #ry'hani'jan'g'yry', #latynqarpi, #Қазақстанкиеліжерлер, #Қазақстан100нысан, #Атамекенім, #туғанжер и др.

В-четвертых, онлайн обсуждение отдельных направлений программной статьи «Рухани жаңғыру» получило широкое распространение через различные онлайн-форумы, которые активно организовывались как центральными государственными органами, так и местными испольнительными органами. 

Таким образом, в социальных сетях наблюдается достаточная активность по обсуждению программной статьи общественностью.  В настоящее время, в век цифровизации использование общественной помощи в государственном управлении носит термин «краудсорсинг», что дословно можно перевести как использование населения в качестве «ресурса», принимающего решения. Одним из ключевых преимуществ данного метода является возможность вовлечения большого числа граждан в процесс обсуждения широкого круга вопросов. 

Примером вовлечения широкого круга общественности в принятии решений служит «Открытое правительство», а именно портал «Открытый диалог», поэтому практика использования возможностей портала еще больше усилит обсуждения, обмен мнениями основных направлений среди населения программной статьи Н.Назарбаева «Рухани жаңғыру – болашаққа бағдар».   

`

Новости партнеров