Сократить госорганы с надзорными функциями предлагает антикоррупционное ведомство

27 Марта, 2018, 12:36 1282
Сократить госорганы с надзорными функциями предлагает антикоррупционное ведомство | 100 шагов: что сделано | BNews.kz

За счёт этого сокращения можно повысить зарплату государственным и гражданским служащим, считают в ведомстве.

Благодаря политической воле Главы государства Казахстан реализует принципиально новую модель противодействия коррупции. Этот процесс осуществляется в рамках реализации Антикоррупционной стратегии на 2015 – 2025 годы, Плана нации "100 конкретных шагов", Об этом рассказал руководитель аппарата агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Саян Ахметжанов в интервью корреспонденту BNews.kz.

"В нынешнем году страна отметит 20-летие органов по делам государственной службы, а также антикоррупционного законодательства. Новый Закон "О противодействии коррупции", введенный в действие два года назад, разрабатывался с учетом лучшей мировой практики, в условиях накопленного опыта и багажа правоприменительной практики", - сказал Ахметжанов.  

Сегодня по итогам 2017 года подготовлен не менее важный документ  - второй Национальный доклад о противодействии коррупции. Его уникальность - в объективности анализа результатов антикоррупционной политики страны, состояния и уровня распространения коррупции, а также нацеленности на выработку практических мер по ее устранению.

По словам эксперта, Только за последние три года принято более 60-ти законов, положения каждого из которых направлены на минимизацию коррупции. При этом, безусловно, особое место занимают законы "О противодействии коррупции", "О государственной службе Республики Казахстан", "Об общественных советах", "О доступе к информации" и другие.

"В результате принятых системных и комплексных мер сокращена бытовая коррупция, снижены административные барьеры и коррупционные риски, повысилось качество госуслуг за счет внедрения стандартов и регламентов их оказания, обеспечен переход к транспарентному, прозрачному государству, подотчетному перед обществом, налажено конструктивное партнерство и открытый диалог с неправительственным сектором, приняты современные и эффективные законы, повысились правосознание, правовая и антикоррупционная культура населения. Свидетельством этому является повышение уровня доверия общества к антикоррупционной политике государства", - отметил руководитель аппарата.

Так, по результатам исследования "Барометр  мировой коррупции", проводимого Transparency International, в Казахстане по сравнению с итогами трехлетней давности в два раза выросла доля граждан, наблюдающих прогресс в сфере противодействия коррупции. Аналогичные результаты демонстрируют итоги исследования "Деловой климат", проведенного по заказу НПП "Атамекен", а также результаты социологического опроса Института "Общественное мнение".

Современная антикоррупционная политика, реализуемая в нашей стране, получила положительную оценку. В недавно опубликованном Индексе восприятия коррупции (ИВК) Transparency International Казахстан набрал 31 балл и занял 122 место среди 180 стран мира. По сравнению с 2016 годом мы улучшили показатели на 2 балла и 9 позиций.

"При этом ни в одной стране не удалось набрать более 90 баллов в ИВК за 2017 год, что свидетельствует о том, что коррупция присуща всем странам мира. В свою очередь, Казахстан, являясь участником данного рейтинга с 1999 года, впервые достиг 31 балла, что позволило выйти из категории наиболее коррумпированных стран, превысив пороговое значение в 30 баллов", - добавил спикер.

Главной отличительной чертой новой антикоррупционной политики государства является смещение акцента на профилактику коррупции. Впервые внедрены институты превенции – это антикоррупционный мониторинг, а также выявление, анализ и устранение коррупционных рисков. Осуществляется комплекс мер по антикоррупционному обучению и воспитанию населения, формированию атмосферы абсолютного неприятия коррупции.

"Постепенно приходит понимание того, что лучшим средством избавления общества от такой трудноизлечимой болезни, как коррупция, является ранняя профилактика, эффективная диагностика и комплексное подход от избавления", - рассказал эксперт.

Антикоррупционная политика страны строится и реализуется на рациональном сочетании антикоррупционного просвещения, профилактики и наказания.

Вместе с тем государство не намерено ослаблять институты уголовного преследования за коррупционные преступления.

"Ведь неотвратимость наказания за противоправные деяния это не только важнейший принцип законности, но и показатель обеспечения социальной справедливости. Официальная статистика, введенная по коррупционным преступлениям с 2001 года, свидетельствует, что за эти годы по указанным фактам осуждено свыше 10 тысяч человек. Причиной этому служат  эффективность работы антикоррупицонной службы и повышение уровня гражданской активности казахстанцев", - поделился Ахметжанов.

По его словам, результаты анализа текущей ситуации позволяют выделить ключевые факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, для решения которых определены основные направления и задачи:

1) комфортная среда;

2) достойная оплата труда;

3) персональная ответственность;

4) открытость и общественный контроль;

5) государственные закупки;

6) верховенство прав человека;

7) антикоррупционная культура.

Антикоррупционная стратегия Казахстана выгодно отличается тем, что ориентирована на осуществление комплексных мер превентивного характера, способных сократить уровень коррупции в таких сферах, как государственная служба, квазигосударственный сектор, частный сектор, судебные и правоохранительные органы. По мнению экспертов ОЭСР, активное внедрение механизма мониторинга, в том числе при участии общественности, и оценки коррупционных рисков является важным этапом формирования зрелой антикоррупционной политики.

По данным международной неправительственной организации "Проект мирового правосудия" (World Justice Project), Казахстан в 2017 году улучшил свои показатели по индикатору «Отсутствие коррупции». Аналогичные положительные изменения отмечены и в Ежегоднике  по глобальной конкурентоспособности Института развития менеджмента (Швейцария), согласно которому в 2017 году наша страна заняла 32-е место, тем самым улучшив показатель на 15 позиций по сравнению с 2016 годом. Отдельным индикатором в этом рейтинге обозначены «Взяточничество и коррупция», по которому в Казахстане наблюдается рост в 1,5 раза (в 2017 году - 4,26 балла, в 2016 году - 2,52).

"Вопросы оплаты труда как фактор коррупционных рисков продолжают оставаться актуальными и оказывают крайне негативное влияние на ситуацию в сфере противодействия коррупции. К примеру, из числа руководителей государственных учреждений, попавших в орбиту уголовного преследования, свыше 90% составили руководители областных (28%) и районных уровней (63%)", - добавил чиновник.

При этом размер зарплаты региональных руководителей и объемы бюджетных средств, которые им доверены, несопоставимы. Так, руководитель областного управления сельского хозяйства при окладе в 146 тысяч тенге является администратором бюджетной программы, предусматривающей освоение более 3 миллиардов тенге.

Другой пример: служащий регионального уровня с должностным окладом в 54 тысячи тенге при проведении проверок уполномочен налагать штрафы, размеры некоторых из которых превышают 1 млн. тенге (500 МРП).

Кроме того, спикер отметил, что работая в сельских, районных акиматах, госслужащий низового звена получает зарплату чуть более 50 тысяч тенге и практически не получает какие-либо премиальные и бонусы. Между тем государственная служба, начиная с низовых должностей, должна стимулировать и мотивировать к работе, только тогда она будет престижной.

"Следующий из путей решения вслед за принимаемыми мерами по сокращению разрешительных функций следует рассмотреть вопрос оптимизации числа госорганов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, а также подведомственных госорганам организаций. За счет такого сокращения возможно обеспечить повышение размеров оплаты труда государственных и гражданских служащих, - резюмировал Ахметжанов.

Ключевые слагаемые успеха в антикоррупционной  борьбе общеизвестны – транспарентное и подотчетное перед обществом государство; профессиональный, компактный и экономически мотивированный госаппарат; обеспечение верховенства закона и усиление защиты прав граждан; поддержка и защита бизнеса; целенаправленная и последовательная реализация антикоррупционной политики, развитие и совершенствование международного сотрудничества. И сегодня данную  формулу успеха нам необходимо корректировать всем сообща.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости