Саудовская Аравия подтверждает актуальность проводимой в мире политики по формированию умеренного ислама

21 Марта, 2018, 11:42 1993
Саудовская Аравия подтверждает актуальность проводимой в мире политики по формированию умеренного ислама | 100 шагов: что сделано | BNews.kz

Казахстан одним из первых объявил о том, что псевдосалафизм – это деструктивное религиозное течение.

События последних десятилетий, связанные с возрастанием угроз со стороны терроризма и религиозного экстремизма по всему миру, наглядно показывают, что сегодня от мирового сообщества требуется построение оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений, а также укрепление рациональных здравомыслящих подходов к толкованию религиозных постулатов и предписаний. Это способно поставить заслон на пути расширения религиозного радикализма и экстремизма.

Сегодня рядом в ближневосточных и европейских государств, в том числе в Казахстане, уже предпринимаются соответствующие меры в данном направлении. В стороне не осталась и Саудовская Аравия, которая отличается своим консерватизмом в общественных отношениях.

Довольно вспомнить, что Казахстан одним из первых объявил о том, что псевдосалафизм – это деструктивное религиозное течение. Вместе с тем, наше государство воздержалось от прямолинейных запретительных мер, а пошло по пути формирования соответствующей религиозной культуры в обществе.

Открытый месседж прогрессивных государств, как и Казахстана, в котором проявляется солидарность в противостоянии религиозному фанатизму и радикализму, наглядно показывает, что пришла пора "переосмыслить" подходы к толкованию тех или иных религиозных догматов. Возможно эти шаги в какой-то степени повлияли на молодое руководство Саудовской Аравии (т.н. "младоаравийцев") и подвигли их к стремлению следовать в русле трендов современного развития и к необходимости корректировки политики в религиозной сфере.

Мы можем наблюдать, как сегодня все Интернет-пространство изобилует статьями о проводимых Эр-Риядом масштабных реформах в религиозной сфере по возврату страны к "умеренному исламу", веротерпимости и толерантности.  

Начатые еще покойным Королем Саудовской Аравии Абдаллой бен Абдель Азизом реформы, с большим энтузиазмом и последовательностью продолжаются его преемниками, в частности наследным принцем КСА Мухаммедом бен Салманом Аль-Саудом. Именно под его руководством в настоящее время происходят преобразования в стране, где Королевство намерено не только слезть с "нефтяной иглы" благодаря стратегии "Видение-2030", но и привнести основы демократии в саудовское общество путем ухода от ныне существующих излишне консервативных взглядов.

Об этих реформах наследный принц рассказывал в своем интервью газете "Guardian". В частности, он считает консервативное государственное устройство, существующее в Королевстве последние 30 лет, "не нормальным". Но главный месседж принца заключается в том, что сегодня Саудовская Аравия возвращается к своим истокам – стране умеренного ислама, которая открыта для представителей всех религий и для всего мира.

По его словам, 70% граждан Саудовской Аравии моложе 30 лет и никто из них не хочет потерять еще 30 лет на экстремистские идеи. Поэтому Королевство намерено в ближайшее время извести под корень остатки этого явления. И это весьма обоснованно. Ведь современное общество должно идти в ногу со временем и адаптироваться к нынешним условиям и реалиям.

Переходя непосредственно к саудовским реформам, следует отметить, что политика королевской правящей династии основывается не только на словах, но и на деле, в частности в вопросах снятия ограничений прав женщин.

Так, еще при покойном Короле Абдалле в начале 2000-х годов женское образование было изъято из-под юрисдикции религиозного истеблишмента и подчинено министерству образования, где впервые в саудовской истории ранг заместителя министра (по вопросам образовательной сферы) был предоставлен женщине. В 2011 году был издан указ, в котором женщинам предоставлено право голосовать на выборах, а на местных выборах в 2015 году женщины смогли сами избираться. Таким образом, в 2011 году в состав Консультативного совета (законодательный орган) были введены 30 женщин, что позволило говорить о создании в Совете "женской парламентской фракции".

Желание видеть женщин в составе депутатского корпуса Консультативного совета ушедший монарх оправдывал, в первую очередь, тем, что роль "мусульманской женщины в истории ислама была столь высока, что ее невозможно игнорировать и сегодня". Ссылаясь на эпоху Пророка, Король говорил о том, что "женщины высказывали верное мнение и давали важные советы" основоположнику ислама, а также основателю нынешнего саудовского государства Ибн Сауду – отцу нынешнего Короля.

Продолжая взятый покойным королем курс, наследный принц Мухаммед бен Салман за последние полгода тоже успел добиться определенных успехов в своих попытках смягчить жесткие и радикальные интерпретации ислама, которые растекаются из Саудовской Аравии по всему миру.

Например, недавно принятые законы впервые разрешают женщинам водить автомашины и посещать спортивные мероприятия, а также смягчают нормы о мужском попечительстве и представительстве, ограничивающие права женщин. Теперь саудовские женщины могут заниматься предпринимательской деятельностью без разрешения мужа, в том числе пользоваться всеми электронными услугами.

В рамках либерализации общества, в Саудовской Аравии также разрешено иностранным женщинам въезжать в страну без сопровождения мужа. Однако, здесь сохраняется ограничение для женщин моложе 25 лет. Этим послаблением власти КСА намерены оживить туристическую привлекательность страны и увеличить приток иностранных туристов.

Более того, в ряде городов Королевства проходят международные кинофестивали, концерты с участием арабских и мировых звезд, совещания и симпозиумы, на которых присутствуют как мужчины, так и женщины, хотя ранее для них отводились разные залы или даты проведения мероприятий.

Одновременно, получившая известность религиозная полиция утратила право производить аресты за непристойное поведение или внешний вид. Теперь же деятельность, так называемой, "полиции нравов" будет больше направлена на проведение разъяснительных бесед.

Недавно также впервые было снято многовековое ограничение на службу женщин в армии. В скором времени ожидается появление первых женских батальонов в вооруженных силах КСА.

В соответствии с принятым в прошлом году молодым принцем решением, в ближайшие месяцы в стране ожидается открытие кинотеатров, где мужчины и женщины смогут совместно приходить на сеансы, как это принято во всех демократических странах. Это право было ограничено на протяжении более 30 лет.

Как отметил принц Аль-Сауд, во времена Пророка Мухаммада существовали музыкальные театры, было смешанное общество из мужчин и женщин, в Аравии уважали христиан и евреев. "Первым судьей по торговым делам в Медине была женщина!" Поэтому, если Пророк все это принял, вопрошает принц: "Выходит, Пророк не был мусульманином?"

Немаловажным шагом на пути к современному обществу необходимо отметить заявление члена главного религиозного органа – Совета высших богословов Саудовской Аравии шейха Абдуллы Аль-Мутлака о том, что "женщина более не обязана носить абайю в публичных местах". Со слов шейха Аль-Мутлака, более 90% мусульманок мира, среди которых и проповедницы, не носят и не знают о ней.

Для тех кто не знает, абайя – это длинное традиционное платье, как правило черного цвета, предназначенное для ношения в общественных местах. В некоторых арабских странах абайя – обязательная для местных жительниц и иностранок одежда, надеваемая вместе с хиджабом или никабом.

По мнению ряда арабских аналитиков, данное послабление связано, прежде всего, с начатыми экономическими преобразованиями в Королевстве. В частности, когда инвесторы и иностранные гости видят "закрытых женщин" на улицах саудовских городов, то это откровенно отталкивает их.

Как отмечают эксперты, Королевству необходима глубокая модернизация экономики. Саудовская Аравия нуждается в снижении зависимости бюджета от нефтяной отрасли путем привлечения иностранных инвесторов. Но для этого нужен положительный имидж, поэтому принц выступает в амплуа реформатора, причем не только в сфере экономики, но и в области культуры и религии.

Несомненно, все вышеуказанные новшества свидетельствуют об успешной попытке молодого принца Мухаммеда бен Салмана претворить в жизнь свою мечту: изменить курс страны – от ваххабизма (салафизма) к модернизированной монархии.

Следует лишь констатировать, что лед тронулся, и если Саудовской Аравии удастся победить этот вирус антиплюралистического ислама, который вышел из Королевства в 1979 году, в мусульманском мире распространятся умеренные воззрения, которые, безусловно, будут только приветствоваться не только в стране, где большую часть населения составляют люди моложе 30 лет, но и за рубежом.

В целом, политические реформы дома Аль-Саудов, которые не были радикальными, но сохранявшие "последовательный и постепенный" характер – это решительный ответ на вызовы времени путем "возрождения" ранее существовавшего традиционного уклада жизни саудовцев, в котором отражается их веротерпимость, добрые обычаи и традиции, открытость внешнему миру. Ведь все эти ценности в нынешних условиях служат гарантом стабильности, процветания и безопасности любой развитой страны.

В итоге сегодня мы видим, что даже самая, казалось бы, консервативная страна в исламском мире, как Саудовская Аравия, полна решимости сделать шаг навстречу "современному пониманию ислама".

И если в Саудовской Аравии понятны трудности, с которыми они сталкиваются при формировании современного понимания ислама в связи с отсутствием традиционного опыта проживания в светском государстве, то образ мыслей и жизни в целом некоторых доморощенных центральноазиатских и кавказских "поборников чистого ислама" абсолютно не поддаются никакой логике. Ведь наши люди имеют богатый опыт проживания, как в условиях советского атеистического прошлого, так и в условиях нового светского Казахстана, имеют свой традиционный ислам, адаптированный к нашим национальным ценностям и традициям.

Поэтому вдвойне, втройне трудно понять наших людей, которые словно ослепленные фанатизмом "безумцы", пытаются показать себя более "правоверными", чем мусульмане Ближнего Востока. И что самое странное, они продолжают жить в этом оторванном от реальности мире и пытаются превзойти тех же саудовцев в своей приверженности консервативным представлениям, причем несмотря на то, что та же "колыбель консервативного ислама" разворачивает курс в сторону "умеренного ислама". 

Остается лишь надеется, что первые шаги Саудовской Аравии послужат хорошим примером для всех верующих, в том числе для тех, кто до сих пор придерживается средневековых догматических взглядов.

Иманбай Куанышев

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости