Депутат Европарламента: В Послании Президента РК план изменений тщательно продуман

20 Февраля, 2017, 15:21 1086
Депутат Европарламента: В Послании Президента РК план изменений тщательно продуман | Конституционная реформа | BNews.kz

В Послании Президента Н.Назарбаева содержится комплексное видение структурных реформ в стране, которая в данный момент признается партнерами из ЕС в качестве лидера социально-экономических преобразований в регионе. Содержащиеся в Послании планы изменений исключительно широки, тщательно продуманы и предполагают конкретные действия с обозначенной датой их реализации, чего авторы подобных деклараций часто избегают. Такое мнение высказал депутат Европейского парламента, проф. Карол Карский, передает BNews.kz.

Особого внимания заслуживает широкая и разнообразная тематика, являющаяся предметом Послания и предусмотренных реформ. В рамках  ускоренной технологической модернизации экономики, без сомнения,  заслуживает внимание, прежде всего, сделанный акцент на цифровых технологиях и инновациях.  В нынешних условиях они являются самой быстроразвивающейся сферой, за которой многие государства будут стараться поспевать, принимая всё новые правовые нормы. Учет этого процесса и соответствующее приспособление к нему своего законодательства с целью поддерживать инновации, является амбициозным планом, который может принести значительные выгоды.

Ценной инициативой является также концентрация инструментов развития и продвижения экспорта в едином центре. Подобное решение приняло также правительство Польши, где Министерство развития определяет главные направления развития экономики, координируя сотрудничество с другими министерствами.

Необходимо отметить также наличие баланса между позицией Президента Н.Назарбаева по привлечению зарубежных инвестиций, продвижению экономической дипломатии и защитой собственных стратегических секторов, таких как добыча нефти и газа. Это закрепит ведущую роль Казахстана, как аниматора экономического сотрудничества в регионе, без риска потери контроля над главными секторами экономики перед российским или китайским капиталом. В этом контексте многообещающе звучит также утверждение использовать транзитный и транспортный потенциал страны. В последнем случае необходимо обратить особое внимание на упрощение административных процедур на границах, в том числе на увеличение пропускной способности пограничных переходов.

Одновременно, говоря об энергетических вопросах, нельзя не подчеркнуть, что с точки зрения Европейского союза это является одной из главных сфер сотрудничества между ЕС и Казахстаном. Обе стороны подписали ряд соглашений (среди прочего, Соглашение о расширенном   партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстан в 2015 г., Меморандум по вопросу энергетического сотрудничества в 2006 г.), которые регулируют взаимодействие, в том числе в таких областях, как энергетическая безопасность, взаимная поддержка инвестиций, сотрудничество в области ядерной энергетики. Более того, в данный момент около 6% нефти, импортируемой странами ЕС, поставляется из Казахстана, а европейские энергетические компании осуществляют крупные инвестиции (главным образом, с целью поиска новых месторождений газа), что является признаком улучшающегося инвестиционного климата в стране.

Принимая во внимание тот факт, что ЕС в данный момент прикладывает усилия для определения новых направлений поставки газа в государства-члены и сокращения сотрудничества с российским «Газпромом», Евросоюз отмечает возможный рост роли Казахстана в проекте «Южный газовый коридор».

Переходя к сельскохозяйственному сектору, следует отметить, что предлагаемые реформы, особенно увеличение уровня переработки продукции при уменьшении ее стоимости; создание эффективной системы хранения, транспортировки и сбыта товаров; повышение производительности труда и инвестиций в научные исследования положительно отразятся на развитии сельского хозяйства. Особенно хорошим шансом для Казахстана станет развитие производства экологически чистых продовольственных продуктов, потребность в которых в ЕС постоянно растет. Свидетельством тому могут стать переговоры, проводимые в данный момент по ужесточению правил и контроля производства сельхозпродукции, а также обозначению экологических продуктов в Евросоюзе.

Хорошим решением является также ставка на развитие малых и средних предприятий, которые во многих странах оказались самым лучшим ускорителем в экономическом развитии. Возможно, следовало бы определить для себя еще более амбициозную цель, чем 50-процентное участие МСБ в создаваемом ВВП  (в некоторых государствах этот показатель достигает 90%).

Правильным поступком является ставка на приватизацию. Хорошо известно, что в большинстве случаев частные предприятия справляются более эффективно с возложенными на них задачами. В то же время в Послании справедливо отмечается, что некоторые стратегические отрасли должны оставаться в руках и под контролем государства.

Следующий приоритет – макроэкономическая стабилизация. Необходимо согласиться с представленными предложениями по улучшению ситуации в банках, контролю уровня инфляции, а также увеличению ответственности аудиторов. Если идет речь о возможности инвестирования собственных сбережений гражданами, то в данном случае должна быть обязательной уверенность в возврате этих инвестиций, что предполагает определенный способ регулирования рынка. Хороший опыт в этой сфере накоплен в Великобритании, где имеется Агентство финансового надзора, которое является эффективным регулятором финансового рынка. Возможно, использование такого решения стало бы хорошей идеей также и в случае с Казахстаном.

В другом приоритете по улучшению качества человеческих ресурсов наблюдается заботливое отношение Президента Н.Назарбаева к обучению молодежи и акцентирование на профессиональном и техническом образовании. Лица с таким образованием становятся дефицитными работниками также и на рынках Центральной и Западной Европы. В этой связи важно, чтобы Казахстан в ходе своего развития не совершил аналогичной ошибки и не допустил подобной образовательной прорехи в своем обществе. Соответствующее образование необходимо также и для эффективной реализации других приоритетов, отмеченных Президентом Н.Назарбаевым.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что при осуществлении приоритетов основным двигателем изменений должны стать модернизация экономики и переход к цифровым технологиям. Вместе с тем, опыт многих государств свидетельствует, что это становится возможным только тогда, когда преобразования сопровождаются глубокими переменами в области системы образования. Чтобы 100-процентно использовать возможности, предлагаемые новыми технологиями во многих областях жизни граждан и государства, в первую очередь, необходимо соответствующим образом подготовить к ним общество. Отсюда следует мое предложение, чтобы образование и программы обучения заняли на практике высшие (первое и второе) места в списке приоритетов.

И, наконец, заключительный приоритет - институциональное преобразование, безопасность и борьба с коррупцией. Здесь подчеркнуты очень важные направления, такие как внедрение самого передового опыта ОЭСР, защита частной собственности и равноправие всех перед законом.

С удовлетворением отмечаю важность борьбы с террористической угрозой. С учетом роста радикального ислама на территории Афганистана, процессов, происходящих в соседнем Туркменистане и Узбекистане, политика безопасности и обороны должна занять значимое место в действиях властей Казахстана. Не менее важна борьба с коррупцией. Примером в этой области могут служить решения, принятые в Грузии или Польше, где создано специальное Центральное антикоррупционное бюро, занимающееся борьбой с этим пороком на каждом уровне, начиная от локального, и заканчивая центральным. Такой подход позволяет также сохранить больше финансовых средств.

В своем обращении к народу Казахстана Президент Н.Назарбаев заявил о передаче ряда своих полномочий парламенту и правительству. Это является доказательством демократизации страны и одновременно представляет собой подтверждение доверия данным учреждениям. Необходимо подчеркнуть, что Казахстан в этом отношении является лидером или даже пионером в регионе.

В целом, и Послание, и обращение являются впечатляющими документами, представляющими комплексное видение изменений в стране. Заслуживает внимания исторический подход, предполагающий сложность проблемы и взаимную связь между конкретными сферами. Остается только пожелать казахстанцам, чтобы всё удалось в полной мере и в рамках обозначенных сроков осуществились основные задачи всех приоритетов.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости