Итальянский эксперт: Политические реформы Президента РК - это исторический урок демократии

5 Апреля, 2017, 13:51 1178
Итальянский эксперт: Политические реформы Президента РК - это исторический урок демократии | Конституционная реформа | BNews.kz

Обращение Президента РК Нурсултана Назарбаева с предложением перераспределения полномочий между правительством и парламентом представляет собой еще один, безусловно, важный и фундаментальный шаг для страны и ее международного имиджа. Жест, предложенный Президентом, может быть определен как «исторический урок демократии». Таким мнением, комментируя Конституционную реформу в Казахстане, поделился президент исследовательского центра «Vox Populi» Эрманно Визинтайнер, передает BNews.kz.

«Один из способов обращения Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева к нации – это выступление с Посланиями. Президент обратился к народу в непростой политической обстановке страны, порождая политические, исторические, экономические и социальные дебаты и дискуссии, которые дают нам представление о жизни в Центральной Азии. Кроме того, его динамизм и прагматизм, способностью справляться с ритмами вызовов современности, также как предложение использовать инструменты молодой, но консолидированной демократии, умение смотреть бурям в лицо, направленным на горизонт международных сценариев.

25 января т.г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал специальное телевизионное обращение к народу касательно перераспределения полномочий между государственными органами, которые, среди прочего, повлекут поправки в Конституцию страны.

Смелый и щедрый жест, показатель большой открытости и прозрачности, о которых свидетельствуют два момента в истории страны: с одной стороны, период председательства в ОБСЕ в 2010 году, когда прозрачность стала одним из главных составляющих правительственного девиза «four T» (Trust - Tradition - Transparency – Tolerance): доверие - традиция - прозрачность - толерантность, указывающий на один из принципов, на которых основывается платформа приоритетов ценностей для ближайшего будущего страны.

С другой стороны, «исторический урок демократии», данный Президентом в апреле 2011 года, когда после отклонения предложения, внесенного в парламент в Астане провести референдум о продлении срока президентского срока до 2020 года, Президент отклонил предложение «пожизненного президентства», представив свою кандидатуру на голосование избирательного органа спустя месяц.

Жест, оцененный электоратом, который подтвердил мандат еще более единодушным образом, чем в предыдущих выборах.

Среди пунктов обращения:

«Предстоящая реформа основана на принципах нашего развития и принципах современного развития в целом. Суть заключается в том, что Президент делегирует некоторые полномочия парламенту и правительству. Вертикальное разделение власти было необходимо нам в процессе преодоления огромных трудностей государственного строительства».

Реформа направлена на повышение эффективности системы государственного управления. Суть предлагаемой реформы заключается в серьезном перераспределении власти и демократизации политической системы в целом.

«В новых условиях приоритетными направлениями деятельности Президента станут стратегические функции, и роль верховного арбитра в отношениях между государственными структурами. Глава государства также сосредоточится на внешней политике, национальной безопасности и обороне».

Роль правительства и парламента будет значительно расширена. Преобразование, по словам Президента Казахстана, будет проводиться в двух ключевых областях. Во-первых, значительная часть функций Президента по регулированию социально-экономических процессов будет передана правительству и другим исполнительным органам. Во-вторых, отношения между различными отраслями должны быть сбалансированы на конституционном уровне. Назарбаев предложил усилить роль парламента с точки зрения его влияния на правительство.

«Важно усилить роль парламента в формировании правительства, усилить ответственность Кабинета перед депутатами. Победившая партия на парламентских выборах будет иметь решающее влияние на формирование правительства. Исходя из этого, будет логично, если правительство откажется от полномочий новоизбранного Мажилиса, а не Президента, как это было раньше».

Реформы также предусматривают упрощение процедуры передачи вотума недоверия министрам из палат парламента. Это усилит контроль законодательной власти над исполнительной.

Н.А.Назарбаев предложил передать одобрение государственных программ правительству, чтобы оно несло полную ответственность за них. Правительство могло бы также получить право формировать и упразднять центральные исполнительные органы, не включенные в него.

Обращение представляет собой еще один, безусловно, важный и фундаментальный шаг для страны и ее международного имиджа. Жест, предложенный Президентом, который может быть определен еще одним «историческим уроком демократии», как в 2011 году. Несомненно, беспрецедентный жест в других аналогичных контекстах.

Как уже отмечали международные наблюдатели или комментаторы, и, как Президент пишет однажды о сильной президентской системе «нам нужна сильная президентская вертикаль власти в процессе преодоления огромных трудностей государственного строительства». То есть такое государственное строительство неразрывно связано с проблемой модернизации и демократизации постсоветского мира. Мир, в котором отсутствует социальный субстрат, необходимый для построения демократии западного образца, в других регионах самой Евразии и Центральной Азии, превратился в пороховую бочку путем увеличения «столкновения цивилизаций».

Поэтому прагматический подход Президента диктуется желанием направить страну на этот процесс, который спроецирует ее на достижение платформы для дальнейшего импульса и динамизма, о которых Астана намерена реализовать в будущем в ближайшие 40 лет, чьи прелюдии уже являются фактом. С прицелом на переход к «зеленой» экономике, представленной ЭКСПО-2017. И как заявляет Президент: «И я делаю это с единственной целью, которая заключается в построении более эффективной, устойчивой, современной системы управления».

Иными словами, дальнейший импульс к прозрачности и демократизации, зная, как понять аспект, который должен обладать современным государством в соответствии с его социальным и историческим наследием перед лицом ритмов, которые должны быть приняты в задачах современности», - заключил Эрманно Визинтайнер.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости