Конституционная реформа усилит устойчивость политической системы в РК - политолог

15 Марта, 2017, 17:47 1730
Конституционная реформа усилит устойчивость политической системы в РК - политолог | Конституционная реформа | BNews.kz

Усиление устойчивости политической системы – это цель любой разумной реформы политической системы. И конституционные преобразования в Казахстане шаг за шагом решают эту задачу. Таким мнением, комментируя Конституционную реформу в РК, поделился генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, передает BNews.kz.

«10 марта Нурсултан Назарбаев подписал закон о внесении изменений в Конституцию.

Суть реформы в более четком разграничении полномочий между основными политическими институтами страны – Президентом, правительством и парламентом.

Президент сохраняет роль стержня политической системы, но другие органы получают «монополию» на свои функции. В руках парламента сосредотачивается вся законодательная власть – Глава государства отказался от законодательных полномочий и возможности их получения. Правительству передаются полномочия по утверждению госпрограмм, а также системы финансирования и оплаты труда бюджетников. В условиях, когда государственные программы являются основной формой государственного участия в экономике, правительство практически сосредотачивает в своих руках экономические функции государства.

В результате и возникает разграничение полномочий, когда в каждой из сфер ответственности государства существует институт, обладающий всей полнотой полномочий в этой сфере: Президент – политическое управление, парламент – законодательство, правительство – экономика.

Подобная «монополия» на свои функции, даже при очевидном первенстве президентской ветви власти, дает двум другим институтам существенную степень самостоятельности. Таким образом, децентрализация власти в рамках этой реформы все-таки происходит. Хотя очень осторожно и медленно.

Встает два вопроса: почему так медленно и зачем эта реформа нужна была вообще?

Ответ на первый вопрос очевиден: реформа идет столь осторожно именно потому, чтобы сам процесс улучшения (реформы) не принес вреда. Любая резкая смена правил игры не может пройти безболезненно, а лишние травмы обществу не нужны.

Второй вопрос сложнее. Как только процесс реформы был начат – заговорили о транзите власти. Мол,  поскольку авторитет Н.Назарбаева так велик, что его власть будет незыблема при любом распределении полномочий. А поэтому изменение в Конституцию можно в расчете на преемника.

На мой взгляд, логика в данном рассуждении хромает. Авторитет Назарбаева столь велик, что он останется ключевой фигурой политической системы, даже без каких-либо формальных полномочий, как у Ден Сяопина в свое время в Китае. И поэтому с точки зрения преемника изменение Конституции рассматривать бессмысленно.

На наш взгляд причины реформы глубже. Сверхцентрализованная президентская власть была необходима (неизбежна) для начального периода строительства государства. По мере развития общества и усложнения его структуры сверхцентрализация превращается в тормоз. Централизация власти означает централизацию принятия решения. По мере развития системы количество требуемых решений увеличивается, и система, где все решения принимает один центр, начинает буксовать. Сегодняшняя реформа позволяет принимать решения на более низком уровне: в правительстве, в парламенте и это повышает ее эффективность. Это во-первых.

Во-вторых, относительная независимость ветвей власти увеличивает устойчивость политической системы: все держится не на одном президентском стержне, а на трех опорах – Президент, правительство, парламент, которые делят между собой ответственность и представляют общество с разных сторон: Президент – страна в целом, правительство – сферы и отрасли экономики, парламент – регионы и простые граждане. В результате взаимодействие общества и власти становится сложнее и эффективнее.

Усиление устойчивости политической системы – это цель любой разумной реформы политической системы. И конституционные преобразования в Казахстане шаг за шагом решают эту задачу», - подытожил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости