В чем суть предложенных конституционных изменений? 

3 Февраля, 2017, 10:33 919
В чем суть предложенных конституционных изменений?  | Конституционная реформа | BNews.kz

В связи с обращением Главы государства о распределение полномочий между ветвями власти, была создана рабочая группа,  которая проанализировала положения в Конституции РК  о полномочиях Президента, парламента, правительства, судебной и правоохранительной системы. В  результате были подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Конституцию, которые очень внимательно обсуждались вместе с Главой государства, а в настоящее время вынесены на всенародное обсуждение. О том, как казахстанские эксперты проанализировали ситуацию, читайте в материале корреспондента BNews.kz.

Построить современную эффективную устойчивую  систему управления страной, чтобы каждая ветвь государственной власти была определена четким кругом своих полномочий, где были бы закреплены права, обязанности и ответственность,  в тоже время, чтобы работал принцип сдерживания противовесов  в процессе взаимодействия ветвей власти – именно такую цель ставил Глава государства, обращаясь к народу с предложением о конституционной реформе, считает профессор Академии государственного управления при Президенте РК Зинаида Федотова.

«За 25 лет Казахстан  прошел свой успешный путь становления развития в условиях президентской формы правления, сильная  президентская власть необходима была  в первые  годы становления и развития молодого государства в период проведения антикризисных программ, модернизации всех сфер  жизни общества. Сегодня Казахстан вступил в новый этап  развития, поэтому речь идет о внедрении государственности, дальнейшем развитии демократии, расширении полномочий и повышения ответственности перед ветвями власти», - сказала З.Федотова.

По ее словам, за Президентом остаются стратегические направления, вопросы внешней политики, национальной безопасности страны. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом. 

«Когда мы рассматривали этот вопрос, мы считали, что нужно  передать функции  по урегулированию социальных экономических процессов правительству, министерствам и акимам. Это можно решить через внесение изменений и дополнений в закон, регулирующий различные сферы жизнедеятельности, где предлагается порядка 32 законов, которые присутствуют  в функциях Главы государства», - заявила эксперт.

Поправки заключаются в том, что Президент по представлению Премьер-министра, внесенного после консультации с Мажилисом парламента,  определяет структуру правительства,  назначает на должности членов правительства за  исключением министров иностранных дел и обороны, назначаемым и утверждаемым Президентом самостоятельно.

«Подпункты 8, 9 статьи 44 исключены. Это касается утверждения госпрограмм и единственной системы финансирования оплаты труда госслужащих за счет  республиканского бюджета», - отметила она.

К тому же, как подчеркнула З.Федотова, в этой статье появился новый подпункт,  предусматривающий  право Президента обращаться  в Конституционный совет.

«Если Глава государства обнаружит,  что есть какие-то  решения правительства, которые не соответствуют Конституции,  он обращается за этим в Конституционный Совет», - заявила она.

Парламент наделяется правом по инициативе  не менее 1/3 от  числа палаты заслушивать  отчеты  членов правительства по вопросам их деятельности. 

«Сегодня по итогам заслушивания отчетов  большинство не менее чем 2\3  голосов от общего числа депутатов палаты вправе принимать обращение  к Президенту об освобождении от должности  членов правительства. Президент имеет право определять  приоритетность составления закона, означающее, что парламент должен  в течение месяца  данный проект принять, срочность исключается», - объяснила она.

Правительство  же своей деятельностью  ответственно перед Президентом, Мажилисом и парламентом. 

«По сути, очень много полномочий, которые  приобретает сегодня правительство, если  будут приняты поправки в закон - мы увидим совершенно новые качества полномочий Мажилиса парламента. Предложения о структуре и составе правительства вносятся президенту  Премьер-министром  после консультаций с Мажилисом  в 10-дневный срок после назначения Премьер-министра. По согласованию с Президентом утверждает государственные программы правительство и обеспечивает  его исполнение», - сказала эксперт. 

Кроме того, упраздняет ряд полномочий ЦИО, не входящих в состав правительства,  назначает на должность самостоятельно. По согласованию с Президентом утверждает единую систему финансирования оплаты  труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета.

Таким образом, реформы предусматривают внесение изменений и дополнений в Конституцию РК по некоторым позициям, которые предусматривают разграничение полномочий между Президентом, парламентом, правительством, а кроме того затрагивают органы правоохранительной и судебной системы. Если будут приняты поправки в Конституцию, за этим последует подготовка и принятие огромной базы законодательных актов по расширению полномочий правительства. В списке уже сейчас более 30 нормативно-правовых документов, и их число может значительно увеличиться.

Профессор  З.Федотова также остановилась на сроках принятия законодательной базы для перераспределения полномочий. Так, она напомнила, что Глава государства, объявляя в своем обращении о начале конституционных реформ, обозначил срок их всенародного обсуждения  с 26 января по 26 февраля. Затем рабочая группа обобщит все поступившие предложения и сформирует пакет поправок, которые будут внесены в парламент. Кроме того, Президент высказал пожелание, чтобы все изменения были приняты в рамках текущей парламентской сессии.

В свою очередь, доктор политических наук, профессор академии Тулейтай Сулейменов заявил, что это, по сути, уникальный случай, когда Президент передает свои полномочия парламенту и правительству.

Он провел краткий исторический экскурс, возвратившись к попыткам перераспределения полномочий между ветвями власти в первые годы независимости, а также к истокам формирования сильной президентской власти в Казахстане. В частности, профессор напомнил, что в начале девяностых годов представители ОБСЕ и ряда других международных организаций высказывали критику системы управления в нашей стране.

«Президент отвечал на подобные заявления, что мы - молодое государство, недавно провозгласившее свою независимость, мы делаем первые шаги к демократии и будем к ней идти постепенно, - рассказал профессор. – В то же время развитым демократическим странам  потребовалось более 100, а иногда и более 200 лет, чтобы построить демократическое общество. Теперь, после четвертьвекового юбилея нашей независимости Президент претворяет в жизнь планы по построению развитой демократии в Казахстане. Более 40 полномочий Глава государства передает парламенту и правительству». 

Директор института прикладных исследований при  АГУ, доктор юридических наук Марат Жумагулов отметил вклад, сделанный профессорско-преподавательским составом академии не только в обсуждение, но и в подробное исследование путей реализации предложенных Главой государства конституционных реформ. 

Таким образом, следует заметить, что  конституционная реформа будет способствовать дальнейшему продвижению Казахстана по пути построения развитой демократии. При этом  более активное участие в жизни страны будет принимать парламент, а, следовательно, каждый гражданин, взаимодействуя как избиратель, с депутатами, будет больше участвовать в управлении государством.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости