Зарубежные эксперты: Конституционная реформа в РК – эффективный ответ на современные вызовы

7 Февраля, 2017, 16:54 649
Зарубежные эксперты: Конституционная реформа в РК – эффективный ответ на современные вызовы  | Конституционная реформа | BNews.kz

Зарубежные эксперты высказали свое мнение о Конституционной реформе в Казахстане, которую инициировал Глава государства Нурсултан Назарбаев. Реформа учитывает исторический опыт страны, по мнению экспертов, и позволит повысить устойчивость политической системы, передает BNews.kz.

Председатель правления общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности» Республика Беларусь  Андрей Русакович считает, что предлагаемая в Казахстане политическая реформа учитывает исторический опыт страны и позволит повысить устойчивость политической системы и увеличить эффективность ответов на современные вызовы.

По словам Андрея Русаковича, вместе с тем Н. Назарбаев оставил за собой значимые полномочия, например, вопросы внешней политики и контроль над силовыми ведомствами страны.

«Решения лидера Казахстана были ожидаемыми, удивляет лишь быстрота реакции президента на предложения рабочей группы. Предлагаемая реформа означает переход от суперпрезидентской республики (де-факто) к парламентско-президентской «де-юре», - подчеркивает эксперт.

Профессор кафедры политологии Софийского университета им. Климента Охридского Татьяна Дронзина уверена, что проведение реформы по перераспределению полномочий между различными ветвями власти в Казахстане продиктовано нарастанием сложности внутренней и международной жизни, а также динамикой развития нынешнего мира.

«Конституционная реформа нацелена на демократизацию политической системы в целом, поскольку эффективное управление невозможно без определенного баланса властных полномочий. Когда возникают диспропорции, это всегда чревато опасностями: прежде всего, существует опасность дискредитации власти из-за неэффективного управления. В этом смысле, предлагаемая реформа является выражением взвешенной политической оценки и анализа внутренней и внешней среды Казахстана на современном этапе. Многие лидеры мира проигрывают именно потому, что не вовремя отреагировали на динамику развития и не инициировали те изменения, которые бы позволили их странам идти вперед», - заявляет  Татьяна Дронзина.

Она подчеркивает, что реформа предусматривает передачу части полномочий президента парламенту и правительству; за собой президент сохраняет стратегические функции: функцию арбитра между отдельными ветвями власти; определение внешней политики и вопросы обороноспособности страны.

«Насколько эффективно окажется все это? Сам Президент говорит, что в мире нет универсальной модели государственного устройства, и что все находятся в поисках.  В любом случае план реформ – это казахстанский ответ на вызовы современного мира, который опирается на опыт, накопленный за последние 25 лет. Это казахстанский ответ на вопрос: в каком направлении идет страна», - считает эксперт.

По мнению профессора, именно из-за важности предлагаемых реформ, Президент выносит их на всенародное обсуждение.

«Мне кажется, что это очень важный аспект реализации народовластия в Казахстане, поскольку дает возможность голосу народа громко прозвучать по самым животрепещущим вопросам конституционного порядка и политического устройства, - пояснила зарубежный эксперт. - Это доказательство тому, что народ строит сам свое будущее под руководством лидера, которому он доверяет и поддерживает, сохраняя суверенитет и независимость свой страны, повышая ее международный авторитет в системе международных отношений».

Задача перераспределения полномочий власти и достижения баланса довольно сложная, поскольку готовых рецептов нет, отмечает Татьяна Дронзина.

«Может быть, опыт Казахстана, если окажется успешным, станет образцом для других стран, которые идут по пути независимости и демократизации», - подытожила эксперт.

По мнению депутата Парламента Республики Сербия Миланки Карич, благодаря продуманной государственной системе власти Казахстан достиг впечатляющих успехов в своем внутреннем развитии. Созданы институты гражданского общества, качественно выстроена работа государственных органов.  

«Логическим продолжением пути, нацеленным на повышение благосостояния народа Казахстана, стало решение Президента Казахстана начать процесс перераспределения полномочий между ветвями власти в стране. Предлагается существенно повысить роль и место парламента страны, расширить компетенцию правительства. Глава государства будет осуществлять стратегические функции, выступать в качестве верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Кроме того, Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны, - сказал эксперт. - Считаю весьма своевременными и важными предлагаемые реформы, так как повышение роли и ответственности правительства и парламента имеет цель сформировать более эффективную и современную систему управления страной во благо ее дальнейшего развития».

Профессор кафедры публичного права Университета Жироны, член Центральной избирательной комиссии Испании Жоан Мануэль Трайтер рассказал, что «мы, юристы публичного права за рубежом, с интересом изучаем реформы, объявленные Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Цель этих реформ – перераспределение полномочий между различными ветвями власти и передача некоторых функций от Президента – Правительству и Парламенту».

По мнению Жоан Мануэль Трайтер, целью Конституционной реформы является достижение более высокого уровня развития страны, более современной и более эффективной исполнительной власти.

«Все политические системы, институты, компании должны адаптироваться к новым временам, претворяя в жизнь принципы, предложенные к реализации Президентом страны, и которые являются результатом работы экспертной комиссии», - отметил зарубежный эксперт.

Он отмечает, что основой проекта является перераспределение власти в таких ключевых областях, как социальная сфера и экономика, от самого Президента к Правительству или связанным с ним учреждениям и ведомствам.

«Это умные реформы, основанные на современных принципах международного публичного права, но со своими особенностями. Правила большего разделения власти, по принципу субсидиарности, иными словами, власть осуществляется учреждениями, которые ближе к гражданину, распределение полномочий путем их делегирования парламенту от правительства и самого президента. Несомненно, все эти меры реализуются в соответствии с дальнейшим развитием и модернизацией страны, и увязываются с новыми методами государственного управления и построения отношений с Парламентом. Ещё один шаг на пути к демократии, - считает профессор из Испании. - Пусть граждане и учреждения страны обсуждают эти реформы и участвуют в их реализации, которые, по нашему мнению, являются весьма позитивными для действующего законодательства, и за которыми мы будем продолжать следить с большим интересом из-за рубежа».

 

 

 

 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости