Зеленый мост: Как 15 стран нашли совместный выход к энергоэффективному развитию?

6 Апреля, 2017, 21:06 4741
Зеленый мост: Как 15 стран нашли совместный выход к энергоэффективному развитию? | ЭКСПО-2017 | BNews.kz

Глобальная арена для «зеленого» роста стремительно расширяется благодаря участникам из международных институтов развития, а также правительствам стран, внедряющих стратегии и программы «зеленого» роста. Активно усиливающаяся деятельность и опыт отдельных стран, она демонстрируют очевидные преимущества инвестирования в зеленый рост. При этом международная государственная финансовая поддержка новых программ становится объектом растущей конкуренции. О том, что может предложить программа партнерства «Зеленый Мост» Казахстану, читайте в материале корреспондента BNews.kz.

Программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) предполагает тесное взаимодействие стран Центральной Азии в обеспечении устойчивого развития при поддержке ключевых международных институтов и частного сектора, то есть данная программа позволяет управлять «зеленым» экономическим ростом в Центральной Азии через международное сотрудничество и содействие при передаче технологий, обмене знаниями и финансовой поддержке».

«Международная программа партнёрства «Зеленый Мост» – это инициатива Казахстана для перехода стран к «зелёной экономике» на основе многостороннего партнёрства с бизнесом, общественностью и международного сотрудничества, которая была выдвинута Президентом РК  Н.А.Назарбаевым на III-м Астанинском экономическом форуме в мае 2010 года.  

Программу партнерства «Зеленый мост» нельзя назвать государственной, она имеет статус международный, и  не финансируется правительством Казахстана», - заявила руководитель коалиции за «зелёную экономику» и развитие G-Global, член Совета по «зелёной экономике» при Президенте РК, председатель Комиссии экологии Общественного Совета при Министерстве энергетики РК, Салтанат Рахимбекова.

По ее словам, участниками Хартии ППЗМ являются 15 стран. Это Казахстан, Россия, Кыргызстан, Грузия, Германия, Монголия, Беларусь, Черногория, Латвийская Республика, Албания, Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Испания и 16 неправительственных организаций

Чем уникальна программа партнёрства «Зеленый Мост»?

По словам С. Рахимбековой, это единственная в мире экологическая программа, одобренная всеми странами, двумя региональными комиссиями ООН (ЕЭК и ЭСКАТО).  Это также единственная международная программа, посвященная поддержке «зелёной экономике».

«ППЗМ задумывалась как альтернативная межсекторальная программа сотрудничества правительств, бизнеса, НПО и международных организаций, ведь многие дорогостоящие традиционные как национальные, так и международные программы оказались неэффективными. Например, не заработал Технологический механизм РКИК ООН, Зелёный Климатический фонд, который делает упор на прямые частные инвестиции в зелёные бизнес, новые технологии и соглашения государственно-частного партнерства, в экосистемные услуги, а не на кредиты, субсидии и гранты, дополнительные бюджетные ассигнования за счет налогоплательщиков», - заявила она.

К тому же, ППЗМ будет поддерживать исследования международного класса, проводимые в партнерстве с международными экспертами и институтами. Вырабатываемые знания будут применяться во всей Центральной Азии. Технологии ППЗМ обеспечит передачу технологий, будет способствовать опытно-конструкторским и технологическим разработкам и производству на местах, содействовать международному сотрудничеству, инновационному региональному развитию, бизнес-инкубаторству.

Механизм партнерской поддержки и бизнес-инкубаторство

ППЗМ будет действовать как международный участник и региональный посредник процесса создания и трансферта экологически чистых технологий, будет обладать достаточным потенциалом для проведения исследовательских работ, передачи технологий, разработки инновационных технологических решений. Будет разработана тщательно продуманная программа работ, охватывающая наиболее актуальные проблемы и учитывающая существующий потенциал в таких сферах, как возобновляемые источники энергии, рациональное водопользование и управление ресурсами, утилизация отходов и контроль за загрязнениями.

Программа будет стремиться наращивать потенциал и навыки для технологической трансформации, позволит продемонстрировать технологии на местах, будет способствовать рыночным преобразованиям, совершенствованию законодательной базы и обеспечит благоприятный политический климат.

Кроме того, ППЗМ будет действовать в качестве регионального лидера, посредника и активного международного участника в процессах разработки и адаптации экологически чистых технологий, будет содержать положение о поддержке местных предпринимателей в разработке новых идей, в том числе поддержка НИОКР, консультации по бизнес-планированию, предоставление помещений для научно-конструкторских и технологических разработок и финансирование для коммерциализации и тиражирования идей.

«Инновационные инвестиционные решения для перспективных и рентабельных проектов ключевых секторов экономики являются решающими для устойчивого роста «зеленой экономики». ППЗМ поддержит подготовку новых идей и бизнеса для инвестиционных целей. ППЗМ привлечет разнообразные финансовые инструменты в поддержку финансирования проекта и расширения масштаба успешных мер. К таким инструментам относятся кредиты под залог, льготные и коммерческие кредиты, ценовая поддержка, гранты и гарантии политических/кредитных рисков», - заверила С. Рахимбекова.

Приоритетные направления ППЗМ

В качестве приоритетных направлений деятельности ППЗМ были определены пять тематических областей. Они отражают общие потребности в развитии стран региона, а также являются краеугольными камнями в обеспечении «зеленого» роста.

1. Управление водными ресурсами, обеспечение стабильного водоснабжения, контроль над загрязнением водных ресурсов, технологические решения проблем рационального водопользования и водоочистки.

2. Доступ к устойчивым источникам энергии, использование источников возобновляемой энергии, эффективное потребление энергии при условии справедливого и равного доступа для всех.

3. Продовольственная безопасность и сельское хозяйство, гарантированные и стабильные цепи поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за счет устойчивого и эффективного сельского хозяйства.

4. Устойчивые урбанистические системы «Зеленое» строительство, «зеленая» инфраструктура, процессы планирования антропогенной среды, включая технологии «умный город» и природоохранное проектирование.

5. Устойчивость к изменению климата, снижение климатических рисков и рисков стихийных бедствий, а также адаптация к последствиям изменения климата, включая внедрение систем управления рисками, включая страхование.

Финансирование и инвестирование

Касательно финансирования, то именно ППЗМ будет содействовать реализации готовящихся и расширению работ по действующим проектам и обеспечит техническую помощь, выделит гранты, предложит паритетное или венчурное финансирование.

«ППЗМ сформирует и сбалансирует свой инвестиционный портфель через собственные каналы финансирования. Инвестирование будет осуществляться в отношении проектов из разных секторов, стран и использованием разных технологий. Финансовые соглашения будут заключаться в соответствии с лучшими международными стандартами», - сказала эксперт.

В рамках учреждения «Зеленый мост» будет также проводиться работа по объединению государственного и частного капиталов. Ее финансирование будет осуществляться главным образом за счет государственного финансирования или вложений международных финансовых институтов. Она будет предоставлена в виде инвестиционной поддержки, а не в качестве прямого проектного финансирования.

Таким образом, роль учреждения «Зеленый мост» в организации финансирования будет состоять в формировании портфеля надежных и рентабельных проектов в регионе, привлекательных для акционерного и долгового финансирования. Учреждение не будет аккумулировать средства, но будет управлять и поддерживать процесс оценки капиталовложений.

Концепция перехода к «зеленой» экономике

Для содействия «зеленому» росту программа партнерства «Зеленый рост» должна в первую очередь обеспечить эффективное партнерское взаимодействие между странами Центральной Азии. ППЗМ выступит как международная платформа с независимым руководством, действующая на принципах добровольного участия и добровольных вложений.

Модель перехода к «зелёной экономики» в полном виде предполагает длительные реформы налогообложения, землепользования, урбанизации, субсидирования и госзакупок, зелёного банкинга, ужесточения экологических стандартов, создания экологических технопарков, экопоселений  и многого другого, а  переход к зелёной экономики в отдельно взятой стране, тем более в стране с традиционно сырьевой направленностью, крайне энергоёмкой экономикой и слабой инновационной инфраструктурой, крайне затруднен без системной международной поддержки. И с другой стороны, без собственного активного движения в этом направлении Казахстана трудно быть локомотивом Зелёного Моста и Глобальной энергоэкологической стратегии.

Однако, С. Рахимбекова отметила, что реализацию Концепции можно считать успешной, несмотря на отсутствие государственного финансирования и реформирование органов экологического управления. 

«Основной успех в том, что зелёная реформа усилиями неправительственных организаций при поддержке международных доноров пошла «снизу» и охватила движение зелёного бизнеса и систему среднего и высшего образования. Разумеется, важным фактором поддержки «зелёной экономики» и ППЗМ стала подготовка к международной выставке Экспо-2017.

Однако принятый правительством «План мероприятий по реализации Концепции по переходу РК к «зеленой экономике» на 2013-2020 годы» по ряду позиций не выполнен из-за отсутствия финансирования. Не организована подготовка аттестованных специалистов по зелёной экономике, не приняты индикаторы зеленой» экономики для регионов, практически мало прецедентов продажи электроэнергии ВИЭ в электросети, не создано стимулирование органического земледелия и зелёного строительства», - сказала она.

Энергетический сектор Казахстана

С. Рахимбекова подчеркнула, что  Казахстан пока сильно отстаёт в развитие ВИЭ, в том числе биоэнергетики, производстве биогаза, биотоплива, выработке электроэнергии на биомассе и фитотопливе, в использовании и экспорте сжиженного природного газа, тепловых насосов, тепла месторождений подземных вод, свалочного газа мусорных полигонов.  Не поддерживается развитие мини-заводов переработки нефти и утилизации нефтешламов, попутных газов нефтедобычи.

«Я не буду говорить об известных проблемах традиционной энергетики, в нашем контексте важны проблемы развития устойчивой и альтернативной энергетики. Не все знают весьма перспективные разработки казахстанских ученых и изобретателей в сфере солнечной энергетики, теплосбережения и «свободной энергии», которые слабо поддерживаются нашими институтами развития. Часто просто не хватает менталитета чиновников и экспертов, мешает зависимость от монополистов», - сказала она.

Как получить синергетический эффект от деятельности ППЗМ и проведения ЭКСПО-2017?

С июня по сентябрь 2017 года Астана будет принимать международную выставку ЭКСПО-2017, тема которой – «Энергия будущего». Более 100 стран и 6 международных организаций примут в ней участие. Ожидается, что за все время мероприятия его посетят 5 миллионов посетителей.

Тема «Энергия будущего» была предложена принимающей страной и отражает реакцию на энергетические и экологические проблемы, с которыми сталкивается весь мир. Главным устремлением ЭКСПО-2017является достижение эффекта на глобальном, национальном и региональном уровнях. Поскольку программа партнерства «Зеленый мост», в свою очередь, стремится оказать должный эффект от своей деятельности на региональном уровне, её цель и цели ЭКСПО-2017совпадают.

Как получить синергетический эффект от деятельности ППЗМ и проведения ЭКСПО-2017 и программа партнерства «Зеленый мост» объединены общими целями. Отсюда возможность начала сотрудничества задолго до проведения ЭКСПО в 2017 году. Ожидается, что ППЗМ сыграет свою роль не только на ЭКСПО, но и после проведения выставки, способствуя «зеленому» росту на территории Центральной Азии. Кроме того, некоторые инициативы, предложенные ЭКСПО-2017, могут быть реализованы и в рамках ППЗМ.

«Как неоднократно отмечал наш Президент, инициативы ППЗМ, Глобальная энергоэкологическая стратегия, выставка ЭКСПО-2017, переход к Третьей индустриальной революции должны продвигаться совместно и скоординировано в рамках G-Global и продвигать проект Мирового Антикризисного Плана. Различные глобальные планы действий и долгосрочные стратегии развития до сих пор разрозненны, в том числе Большой Семёрки и Большой Двадцатки, инициативы Давосского экономического форума. 

«Зелёная экономика» призывает к синергизму международных экологических конвенций, поскольку совокупность высокорентабельных зелёных технологий восстанавливает и повышает производительность экосистем, увеличивает экологический капитал», - резюмировала С. Рахимбекова.

Напомним, что программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) была инициирована Республикой Казахстан на 66-й сессии ГА ООН и одобрена всеми государствами на Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в качестве межрегиональной инициативы по устойчивому развитию, которая является добровольной и открытой для участия всех партнеров. Программа предполагает тесное взаимодействие стран Центральной Азии в обеспечении устойчивого развития при поддержке ключевых международных институтов и частного сектора.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости