Акмолинская область: Дорога Абылай хана, балбалы и дружный аул Сауле

7 Июля, 2017, 12:06 2335
Акмолинская область: Дорога Абылай хана, балбалы и дружный аул Сауле | Модернизация 3.0 | BNews.kz

«Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине, – отмечает Елбасы в статье «Взгляд в будущее. Модернизация общественного сознания». И предложенная Главой государства программа «Туган жер» призвана стать  реальной основой общенационального патриотизма. За аулом Сауле Енбекшильдерского района есть древняя проселочная дорога, которую местные жители прозвали «дорогой Абылая». По словам аульных аксакалов,  она берет  начало на севере и простирается до Туркестана, передает корреспондент BNews.kz. 

Дорога Абылая

По этой проселочной дороге, говорят, некогда проходили караваны.  На пути часто встречаются древние колодцы и мазары – кладбища. Об истории их возникновения достоверно знают местные старожилы.

«Когда был маленьким, слышал это от взрослых людей, аксакалов. Запомнилось, - рассказывает житель аула Сауле Жатай Нуржанов. - Путь Абылая – вот он, Сырымбет, ныне Степняк, идет от нее немного в сторону. Вот колодец, его выкопал местный житель Байдыбек-кажы – для проезжавших мимо путников, чтобы они могли здесь остановиться, напиться воды, подкрепиться и напоить лошадь. Одним словом, набраться сил».

В эпоху царской России, по словам старожилов, по ней переправлялись товары на ярмарки в Караоткель, Коянды. Местные жители по крупицам собирают и бережно хранят исторические сведения о родном крае.  

«Хан Абылай проложил эту дорогу, так говорил мой отец, - рассказывает предыдущему  собеседнику друга жительница аула - Жамал-апай.  - В детстве я пасла скот вместе с отцом. Помню, как он поднимался на холмы Шокы, Денгек и показывал эту тропу.  Говорил, что она ведет через Караоткель и Павлодар в Туркистан. В Караоткель наши предки шли с караваном».

Дорога Абылай хана – это исторический памятник. Требующий глубокого осмысления и специального дополнительного исследования.

Патриотизм не на словах

Сауле – маленький аул, сильный при этом традициями кровного родства, определяемого принадлежностью к краю.  Глубокая привязанность к родной земле, подкрепленная конкретными делами, так называемый действенный патриотизм  объединяют местных жителей. Об этом говорит директор школы Сарсенбек Сулейменов.

«Люди, родившиеся и выросшие здесь, окончив школу и получив профессию, не забывают наше Сауле.  Стараются помочь, чем могут, принимают участие в разных мероприятиях. Это, я  считаю, - то самое, удивительное притяжение родной земли»,- говорит директор.

Школа в Сауле была построена 3 года назад, решается вопрос о присвоении ей имени Шарапии Альжанова, местного жителя, стоявшего у истоков издания казахских  учебников. Положительный ответ уже получен.  

«Из нашего села вышли знаменитые Биржан сал, Шарапия Альжанов. Здесь живут прямые потомки последнего, родственники. Среди выпускников нашей школы много сильных ребят,  обладателей «Алтын белги». Аулу, кстати, уже исполнилось 80 лет, школе – полвека. Мы стараемся воспитывать детей так, чтобы они помнили и историю, и имена», - говорит педагог-ветеран Жамал Смагул.

Балбалы

В Енбекшильдерском районе по направлению в г. Степногорск можно встретить множество древних могил и каменных изваяний – балбалов. Поклонение духам предков и почитание их – древнейшая традиция тюркских народов. Поэтому широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния на могилах предков.

«На одном  древнем  тюркском письменном памятнике сохранилась такая строка: «На могилах мужественных батыров устанавливаем балбалы (каменные изваяния)», - рассказывает сотрудник Акмолинского историко-краеведческого музея Инара Акынова. - В тюркскую эпоху в Казахстане широко развивалось искусство скульптуры. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности – «балбык». Считается, что слово «балбал» в тюркских надписях означает «каменная скульптура». Балбалы устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников».

Балбалы были всякими, в зависимости от того, представитель какого народа или племени его воздвиг.

«Кроме внешнего облика балбалы отличаются и размерами, от небольших до полуметра высотой и крупных, ростом чуть меньше человека. Более ранние стелы выглядят как плоские каменные столбы с вырезанными на них лицами и руками. Именно такие встречаем в степях Енбекшильдерского района», - добавила Инара Акынова.

Считается, что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих потомков.

«По тюркским канонам балбал должен держать в руках чашу или кинжал как символ силы и власти. Абрис (или контур) тюркских балбалов тяжеловесен, хотя лицо должно быть очерчено. Чаще видны нос, глаза и брови, причем хмурые. Фигура обычно без шеи, но с поднятыми плечами и низко опущенным подбородком. Сзади у многих скульптур высекались косички, по числу которых и определялся представитель того или иного тюркского племени», - описывает сотрудник музея.

Каменные изваяния, появившись в VII веке вместе с каменными оградками и балбалами, в видоизмененных формах просуществовали в некоторых степных районах до XI-XII веков. С распространением ислама, по словам сотрудника музея,  культ каменных изваяний исчез. И сегодня балбалы в Енбекшильдерском районе – памятник истории и культуры, часть духовного наследия казахского народа.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости