До 600 километров дорог отремонтируют в 2019 году в Казахстане

8 Мая, 2019, 19:35 15023
До 600 километров дорог отремонтируют в 2019 году в Казахстане | Модернизация 3.0 | BNews.kz

О том, где находятся худшие трассы в стране и сколько тратят денег на новые дороги, рассказал глава «Казавтожол» Улан Алипов.

В Казахстане требуется более двух триллионов тенге на строительство и реконструкцию дорог. Всего в 2019 году планируется отремонтировать до 600 километров дорог. О том, где находятся худшие трассы в стране и сколько тратят денег на новые дороги в Казахстане в интервью корреспонденту Bnews.kz рассказал председатель правления АО «Национальная компания «Казавтожол» Улан Алипов.

В беседе Улан Токтарбаевич отметил, что обслуживание дорог — нелегкий труд, так как на некоторых участках нужна круглосуточная работа спецтехники и людей.

— Как в Казахстане ухаживают за дорогами?

— Дороги — это артерии страны. Мы должны, в первую очередь, обеспечивать безопасный и бесперебойный проезд по дорогам. Есть летний уход и зимнее содержание.

В Казахстане 24,4 тысяч километров дорог, шесть международных коридоров, на этих участках дорожники работают круглосуточно. Зимой особенно сложно в северных регионах, потому что бывают бураны, и снежные заносы. В летний период — это расчистка, разметка знаков, для безопасного проезда.

Чем дорога свежее, тем выше должен быть уход, это как автомобиль люкс-класса — обслуживание дороже обходится, плюс на автобан первой категории уходит больше внимания, больше денег.

— Чем отличается уход за городскими дорогами, от ухода за республиканскими трассами?

— Для зимних периодов есть особые нормативы, где оговаривается, где и когда проходит очистка снега. В отличие от городских дорог, республиканские трассы чистят после выпадения снега, а не во время снегопада.

— Какие есть ноу-хау в других странах, которые можно применить в Казахстане для упрощения процесса ухода за дорогами?

— Есть разные методики очистки. В прошлом году я ездил в Финляндию знакомиться с опытом содержания дорог. Там дороги вообще не чистят, мы там ездили по снегу. Мэр города сказал нам: «Зачем тратить столько денег на дороги, когда мы эти деньги можем использовать на другие социальные нужды?». В Финляндии зимой ездят по накату, это когда по дороге снег уплотняется и сцепляется с дорогой. Финское законодательство предусматривает использование зимой 100% шипованной авторезины, в том числе и для грузовых автомобилей и автобусов. У них такой подход, а у нас весь народ кричит, когда снег своевременно не вывозят. Ведь вывоз снега стоит больших денег, если посмотреть на столицу, то миллиардами тратятся деньги. Надо чуть-чуть поменять подход, научиться у более развитых стран экономить деньги.

— Какие главные проблемы на дорогах встречаются в Казахстане?

— В летний период самая большая проблема на дорогах — это мусор. У нас рабочие с утра и до вечера собирают этот мусор. Поэтому если будут призывы выкидывать мусор в урны, которые установлены возле каждой остановки — будет просто прекрасно. У нас люди очень часто выбрасывают мусор в пакетах прямо из окон машин. Из-за этого и ряда других факторов приходится каждый день убирать дорогу.

— Насколько правильно класть асфальт в дни, когда выпадают осадки?

— По нормативу, когда идут осадки, запрещается класть асфальт, но в летнее время бывают неожиданные осадки. Асфальтобетон — это такой дорогой материал, его на заводе готовят, транспортируют при температуре 150 градусов и при этой же температуре его нужно уложить. И вот, завод выпустил, материал привезли, температура соответствует и ...тут пошел дождь, что тогда с этим делать? Его выкинуть — огромных денег стоит. Однако, если соблюдать технологию, то ничего страшного не произойдет, можно и в этих условиях просушить полотно и сделать асфальт, главное, чтобы температура асфальта соответствовала требованиям дорожных СНиПов.

Я замечаю, что когда асфальт кладут в холодную (осеннюю, весеннюю) погоду, то он качественнее ложится. 

— Как борются с гололедом зимой?

— Есть разные способы борьбы с гололедом — посыпание хлоридом натрия (солью), жидким реагентом. Жидкий реагент не совсем подходит для нашего климата, так как он действует до -10 градусов, соль же схватывается с покрытием и спасает дороги от гололеда.

— Каков, в среднем, срок жизни дороги?

— Если основание дороги крепкое, хорошо держится, то она прослужит 15 лет.

— Сколько километров дорог прошло реконструкцию 2018 году? На каких трассах сейчас проводятся ремонтные работы?

— В 2018 году 473 километра дорог прошло реконструкцию, в текущем году мы планируем ввести в эксплуатацию до 600 километров дорог после реконструкции. На сегодняшний день, в целом, на реконструкции находятся 4,5 тысячи километров дорог республиканского значения, это самый рекордный объем. Это дороги в восточном направлении от Нур-Султана к Усть-Каменогорску — там практически уже завершено ремонтное строительство, а также от Нур-Султана до Алматы (южное направление, через Караганду) — там практически завершены строительные работы от Нур-Султана до Караганды, на оставшемся протяжении до Алматы работы продолжаются. Стоит также отметить, что раньше трасса Нур-Султан - Алматы проходила через Узынагаш, сейчас дорога в Алматы будет идти через Капшагай, маршрут немного поменялся и, в дальнейшем, через 3-4 года, после очередной плановой реконструкции, это уже будет четырехполосная трасса.

В настоящее время также ведутся работы по реконструкции трассы протяженностью 763 км по направлению от города Талдыкорган до Усть-Каменогорска.

— В каких регионах страны самые плохие дороги?

— Все 24,5 тысяч километров создавались во время целины, в 90-х был развал экономики, дорогами толком никто не занимался. Только в 2001 году, когда Нурсултан Назарбаев объявил «Год дорог», стали уделять внимание дорогам, с тех пор дорожная инфраструктура потихоньку восстанавливается. В своем недавнем выступлении Елбасы затронул эту тему, и отметил, что половина дорог в стране уже отремонтирована.

Самые плохие дороги в районе Жезказгана, Аркалыка, потому что туда мы еще не дошли. Участок от Талдыкоргана до Усть-Каменногорска тоже плохой, там идут полным ходом ремонтные работы. Есть и участки, пока не охваченные ремонтом — это Павлодар, Кызылорда, Петропавловск.

— Что больше всего влияет на износ дорог?

— В большей мере, это вес автомобилей, сейчас мы боремся совместно с Комитетом транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК со сверхнормативным весом грузовых фур. Недавно были внесены изменения в законодательство о том, что теперь нет разрешения на перегруз. Раньше, если фура была перегружена, то можно было оплатить проезд и передвигаться на ней, сейчас же, если это сыпучий груз (песок) — проезд запрещен. Однако есть исключения, в случае, если груз неделим (деталь завода) тогда проехать можно по дорогам общего пользования.

— Сколько в целом денег требуется на ремонт, реконструкцию дорог Казахстана?

— Чтобы восстановить локальную сеть дорог требуется порядка двух триллионов тенге.

— Через сколько лет все дороги будут в хорошем состоянии?

— Около 10 лет нужно на это, если своевременно будут выделяться деньги, а также сам ремонт дорог, включая строительство новых трасс не будет прерываться.


Похожие новости