Культурный код нации как вызов современным угрозам общества

25 Апреля, 2017, 21:08 9725
Культурный код нации как вызов современным угрозам общества  | Модернизация 3.0 | BNews.kz

В Алматы аналитическая группа «Кипр» провела экспертное обсуждение «Национальное сознание в XXI веке. Модернизация сознания: культурный код нации». Аналитики озвучили свои предположения, в чем состоит культурный код нации, отмеченный в статье Главы государства, каковы основные инструменты для его продвижения на практике и как он может помочь в борьбе с современными угрозами, передает корреспондент BNews.kz.

Как отмечал Нурсултан Назарбаев в своей статье, «первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».

По мнению Елбасы, основой культурно-генетического кода является особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям. Именно это любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. Эту тему затронули участники круглого стола. В обсуждении приняли участие известные политологи, искусствоведы, философы, журналисты и другие эксперты Алматы. 

Феномен культурного кода нации

Прежде чем приступить к открытой дискуссии, приглашенные эксперты постарались ответить, пожалуй, на один из  важных  и ключевых вопросов: что же представляет из  себя культурный код нации и каковы его основные составляющие. По мнению секретаря партии «Нур Отан» Фархада Куанганова, необходимость фундаментальной работы с политическим сознанием, а именно внедрение культурного кода нации, обусловлена вызовами, которые стоят перед страной в эпоху глобализации.


«Как показывает практика, не все государства справляются с современными вызовами и могут обеспечить гражданам адаптацию и мотивацию работы в новых условиях. В нашем обществе всегда уделялось внимание основным составлявшим духовности, национальной идее патриотизма. Сегодня вопрос модернизации общественного сознания имеет важное практическое значение для решения текущих проблем», - отметил эксперт.

Важным  в модернизации, по его мнению, является сохранение собственного национального кода.

«Понятие национального кода используется как основополагающее и базовое. Вместе с тем, часто задают вопросы: а что же есть национальный код? На наш взгляд, идентичность человека в традиционном  казахском обществе во все времена, его нравственные основы мировоззрения определялись такими ключевыми понятиями, как жеті ата – почитание предков, уважение к старшим, язык и культура, родная земля и т.д. Эти кодовые понятия и формировали характер казаха, как гены формируют облик человека, его отношение к миру», - выразил свою точку зрения Фархад Куанганов.

Такого же мнения придерживается и директор  Центра политического анализа и стратегических  исследований партии «Нұр Отан» Юлия Кучинская.

Видео: Руслан Канабеков

«Учитывая те угрозы, которые нависли над современным обществом, существует необходимость, чтобы у народа Казахстана был свой твердый стержень в своей культуре, своем мировоззрении и национальном самосознании. Поэтому формирование национального культурного кода очень важно. Его элементы кроются в языке народа, который передает культуру, традиции из поколения в поколение, это почитание и уважение к истории, предкам, родной земле. Очень важно, чтобы эти ценности  очень прочно  присутствовали в каждом гражданине», - отметила Юлия Кучинская.

Применение на практике

Одна из основных задач обсуждения -  практические применение реализации культурного кода нации, который, по мнению искусствоведа Земфиры Ержан, прежде всего, является диалогом с собственным самосознанием.

«Модернизация общественного сознания – практически одна из первых масштабных инициатив периода независимости, которая формулирует основные стратегические направления культурной политики государства, обозначает роль гуманитарного знания», - считает искусствовед.  

Спикер  предложила  начать практическую реализацию целей  новой культурной политики с принципа трех шагов.

«Во-первых, необходимо признать культуру основой социального прогресса, во-вторых, признать  важную социальную роль гуманитариев и довериться их  профессионализму и опыту, то есть расширить представления о культурном процессе как исключительной области компетенций чиновничье-бюрократического аппарата. Восстановление, наполнение и использование национального кода – залог объединения многонационального народа Казахстана на основе приоритета развития конкурентоспособной личности, следования руслу многовековой национальной традиции, создания оригинального национального бренда, ноу-хау и открытости сознания», - сказала Земфира Ержан.

Необходимо ли опираться на опыт других стран?

Одним  из ключевых моментов, по мнению архитектора Бека Ибраева, является вопрос перенимания опыта у других стран, потому что этот процесс ранее происходил  во многих государствах. 

«Япония где-то в 60-х годах, когда они более или менее поднялись после войны, начали выяснять, как вырваться на мировой уровень. Наша задача точно такая же. Давайте посмотрим, что сделали они? Они пришли к выводу, что японский рабочий точно такой же человек, как американец, немец, англичанин и француз: по уровню интеллекта, по развитию, по интересам и так далее. Необходимо было  сделать так, чтобы он был выше по всем показателям. После определенных экспериментов, они пришли к выводу, что начинать подобные процессы нужно со школы – там поменяли кардинально программу. Вместо математики и арифметики, ввели проектирование, курсы интуиции, медитации, истории для гуманитарно-интуитивного развития ребенка, потому что интуитивный человек стоит выше, чем логик», - сказал Бек Ибраев.

Именно такой подход помог выработать совершено новый тип человека, который уже в последующем передавал собственные знания молодому поколению и применял их на практике. По мнению Ибраева, это позволило Японии выйти на мировой уровень и поднять собственную инфраструктуру и культуру страны.  

Культурный код как «противоядие» от экстремизма

Другим аспектом проявления культурного кода, по мнению Фархада Куанганова, является противодействие с терроризмом. Соотнесение проблем религиозного экстремизма и национального кода эксперт объяснил прямого влиянием первого на развитие второго.

«Все экстремистские течения, которые есть, первой задачей ставят разрушение национального кода. Я думаю, что  противоядием  в этих тревожных процессах, которые имеют место быть, станет обращение к национальному коду. Мы можем провести параллели к историческому прошлому, когда подобные вбросы и идеологическое противостояние было и раньше, но тем не менее, традиционному обществу удалось выстоять. Пример, когда духовный наставник запрещает хоронить родную мать, ссылаясь на то, что она не является истинно верующей. У нас налицо конфликт между экстремистскими идеологиями и традиционными ценностями и бороться или, по крайней мере, вести профилактику распространения этих течений, мы можем через воспитание традиционного национального кода», - отметил спикер.

В целом, участники круглого стола считают, что программная статья президента станет основой для оперативной работы государственных органов, их стратегий и планов по реализации. Вместе с тем работа с культурным кодом нации – понятием сложным, междисциплинарным, культурно-философским - требует такого же комплексного подхода. То есть возвращает к вопросам необходимости повышения качества национального образования, престижа и реальных условий работы для людей науки, развития философии и в целом гуманитарного знания.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости