Модернизация 3.0 - шанс для страны не отстать от Четвертой индустриализации

31 Января, 2017, 17:21 1286
Модернизация 3.0 - шанс  для страны не отстать от Четвертой индустриализации | Модернизация 3.0 | BNews.kz

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Мурат Абенов высказал свое мнение по модернизации 3.0, о которой шла речь в очередном  Послании Президента  народу Казахстана, опубликованном сегодня в СМИ, передает BNews.kz.

Новые глобальные вызовы требуют от каждой страны совершенно нового подхода к пониманию конкуренции. Не догонять, а постараться действовать на опережение, быть гибкими и уметь переучиваться. В общемировой конкуренции государству и бизнесу надо действовать только сообща - быть едиными и мобильными.

Какие этапы модернизаций прошел Казахстан?

Первая модернизация в начале 90-х годов сразу после приобретения независимости шла по принципу: «сначала политика, потом экономика» - разрыв экономических связей старой системы нас не пугал, все силы были брошены на строительство новой политической основы государства. Экономика была отдана в частные руки и развивалась хаотично. Главное выжить, и состоятся как государство  - потом разберемся. Выжили, без войн и междоусобиц. Но откатились в ряд стран третьего мира.

Вторая модернизация: «экономика - потом политика» - преодолевала бедность через развитие экономики. Благодаря концентрации ресурсов удалось сохранить от растаскивания и крушения базовые отрасли. Экономика, прежде всего, должна была решать социальные проблемы, создавать рабочие места, обеспечивать хотя бы минимальные потребности граждан. Нельзя сильно рисковать и вкладывать в непроверенные новые технологии, недопустимо из-за желания внедрять автоматизацию сокращать рабочие места. Программа индустриализации это, по сути, цель «догнать» или «не отстать».

Третья модернизация заявлена уже по новому: «реформы должны идти одновременно и в экономике, и в политике». 

Этого требуют внешние вызовы. Ни одна отрасль не может сейчас «почивать на лаврах», ни одна страна не может сейчас быть уверенной в своем лидерстве без гибкости умению меняться в зависимости от потребностей рынка. В развитых странах мира уже начинает свершаться Четвертая промышленная революция, более известная как «Индустрия 4.0».  Кстати инициирована она совместно бизнесменами, политиками и учеными, которые определили ее как единственное средство повышения конкурентоспособности промышленности через усиленную интеграцию «киберфизических систем».

Индустрия 4.0 - это интеграция подключенных к Интернету станков и творческого потенциала людей. Это сеть машин, которые будут не только производить высококачественные товары на автоматических линиях, но и смогут автономно изменять ассортимент и характеристики продукции в соответствии с потребностью каждого потребителя. Только такие системы могут в будущем оставаться высокоэффективными и конкурентными.

Товары или технологии будут производиться индивидуально для каждого напрямую, и потребителю уже не придется выбирать из нескольких заранее определенных характеристик.

Кардинальные изменения коснуться самого определение человеческого труда. Ведь машины могут и без людей выполнять повторяющиеся, рутинные задачи в производстве с гораздо большей эффективностью, эти функции будут по большей части автоматизированы. А высвободившиеся кадры должны будут переучиться работать более творчески, не хочешь остаться без работы - переучивайся. Ведь управлять умным заводом можно будет через Интернет, и если в каком либо регионе не найдется специалиста, легче его нанять на расстоянии, чем рисковать передать управление в ненадежные руки.

Но надо понимать, что Четвертая промышленная революция создает риски для стран, не прошедших модернизацию. Крупные производства, ранее вывезенные на аутсорсинг в страны с дешевыми рабочими руками, уже начинают возвращаться в страны, где изначально создавали инновационную продукцию. Корпорации, не сумевшие создать производства, использующие технологии и концепцию Индустрии 4.0 потеряют сбыт продукции. Надо успеть интегрироваться, встроиться, искать свое место.

Страны, ориентированные на сырье, тоже попадают в зону риска, так как умные автоматизированные заводы, интегрированные через интернет в промышленные инфраструктуры, будут способствовать  снижению затрат энергии и расходных материалов. Производить продукцию «на склад»  или закупать сырье впрок уже будет не выгодно. А значит, спрос на сырье может снижаться.

Поэтому внешние вызовы требуют от нас проведение реформ в экономике и политике одновременно. Корпоративные границы уже не спасут, ведь устаревшая инфраструктура будет приводить к неконтролируемым сбоям.

Третья модернизация - это наш шанс не отстать от Четвертой индустриализации.

Нужна тесная интеграция государственных и общественных институтов и честного бизнеса, умеющих подстраиваться под ситуацию, владеющих цифровыми технологиями, создающими условия для формирования человеческого капитала. 

Во время Астанинского экономического форума СМИ задали вопрос профессору Массачусетского Технологического Института, автору бестселлера «Why Nations Fail» Дарону Аджемоглу о том, что важнее ресурсы, месторасположение  страны или другие факторы. На что он ответил: «География, конечно же, немаловажна. Например, в Казахстане есть нефть и природные ресурсы. Однако, если мы говорим о долгосрочном благосостоянии страны, то речь действительно пойдет лишь об институтах. Моя мысль довольно проста. Мы живем в мире, где есть безграничные возможности создавать продукты, услуги, инновации. Но предоставить эту широту возможностей и стимул населению способно только общество. Но общество, в котором эти возможности есть лишь у малой части населения, равнозначно забегу с привязанным к спине тяжелым грузом».

Поэтому нам нужно менять модель роста - создавать институты, которые, в свою очередь, будут создавать инклюзивные условия для граждан и бизнеса.

Какие вызовы ждут Казахстан и какие меры предусмотрены модернизацией 3.0?

Автоматизация процессов производства приводит к высвобождению трудовых ресурсов. Нужно обеспечить поддержку процессов мобильности рабочей силы из трудоизбыточных регионов, а также из сел в города. Не допустить массового оттока человеческого капитала за рубеж, способствовать улучшение привлекательности страны для высококлассных зарубежных специалистов.

Государству необходимо заниматься переучиванием специалистов с уклоном формирования навыков творческого труда и инновационной деятельности. Нужно давать новые ценностные ориентиры - умения меняться, знать свои сильные конкурентные способности  и их развивать, не перекладывать ответственность на других, уметь идти на риск, искать новые знания, быть ответственным за себя и за свое будущее. Разъясняя, что только это поможет сохранить и приумножить благосостояние самих граждан.

Сокращение спроса на сырье приведет к уменьшению доходов добывающих отраслей. Нужно будет в массовом порядке развивать предпринимательство. Успешно конкурировать на глобализирующихся рынках могут только наукоемкие производства с высокой производительностью труда, интегрированные глобальные информационные системы и платформы, уметь общаться на языке тех, кто создает стандарты. Нужно привлекать инновационно мыслящие кадры, функционально грамотных специалистов, знающих западные стандарты, умеющих их внедрять и применять на производстве.

Государство должно уступить свое место в бизнес-проектах частному капиталу. Заняться снижением барьеров, брать на себя риски, в том числе по внедрению новых технологий. Переориентироваться на продвижение наших товаров и услуг на зарубежные рынки, привлечение новых инвестиций.

Автоматизация всех процессов управления и производства по единым стандартам. Государство и бизнес единая интегрированная система, с партнерскими взаимоотношениями. Повышается ответственность бизнес- сообщества и НПП «Атамекен», разработка важнейших документов и программ напрямую поручена Национальной палате предпринимателей. Это, наверное, первое Послание Президента РК, где часто упоминается этот институт, объединяющий интересы и позиции предпринимателей. Бизнес должен показать свою зрелость и не руководствоваться только частными интересами.

Политические институты, встроенные в общий процесс модернизации, обеспечивают своевременное принятие управленческих решений, умеющих проявлять гибкость и инклюзивный подход. Каждый уровень власти и каждый регион должны сами брать на себя ответственность в зависимости от ситуации. Развивать институты местного самоуправления, ориентированных на поддержку предпринимательства, с передачей им полномочий и финансовых средств для исполнения функций. Создание инклюзивных политических институтов, помогут учитывать инклюзивные потребности отраслей экономики и предприятий, создавать дифференцированные условия для развития индивидуальных качеств граждан в зависимости от их способностей и интересов. Это позволит обеспечить всем равный доступ к ресурсам для развития.

Общество должно понять свою роль в модернизации и более эффективно использовать взросшее влияние общественного мнения. Предстоит серьезная трансформация сознания. Государство передает часть функций общественным и частным институтам, но готовы  ли граждане использовать эти полномочия. Сможет ли оно выступить единым ядром, консолидироваться, объединить свой потенциал на наиболее важных направлениях? Основная проблема - обладают ли ее граждане нужными компетенциями?  Сформировано ли гражданское самосознание? Без трансформации сознания людей и общества невозможно провести модернизацию 3.0

Послание Президента охватило все эти реформы. Они необходимы. Ведь третья модернизация - это модернизация трех основных институтов:

- изменение процессов - модернизация государственных институтов;

- изменение технологий - модернизация экономики и бизнес-структур;

- изменение сознания людей - модернизация общества.

Поэтому обществу, государству и бизнесу нужно объединить усилия и держаться вместе для противостояния глобальным вызовам.

 

 

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости