В Послании Президента четко выражен поиск казахстанской идентичности – профессор КарГУ

31 Января, 2017, 23:20 771
В Послании Президента четко выражен поиск казахстанской идентичности – профессор КарГУ | Модернизация 3.0 | BNews.kz

Доктор философских наук, профессор Карагандинского государственного университета им.Е.А Букетова Байжол Карипбеков поделился с корреспондентом BNews.kz cвоим впечатлением от Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.

По мнению Б.Карипбекова, главное впечатление, которое оставляет Послание Президента, связано с тем, что в первую очередь, изменен формат изложения.

- Текст очень динамичный, лаконичный, и очень адресный. И в этом смысле меня заинтересовало послание с трех позиций. Во-первых, просто как жителя Казахстана, потому что сегодня весь мир, находясь в координатах этого кризиса, находится помимо этого или по поводу этого или из-за этого в поисках собственной идентичности. И я считаю, что поиск казахстанской идентичности очень четко выражен именно в этом послании. Вот эта третья волна модернизации, на мой взгляд, это и есть как раз матрица казахстанской идентичности.

Н.Назарбаев четко раскладывает основные приоритеты казахстанской экономики, но это послание, оно не просто связано с модернизацией технологического фактора, экономического, совершенствования финансового сектора. А в том, что все это является главным основанием, главной предисторией формирования нового, казахстанского общества. И второй момент, который меня интересует как человека, который читал это послание - с точки зрения работника образования.

Мне очень нравится и очень близка идея формирования у молодого человека критического мышления. То есть эти слова Назарбаева очень четко перекликаются с мыслью античного философа, который сказал, что студент - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, студент- это факел, который надо зажечь.

И вот это формирование способности к критической рефлексии, умение мыслить не просто информацией, а мыслить образами, абстрактными формами, сложными формами - вот это мне, кажется, главное в образовании. Потому что общеизвестно, что те, кто сегодня сидит в студенческих аудиториях, это по существу те, кто завтра будет авторами и субъектами этих обозначенных приоритетов. И мне кажется, это очень важная составляющая компонента, которая гармонично представляет собой соотношение технологических, инновационных , экономических и финансовых координат, всем гуманитарным насыщениям, которое дает сегодняшнее высшее образование.

И еще вопрос, который связан с угрозами и рисками. Очень важно, что Нурсултан Абишевич,выделяя какие –то основные приоритеты, всегда возвращается к теме угроз населению. Теме, связанной с терроризмом и экстремизмом. И вот эта четкая установка, конкретные программы, положения, связанные с интернетом, связанные с формированием терпимости и толерантности, связанные с религиозным просвещением, это очень важные компоненты, которые, как мне кажется, дают большую пищу для размышления. И в этом смысле гуманитарные структуры общества, в частности Министерство образование и науки - это та сила, тот формат, тот институт, который может через инновационное воспитание молодых людей, через мотивацию к идеологическим вершинам создать нового субъекта новой казахстанской идентичности. 

Эти три положения, на мой взгляд, демонстрируют ту презентацию, которая прозвучала в этом послании.

Для молодежи сегодня делается очень много, создаются новые места, создается новая база для финансирования малого и среднего бизнеса. Сегодняшние выпускники, они уже сейчас могут быть авторами собственного будущего, формировать свои бизнес-портфели, формировать свои технологические и гуманитарные инновации, то есть им открыт доступ к основным рычагам экономики. И вот это очень важное приоритетное состояние. И понятно, что когда мы говорим о критическом мышлении у молодых ребят, у студентов, это значит, что необходимо и реформирование системы высшего образования. То есть нужно найти такую модель, в которой бы сочетались наработки казахстанской традиционной модели образования с теми Болонскими положениями, которые позволяют нашей системе на равных конкурировать с образовательными системами зарубежных стран.

И здесь, понимаете, ждать программы для каждого – невозможно, но каждый должен найти свое место в этих программных документах, потому что я как гражданин - вижу себя там, я как преподаватель – вижу себя там, я как человек, который рассчитывает на будущее – вижу себя там. И вот эта адресность, чтобы каждый казахстанец воспринимал это послание, как обращение к себе, к собственной жизненной стратегии. Мне кажется, вот это важно. И каждый будет создавать свою, третью волну модернизации, и вот это будет такой симбиоз, который очень важен.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости