Для чего страны увеличивают число грантов иностранным студентам, рассказал эксперт

20 Августа, 2018, 14:10 1805
Для чего страны увеличивают число грантов иностранным студентам, рассказал эксперт | Послание Президента | BNews.kz

Интернационализация высшего образования даёт максимальную экономическую выгоду в небольшие сроки, укрепляя геополитические позиции страны.

В настоящее время система высшего образования во всём мире претерпевает существенные изменения. Управляющий директор Международного научного комплекса "Астана" Серик Ирсалиев рассказал корреспонденту BNews.kz о новых мировых трендах и их влиянии на высшие учебные заведения.

Эксперт выделил четыре глобальных тренда, набирающих обороты в системе высшего образования:

Тренд первый – массификация высшего образования и рост доли населения с третичным образованием.

"В мире увеличивается охват высшим образованием, особенно в странах с быстро развивающейся экономикой. Так, за последние 45 лет количество студентов в мире повысилось в 15 раз и сегодня в вузах обучаются более полумиллиарда молодых людей", – отмечает Серик Ирсалиев.

И это неслучайно, потому что производительность труда прямо пропорциональна количеству людей с высшим образованием в стране. Так, доля работающего населения с высшим образованием в развитых странах составляет 30-50%, а производительность труда на каждого работника достигает 40-60 тысяч долларов, в то время как в развивающихся странах доля работающего населения с высшим образованием составляет 20-30%, а производительность труда - 20-30 тысяч долларов соответственно.

"За последние годы доля работающего населения с высшим образованием в Казахстане существенно возросла и достигла 30%. Однако нам есть, куда стремиться. Например в Сингапуре 50% работников имеют высшее образование", – сказал Ирсалиев.

Тренд второй – интернационализация в высшем образовании.

"Привлекательность системы высшего образования доказывается хорошим уровнем интернационализации. Количество иностранных студентов в мире за 41 год увеличилось в 8,3 раза и достигло почти 5 млн. По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году число иностранных студентов достигнет 7 млн", – сообщил Серик Ирсалиев.

Так, наибольший показатель по численности иностранных студентов в 2017 году продемонстрировали США – более миллиона иностранных студентов обучаются в вузах США, что составляет 24% от их общего числа в мире, Великобритания – 11% и Китай – 10%.

"В Казахстане за 15 лет количество иностранных студентов выросло в 1,7 раза. Большая часть иностранных студентов обучаются по медицинским специальностям, а также на основе межправительственных соглашений", – отметил эксперт.

По мнению Серика Ирсалиева, интернационализация высшего образования даёт максимальную экономическую выгоду в небольшие сроки, укрепляя геополитические позиции страны. К примеру, за 2013-2014 учебный год Франция заработала в 1,5 раза больше, чем выделила для привлечения иностранных студентов: на стипендии и субсидии было потрачено 3,5 млрд долларов, а на проживание, проезд и путешествия иностранными студентами потрачено порядка 5,4 млрд долларов. В 2014-15 годах иностранные студенты заплатили около 4,8 млрд долларов за обучение в вузах Великобритании, потратили ещё 5,4 млрд на различные товары и услуги, поддержав 207 тысяч рабочих мест.

Этот тренд обусловлен и глобальной борьбой за таланты. Есть экспертные мнения о том, что в скором времени военное, физическое уничтожение страны-противника потеряет смысл. Для победы над врагом достаточно будет переманить его таланты и противник станет беспомощным и безопасным. Может быть поэтому большинство развитых стран мира ставит своей целью привлечение как можно большего количества иностранных студентов. Германия превзошла свою долгосрочную цель привлечения 350 тысяч иностранных студентов к 2020 году на три года раньше запланированного срока (2016 год - 358 895 иностранных студентов).

К 2020 году Китай планирует стать самым привлекательным в Азии местом для иностранных студентов – в вузах КНР должно обучаться 500 тысяч иностранных студентов. Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию в мае 2017 года утвердил задачу увеличить количество иностранных очных студентов в вузах РФ в три раза: с 220 тысяч человек в 2017 году до 710 тысяч в 2025 году.

В Турции 115 тысяч иностранных студентов. Цель – 350 тысяч и войти в пятёрку стран лидеров по числу иностранных студентов.

Тренд третий – цифровая платформа и новые технологии.

Эксперт отметил, что цифровая платформа и новые технологии кардинально изменили процесс обучения. Цеховая или милитаризированная схема, когда все в одной аудитории в одно время получают одни и те же знания, безнадёжно устарела, хотя продолжает доминировать.

"Сегодня любой человек может получить практически любые знания в любом месте и в любое время на цифровой платформе. В мире доминируют процессы создания единицы ценности с привлечением значительно меньших затрат благодаря минимальной стоимости цифровых технологий, которая стремится к нулю", – отмечает Ирсалиев.

Также Серик Ирсалиев подчеркнул масштаб и скорость развития цифровых технологий в высшем образовании: "В период с 1998 до 2008 года число студентов, обучающихся дистанционно, возросло в 1,5 раза. Онлайн образовательная платформа Coursera всего за пять лет охватила 25 млн обучающихся, 149 лучших университетов-партнёров, более 2000 курсов, а Edx имеет более 10 млн клиентов, 109 университетов-партнёров и более 1300 курсов. В 2015 году 91% абитуриентов США поступили в вузы посредством рекрутинга в социальных сетях (2014 год — 59%).

Некоторые эксперты высказывают мысль о том, что в недалёком будущем дорогие университетские здания и сами дипломы потеряют свою значимость, поскольку студент сможет получать образование в любом месте и в любое время.

Тренд четвертый – стремительная трансформация миссии вузов от источников знаний и исследований в центры инноваций и технологического прогресса.

Серик Ирсалиев, ссылаясь на мнение Йохана Г.Виссема, выделяет три поколения университетов: средневековые университеты, которые только обучали; Гумбольдтская модель, при которой обучали и исследовали; университеты нового поколения, которые обучают, исследуют, коммерциализируют инновации и созданные знания.

Эксперт отмечает семь фундаментальных характеристик университетов третьего поколения: их цель – извлечение выгоды из своих ноу-хау; конкуренция на мировом уровне за студентов, профессорско-преподавательский состав, контракты; сетевое сотрудничество в "карусели ноу-хау"; междисциплинарные исследования: концепция "единения и креативности"; мультикультурность, космополитизм и независимость от госрегулирования.

"В Казахстане возникла объективная необходимость усилить концентрацию качественных образовательных программ, в первую очередь, магистерских и докторских, особенно в Астане. В перспективе в студенческом населении столицы должны преобладать магистры и докторанты. В этой связи поручение главы государства по превращению Астаны в образовательный и интеллектуальный центр приобретает первостепенную значимость", – сказал Серик Ирсалиев.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости