Закон о предпринимательской деятельности: что сделано для улучшения условий ведения бизнеса

20 Августа, 2018, 12:30 1809
Закон о предпринимательской деятельности: что сделано для улучшения условий ведения бизнеса | Послание Президента | BNews.kz

Во исполнение поручения Главы государства по дерегулированию бизнеса, данного в Послании народу Казахстана 31 января текущего года, Правительством выработаны системные меры, направленные на снижение административного давления на бизнес и кардинальное улучшение условий для предпринимательской деятельности.

В стране проведена масштабная ревизия контрольно-надзорной сферы, разрешительной системы, информационных инструментов, а также всего законодательства на предмет выявления и сокращения административных барьеров, издержек бизнеса и норм, препятствующих конкуренции. Всё это реализуется в рамках законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности". Что проделано в этих целях и какие ещё работы предстоит осуществить, рассказал вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин, передаёт корреспондент BNews.kz.

Отметим, всего законом внесено порядка 1000 поправок в 14 кодексов и 109 законов.

Как подчеркнул Серик Жумангарин, закон направлен на реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности, совершенствование регулирования информационных инструментов и механизма анализа регуляторного воздействия, реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором, а также исключение норм, препятствующих конкуренции.

Кроме того, закон предусматривает меры по фронтальному снижению издержек бизнеса и улучшению позиции Казахстана в рейтинге "Doing Business".

"В результате принятия Закона концептуально изменилась система государственного контроля и надзора. Внедрён институт профилактического контроля. Его отличием от действующей системы проверок является профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства. Основными задачами профилактического контроля является выявление причин и условий противоправного поведения субъекта контроля, разъяснение правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения подконтрольного субъекта", - рассказал вице-министр МНЭ.

В свою очередь, внедрённый Законом профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля будет осуществляться на основе оценки рисков, с регистрацией в органах прокуратуры, уведомлением субъекта проверки. По итогам такого контроля, по словам Серика Жумангарина, выдаётся предписание об устранении нарушений. 

"При этом в случаях выявления грубых нарушений по результатам профилактического контроля и надзора с посещением, за государственным органом сохранено право проведения повторной, уже внеплановой, проверки, в целях перепроверки устранения выявленного в ходе профилактического контроля нарушений. Существенно снижена контрольно-надзорная нагрузка на бизнес, так как оптимизированы 20 сфер контроля из 114, сокращены контрольные функции почти на 30 %. Это все функции, которые дублировались между собой и те функции, которые при проведенном анализе признаны неэффективными", - пояснил спикер.

Кроме того, как отметил Серик Жумангарин, сегодня одной из значительной нагрузки на бизнес является срок проведения проверок, поскольку сегодня проверяющий проводит значительное время у предпринимателя с проверкой.

"Поэтому законом сокращены сроки проведения проверок по особому порядку с 30 до 15 рабочих дней, а внеплановых проверок – с 30 до 10 рабочих дней. Также, ограничены возможности неоднократного продления срока проведения проверок, так как ранее его можно было неоднократно продлевать, приостанавливать и возобновлять. Таким образом, данные сроки проведения проверок по особому порядку можно будет продлить не более одного раза и до 15 рабочих дней, а внеплановых проверок до 10 рабочих дней", - отметил вице-министр.

Стоит добавить, что законом предусмотрено законодательное закрепление перечня информационных инструментов, пересмотр их определения и видов, а также сокращение их количества и оптимизация в целом.

"Планируется сократить количество информационных инструментов на 30 %, что существенно уменьшит издержки бизнеса, связанные со сдачей различного вида отчётностей. В последующем планируем проработать возможность автоматизации процессов их предоставления. Сегодня физические и юридические лица для осуществления своей деятельности вынуждены получать различные услуги от субъектов естественных монополий и квазигосударственного сектора, которые законодательно не урегулированы и на практике они оказываются в порядке и на условиях, определяемых самими субъектами и зачастую на платной основе. Поэтому законом впервые законодательно урегулирован вопрос оказания таких услуг", - сообщил Жумангарин.

Поэтому, как подчеркнул вице-министр, для четкой регламентации таких услуг законом предусматривается утверждение Правительством перечня таких услуг, а министерством национальной экономики – порядка их оказания. Данная мера обеспечит защиту прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора.

"Для качественной оценки издержек и выгод от вводимого государством регулирования приняты законодательные изменения по расширению действия института АРВ, а именно: распространение процедуры АРВ на все решения местного уровня, а также ведомств центрального государственного органа (сегодня охвачены только решения маслихатов); усиление оценки действующих способов воздействия на поведение бизнеса, посредством признания неэффективным регуляторного инструмента в порядке его пересмотра; регламентация изъятий определённых сфер из предмета АРВ", - перечислил вице-министр национальной экономики.

Указанные меры, по словам разработчиков закона, позволят обеспечить участие бизнеса в регулировании предпринимательской деятельности и защиту их интересов на региональном уровне.

"Законом предусмотрены точечные меры по фронтальному снижению издержек бизнеса и устранению норм, препятствующих конкуренции.

Данный блок поправок содержит поправки, направленные на сокращение непроизводственных затрат предпринимателя в различных сферах, включая техническое, экологическое, антимонопольное регулирование, земельные отношения, естественные монополии", - добавил Жумангарин.

В законе содержится ряд поправок и для создания благоприятных условий для развития здоровой конкуренции без рисков нанесения ущерба интересам общества и обеспечению национальной безопасности.

Для выявления издержек, которые несет на сегодня предприниматель, проведена большая экспертно-аналитическая работа и опрос Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" в регионах.

"Одним из ярких примеров является исключение различных дискреционных полномочий Правительства. До принятия Закона Правительство по личному усмотрению определяло регистратора зерновых расписок и экспертную организацию в хлопковой отрасли, организацию, предоставляющую специальный курс о технике безопасности при охоте, а также обеспечивающую карантин растений путём проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции методом газовой дезинсекции (фумигационные отряды)", - объяснил Серик Жумангарин.

Отметим, что в целях сокращения операционных издержек бизнеса и продолжения реформ по исключению требования печати введен запрет государственным органам и финансовым организациям на требование печати на документах субъектов частного предпринимательства.

Помимо этого следует отметить, что до принятия закона правовая основа для подачи документов в суд в электронном формате уже была закреплена и, более того, весь судебный процесс был оснащён необходимыми средствами аудио и видеозаписи. Однако не был нормативно закреплен порядок применения таких технических средств.

"Продолжена реформа по совершенствованию принципа "одного окна" в части проведения экологической экспертизы проектов в составе комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства. Регламентирован порядок профилактического контроля и надзора с посещением объекта строительства. Введено положение единого архитектурного стиля для городов, а также в целях исключения излишних согласований в местных исполнительных органах эскизных проектов, генеральных планов объектов при выдаче технических условий введен порядок разработки проектов детальной планировки. В случае наличия у заказчика соответствующего права на землю местным исполнительным органам запрещено требование дополнительного решения ", - проинформировал вице-министр.

Это коротко о проведённых реформах по улучшению условий для ведения бизнеса у нас в стране. В целом, как рассказал Серик Жумангарин, данные меры в большей степени позволят улучшить условия правового регулирования предпринимательской деятельности и обеспечить защиту прав предпринимателей в правоотношениях, в которых они сегодня наиболее уязвимы, а также снизить административную нагрузку на них.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости