Трагический фарс по-грузински: в Астане прошёл показ спектакля "Узаконенное беззаконие"

28 Июня, 2018, 18:45 1664
Трагический фарс по-грузински: в Астане прошёл показ спектакля "Узаконенное беззаконие" | #столица | BNews.kz

Постановка вошла в программу очередного Всемирного театрального фестиваля "Астана", проводимого в столице в рамках празднования её 20-летия.

Спектакль грузинского и советского режиссёра Роберта Стуруа "Узаконенное беззаконие" прошёл на сцене Дворца Мира и Согласия в Астане в рамках II Всемирного театрального фестиваля "Астана". Корреспондент BNews.kz посетил представление и лично убедился в непревзойдённой работе артистов Грузинского государственного академического театра им. Шота Руставели.

Малоизвестная пьеса немецкого драматурга Бертольта Брехта "Исключение и правило", написанная в 30-х годах XX века, была поставлена Робертом Стуруа в 2016 году и получила ироничное название "Узаконенное беззаконие".

Сам режиссёр назвал свою постановку "трагическим фарсом". Пьеса повествует историю о трёх героях: нефтепромышленнике Карле Лангмане, который идёт в пустыню и о двух рабочих, нанятых им для добычи больших залежей нефти. Стоит отметить, что сюжет и общее настроение постановки создают неоднозначное впечатление у зрителей. Они одновременно пугают и смешат аудиторию, создавая ощущение как от просмотра "чёрной" комедии.

Дело в том, что главный герой пьесы – Карл Лангман, являясь весьма жадным, эгоистичным и циничным персонажем, несмотря на имеющиеся богатства, не может упустить возможной наживы. Его грубое отношение к нанятым рабочим олицетворяет социальные неравенства в обществе. Апогеем всего становится убийство Лангманом одного из рабочих. Приняв протянутую ему флягу с водой за камень, которым рабочий якобы хочет его убить, главный герой совершает непоправимую ошибку. Суд, тем не менее, оправдывает нефтепромышленника.

Судьёй у Роберта Стуруа выступает Будда, спускающийся на сцену и парящий в воздухе, словно Бог. Будда, воскресив рабочего и узнав о том, что тот хотел дать нефтепромышленнику воду, решает отправить его в ад. А самого Лангмана оставляет жить на земле вечно. Ведь добродетель в современном мире, по мнению Стуруа, является идиотизмом. Такое развитие событий и заставляет зрителей смеяться и одновременно ужасаться совершённым действиям.

Помимо сюжета стоит отметить интересное музыкальное сопровождение, представляющее собой смешение современной музыки с элементами классической и оперной сцены. Так, на сцене "беззакония" прозвучали бессмертные хиты группы The Beatles, произведения классических композиторов Рихарда Вагнера и Фридерика Шопена. Кроме того, герои пьесы нередко сами исполняют ироничные песни, превращая постановку в своеобразный мюзикл.

Остро и современно звучит в спектакле Стуруа вечная тема непримиримого конфликта христиан и мусульман, определяющего нынешнюю глобальную политику наряду с главной темой спектакля – энергоносителями и нефтью, оспариваемыми в нынешнем веке в мировом масштабе.

"Почему мы ссоримся – христиане и мусульмане?", - говорит один из героев пьесы. И этот вопрос так и остаётся без ответа в виду давно забытой причины начала самого конфликта.

Тему войны и терроризма поднимает режиссёр, вкладывая в уста главного героя страшные, но правдивые и отрезвляющие слова: "иногда она нужна и даже необходима". Они звучат не как призыв, а в свойственной Стуруа форме ироничного посыла, объясняя на самом деле, как делать не стоит, зеркально отражая старейший принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу – "не навреди".

Всё это герои спектакля время от времени доносят до зрителей, напрямую общаясь с ними, используя эффект отсутствия "четвёртой стены", часто применяемый в киномире. Наряду с этим, в постановке проходит граница между реальностью и вымыслом. Это ясно видно в сценах, когда герои взаимодействуют с декорациями, признавая материал, изображающий море обычной тканью, давая понять, что в ней нельзя утонуть. Эти и многие другие "выходки" персонажей делают их ближе к публике и располагают её к себе.

"Великий Брехт, не менее великий Роберт Стуруа создали прекрасный, виртуозный спектакль, поздравляю! Сегодня и в эти дни в Алматы вы два раза побывали со своим спектаклем, и здесь. Молодцы, хорошо обслуживали наших зрителей. Большое вам, огромное спасибо от имени зрителей", - сказал на сцене фестиваля член почётной коллегии, актёр, режиссёр театра и кино Асанали Ашимов.

В свою очередь, Роберт Стуруа в своей речи поблагодарил казахстанских зрителей за тёплый приём.

"Дорогие мои казахстанцы, мы уже второй раз в этом прекрасном городе, мы были в этом году и в Алматы, тоже замечательный город. Я очень рад, что я вновь здесь и большое спасибо всем вам. Я хочу, чтобы в мире было бы счастье и поэтому я напоминаю, что люди должны сильнее любить друг друга", - сказал режиссёр.

Он назвал спектакль весёлым и страшным одновременно, выражая мнение большинства зрителей и признавая правильно произведённый эффект.

Роберт Стуруа обозначил спектакль как "весёлую басню". По сути же, это трагический фарс, в котором режиссёр раскрывает глобальную серьёзность не только грузинского, но и всего мира в целом.

Спектакль завершается на радостной ноте, несмотря на произошедшие события и главную фразу о том, что закон защищает беззаконие. Она актуальна и по сей день.

В финале главный герой, выходя на сцену в гротескном образе, говорит о том, что "как бы мы ни старались, ничего у нас не выйдет", затем прославляет Каталонию и, по всей видимости, любимую футбольную команду "Барса" - фарс в чистом виде. Герои танцуют, на сцену летят конфетти. Поклон, занавес.

Спектакль в исполнении Грузинского государственного академического театра им. Шота Руставели вошёл в программу II Всемирного театрального фестиваля "Астана", проходящего в эти дни в рамках празднования 20-летия столицы. Фестиваль "Астана" – один из имиджевых культурных проектов страны, который представляет собой грандиозное, зрелищное путешествие в театральный мир. Организаторами фестиваля является Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, при содействии Ассоциации театров и ГКО "Казахконцерт".


Похожие новости