5 объектов Семея вошли в карту духовных святынь Казахстана

24 Августа, 2017, 13:18 8885
5 объектов Семея вошли в карту духовных святынь Казахстана | Взгляд в будущее | BNews.kz

Сакральными местами признаны места последних лет жизни и упокоения Абая, здание, где проводили немало встреч борцы за свободу нации алашординцы, дом, в котором жил Федор Достоевский, мемориал, посвященный памяти жертвам ядерных испытаний, и загадочная пещера Коныр-Аулие, считающаяся в народе священным местом, сообщает корреспондент BNews.kz.

Проект «Духовные святыни Казахстана», инициированный главой государства, позволил создать своеобразную сакральную географию страны, определив значимые для духовной истории казахстанцев места. Пять из них расположены в Семейском регионе, это музей Абая в Жидебае, мавзолейный комплекс «Абай-Шакарим», дом-музей Достоевского, музей «Алаш арыстары» и мемориал «Сильнее смерти».   

«В проект «Духовные святыни Казахстана» вошли дом-музей Абая в Жидебае и мавзолей Абай-Шакарим. Поэтому в рамках данной программы наш музей готовит альбом «Шынгыстау - улылар шыны», в котором будут подробно представлены все значимые объекты музея, связанные с именем Абая», - пояснила заместитель директора литературно-мемориального музея-заповедника Абая Майкен Жунусова.

Жидебай – родовое гнездо Кунанбаевых. Здесь прошли последние десять лет жизни Абая, здесь же им были написаны «Слова назидания». В доме, хранящем память о мэтре казахской культуры, сегодня располагается музей, в котором восстановлена  обстановка жизни семьи Абая. Экспозиция знакомит посетителей с жидебайским периодом жизни поэта. А в двух километрах от мемориального дома расположен величественный мавзолейный комплекс «Абай - Шакарим». Под белоснежными каменными исполинами, взметнувшими свои конусы в бездонную синь степного неба, покоится прах двух гениев.

И дом Абая в Жидебае, и мавзолейный комплекс двух поэтов входят в состав литературно-мемориального музея-заповедника Абая, который включает 17 объектов, расположенных в Семее и Абайском раоне ВКО. В их числе музей «Алаш арыстары», который также вошел в проект «Духовные ценности Казахстана». В  начале прошлого века Абай купил в татарской слободе Семипалатинска двухэтажный дом для своего ученика Анияра Молдабаева.

«Здесь часто бывали не только Абай, но и его дети Акылбай, Магавья, Торагул, а также Шакарим. Жил здесь и Мухтар Ауэзов,  Дом Анияра Молдабаева был местом встреч активистов движения «Алаш». В 1919-1920 годах здесь со своими семьями жили Алихан Бокейханов и Мыржакып Дулатов. Именно здесь обсуждалась стратегия движения, строились планы борьбы за свободу казахского народа», - рассказала научный секретарь литературно-мемориального музея-заповедника музея Абая Шынар Садыкова.

Еще одним местом, вошедшим в число сакральных, стал дом-музей Федора Достоевского. Пять лет прожил в Семипалатинске писатель Федор Достоевский. Сосланный сюда сначала солдатом, именно здесь после десятилетнего перерыва писатель вновь взялся за перо, здесь им были написаны «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Именно в Семипалатинске он встретил свою первую жену Марию Исаеву. После женитьбы Достоевский снял недалеко от Татарской слободы квартиру в доме почтальона Ляпухина. Сегодня здесь расположен музей Федора Достоевского. В конце 1970-х к старинному двухэтажному особняку была добавлена символическая пристройка, в которую архитекторами была заложена идея памятника-книги. Строение имеет две стороны ломаных стен, как бы сложенных из полуоткрытых книг.

Другим сакральным местом признан мемориал «Сильнее смерти», посвященный жертвам ядерных испытаний, которые с 1949 по 1989 годы проводились на Семипалатинском испытательном полигоне. Скульптор мемориала Шот-Аман Валиханов сумел создать значимый и символичный комплекс. В 25-метровой стеле выбит силуэт ядерного «гриба», в самом низу которого расположена беломраморная скульптура матери, которая своим телом укрывает ребенка.

«Мать, дающая жизнь, спасающая в отчаянном порыве свое дитя, воплощена в этом памятнике как символ жизни, символ продолжения человеческого рода наперекор всем невзгодам и бедствиям», - убеждена профессор, доктор искусствоведения Райхан Ергалиева.

И наконец, в число сакральных мест страны вошла пещера Коныр-Аулие, с древних времен являющаяся местом паломничества. Легенда гласит, что в спасительный Ноев ковчег не успели попасть три пророка земли казахской, и пришлось им все время потопа провести на бревнах, которые были привязаны к ковчегу. Им удалось спастись, после чего каждый из них обнаружил священное место, выступившее на поверхность после того, как воды потопа стали снижаться. Так появилась в горе Актас в 200 км от Семея удивительная и загадочная пещера, внутри которой находится каменная чаша, наполненная целебной водой. Об уникальной воде знали даже в стародавние времена, описывал ее и Мухтар Ауэзов. Именно здесь войска Чингисхана излечивали свои раны, а войска Кабанбай батыра нанесли сокрушительный удар по джунгарам, предварительно укрывшись в пещере, что помогло нанести неожиданный удар по врагам. До сих пор сюда приходят страждущие с верой в исцеление, в этом сакральном месте иногда появляются мерцающие фантомы в кромешной тьме, и наконец, именно здесь находится эпицентр Евразии. А согласно преданию, под 15-метровой толщей воды на дне пещеры есть потайная дверь, за которой и скрыта главная пещера, ставшая склепом, в котором покоится прах великого полководца.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости