История одного режиссера: От детского дома и бродяжничества до знакомства с голливудскими актерами

4 Августа, 2017, 11:43 9239
История одного режиссера: От детского дома и бродяжничества до знакомства с голливудскими актерами | Взгляд в будущее | BNews.kz

Истории казахстанцев, которые могут войти в список «100 новых лиц», не перестают удивлять. На этот раз нашим героем стал режиссер, общественный деятель Азиз Заиров. Его жизнь – готовый сценарий кинофильма. Рано лишившись матери, он оказывается в детском доме и становится заложником системы. Ему пришлось столкнуться с дедовщиной, тяжелой болезнью, алкоголизмом и жизнью с бомжами на грани смерти. Азизу Заирову удалось вовремя остановиться, взять в себя в руки и стать примером человеческой воли и целеустремленности. Об истории необычного человека с непростой судьбой читайте в материале корреспондента BNews.kz.

Азиза Заирова многие знают как успешного режиссера и активного общественного деятеля, который помогает детям с ограниченными возможностями реализовать свои творческие способности и просто поверить в себя. Это человек с незаурядной судьбой, которая била его по самым больным местам, но не сломила его внутренний стержень.

Сегодня Азиз номинирован на вхождение в проект «100 новых лиц Казахстана». Говоря об этом, скромный режиссер отмечает, что есть люди куда более достойные, но, послушав его историю, понимаешь, что именно такие люди более чем достойны. Каждый человек, будь то детдомовец, инвалид или выросший в любви и ласке, должен понимать, что все в жизни в наших руках, и чудеса подвластны только тем, кто в них верит. А, впрочем, судите сами…

«Я понял, что у меня больше нет мамы»

Детство будущего режиссера и общественного деятеля нельзя назвать простым. Наш герой родился в Уйгурском районе, поселке Кетмень, что недалеко от границы с Китаем, правда, об этом он узнал, немного повзрослев. После рождения у Азиза была обычная семья: папа, мама, три сестры и брат. В семье он был четвертым ребенком. Но счастье длилось недолго. Мама, забеременев шестым ребенком, умерла при родах. Спасти тогда не удалось и новорожденного. Вскоре после трагедии отец пятерых детей сломался и ушел из семьи.

«Мы все маленькие, мне было два годика, сестренке полтора, старшей четыре и брату было лет 12. Все мы толпой свалились на папу, который и без того был убитый горем после потери любимого человека. В общем папа сломался. И запил…» – рассказывает Азиз Заиров.

Маму он не помнит совсем, но в голове до сих пор хранятся обрывки воспоминаний... Того самого трагичного дня в его жизни.

«Говорят, ты можешь забыть, что ты делал, говорил несколько секунд назад, но ты можешь помнить, что происходило лет 30–40 назад. Через пару недель мне будет 49, и я помню момент, который был 40 с лишним лет назад. Это была комната в частном доме, почему я это помню, потому что перед моими глазами всегда стоял двор, деревце и скамеечка. В этой комнате было много разных взрослых тетенек, они все рыдали, плакали, а одна лежала неподвижно. Я ползал вокруг нее и играл, но она не реагировала. Я закрывал ей нос, дергал за уши, и в один момент ко мне подошла женщина и оттащила меня. Стоял вой. Уже после помню, что меня везли куда-то далеко. Перед глазами дорога-дорога-дорога…» – вспоминает Азиз Заиров.

Эта дорога вела маленького мальчика в детский дом, но тогда двухлетний Азиз этого не знал и не понимал, что мамы больше нет. Осознание трагедии пришло неожиданно.

«Мы остановились перекусить у дороги, а я гулял рядом. В один момент я увидел, что в траве лежала черная птица. Когда я к ней подошел, она не шевелилась, как и та женщина, которая была в комнате. Я прикоснулся к этой птице, и на моем пальце отпечаталась кровь. В это время во мне присутствовал страх и в то же время любопытство, я продолжал ее трогать. Только потом я осознал, что у меня больше не будет мамы, и я не смогу ее увидеть. Этот момент я запомнил на всю жизнь», – рассказывает Азиз.

Уже после этого случая для Азиза Заирова наступает новая жизнь, полная препятствий, сложностей и подчинения системе.

Детский дом: все подчиняются системе

«Меня несла на руках чужая женщина, с другим запахом, и мы проходили мимо стиральных машин, тогда это были огромные машины с большими барабанами, где крутилось разноцветное белье. Тогда мне показалось, что меня сейчас закинут в эту машинку, и я думал, что в этих барабанах находятся дети…» – вспоминает собеседник.

До сих пор Азиз ассоциирует детский дом с местом, где стирают память, уничтожают личность, а дети начинают подчиняться системе. Эти моменты из воспоминаний позже войдут в его режиссерскую картину «Девушка и море».

«В советском детдоме все одинаковые: шаг влево, шаг вправо – ты получаешь по «репе». Сначала администрация «гасит» детей, делает из них одинаковых. Если существует гомо сапиенс, тогда я называл их гомо советикус – человек, который подчиняется системе, а еще внутри нашего общества, так же, как и в армии, как на зоне, была дедовщина: старшие угнетали младших. Это закон силы: если у тебя есть сила, ты нормально живешь и можешь получить желаемое. Кулак в нашем обществе всегда был аргументом», – вспоминает Азиз Заиров.

В детских домах администрация «старшаков» назначала командирами младших классов, предоставляя им все права: от легких побоев до страшных избиений – и все это хранилось в строгой тайне. Отстаивать свои права Азизу пришлось не раз – этого требовала система. Слабым в детском доме не место. Он привык быть один и ни за кого не нести ответственность, несмотря на то, что в том же алматинском детском доме после смерти мамы он оказался со своей младшей сестренкой. Вспоминая тот период, Азиз рассказывает, что родственных чувств к ней он никогда не испытывал, более того, старался избегать докучавшую его девчушку, которая по пятам следовала за братом, ища в нем защитника. Но однажды их чувства растопили самые обычные конфеты. 

«В один день я увидел, что моя сестренка не приходит больше, на тот момент я к ней привязался – не знаю, были ли это родственные чувства или нет, но я понял, что мне ее не хватает. Мне сказали, что она заболела и лежала в больнице. Я узнал, где она находится, в какой палате. Тогда детская больница находилась внутри парка Горького. Тогда в столовой нам каждому выдавали по три конфеты в месяц, которые мы растягивали как могли, меня поддержали ребята – они дали мне по одной конфете, узнав, что я собираюсь отнести их сестренке. Я положил конфеты в карман и побежал в больницу, зная, что за это последует наказание. Пришел к ней, она испуганная, глаза слезливые. Мы сидели и молчали, не знали, о чем говорить, а конфеты в это время таяли в кармане. И тут ее зовут на тихий час, она встает, и мы одновременно протягиваем друг другу горсть растаявших конфет. Тут следует пауза, затем мы начинаем улыбаться и смеяться, после этого случая начали с ней более или менее ближе общаться», – поделился Азиз Заиров.

Таких воспоминаний, признается Азиз, сотни, и многие он запомнил на всю жизнь. А еще тогда, будучи мальчишкой-озорником, он мечтал о том, что когда-нибудь он сможет изменить этот мир.

«У меня было две мечты. Я хотел стать чемпионом мира по боксу. На тот момент, когда я был ребенком, был популярен великий Мохаммед Али, гений ринга. Он был моим кумиром. И одна из причин, почему я хотел стать чемпионом мира, в детдоме нужно было быть сильным, чтобы отстаивать свои права, чтобы у тебя не отбирали еду и одежду, а вторая причина – мне казалось, что, имея силу, ты можешь навести порядок в стране, в мире», – говорит Азиз Заиров.

Азиз ходил в спортивный клуб «Спартак» в парке Горького, но однажды во время драки, которые случались очень часто, его ударили арматурой по ноге. Начался гной, а медсестры в детском доме лишь отмахивались и говорили, что пройдет. Не прошло. После того, как мальчику стало хуже, пришлось делать операцию, которая впоследствии привела к инвалидности второй группы. На этом карьера боксера для Азиза закончилась.

«В то же самое время бытовала воровская романтика, и моей второй мечтой было стать вором в законе. Вор в законе, который рулит всеми, и мне казалось, если я им стану, то смогу изменить мир, себя и буду поступать по справедливости», – делится Азиз.

В детском доме нашему герою пришлось далеко не сладко, и он по сей день сравнивает условия тогдашнего советского детдома с условиями на зоне. 

Жизнь после детдома: Подвал, голод и вновь грязные подвалы

В 15 лет, выйдя из стен детского дома, Азиз поступает в строительное училище на столяра, где он работал на деревообрабатывающих станках – занятие приносило только удовольствие. Навыки пригодились ему и по сей день. В свободное время режиссер любит заниматься резьбой по дереву. Но тогда, окончив СПТУ, наш герой снова оказывается на перепутии: работу с пошатнувшимся здоровьем было найти сложно, а где брали  - через время находились отговорки, и Азиз снова оказывался без средств.

На тот момент он уже пристрастился к алкоголю – как рассказал Азиз позже, пить он начал с 11 лет, а курить – с 7. В это время наступил самый тяжелый период в его жизни, когда молодой парень оказался на улице и жил с бомжами в подвалах, на чердаках. Два месяца скитаний по вокзалам, мусоркам, милицейским участкам, а потом пришло понимание…

«Был один старик, девушка пропитая и парень. Я пристроился к ним и бродил с ними по мусоркам, спали на картонках. И этот старик мне рассказывал очень интересные истории из жизни. У него случилась трагедия, его бросили родные дети, он потерял деньги, документы и остался на улице. Он всегда взывал меня к совести. Казалось бы, бомж, но, знаете, есть бомжи, которые достойнее, чем какие-то министры или бизнесмены. Мы с ним разговаривали как-то ночью, тогда я не знал, что это была его последняя ночь. Он мне рассказывал про своих детей, говорил, что мечтает увидеть, как дочка выходит замуж, но не знает, где она находится. В итоге он мне сказал, тебе нельзя здесь находиться, уходи отсюда. В 4 утра он умер…» – рассказывает собеседник.

После этого разговора для Азиза Заирова наступил момент озарения. Он осознал, что находится в злачном месте, среди бомжей и грязи.

Набрав в пустые бутылки воды из лужи (колонок поблизости не оказалось), он умылся и пошел на остановку. 

«Мне казалось, что все на меня смотрят. Так, одна женщина с большими добрыми глазами посмотрела на меня. Она подошла и спросила, что со мной, мы присели и из моих глаз полились слезы. Я не помню, когда плакал в последний раз, но тогда произошло какое-то очищение, катарсис. И она мне сказала, что она заведующая Медеуским обществом инвалидов и дала свои контакты», – вспоминает Азиз.

Еще неделю Азиз думал, идти или нет, но все таки решился. Зайдя в дверь общества инвалидов, он увидел десятки ребят: кто-то был в инвалидном кресле, кто-то без рук, кто-то вовсе не видел, но все они были увлечены делами, играли в игры и просто наслаждались жизнью. И ему стало стыдно. Стыдно за то, что он, имея руки и ноги довел себя до такого состояния.

«Падать можно бесконечно, но приходит момент, и ты понимаешь: либо ты продолжаешь падать, опускаться на самое дно, либо ты попробуешь, попытаешься подняться вверх», – считает Азиз Заиров.

Новая жизнь: Поступление в Жургеновку и знакомство с благотворительностью

В 1998 году Азиз Заиров становится студентом кафедры кино академии искусств имени Жургенова. На тот момент ему было 30 лет. 

«Однажды я простудился и попал в больницу, мне сделали операцию. В палате тогда лежал молодой парень Каиргали Касымов, он учился на 3-м курсе академии имени Жургенова. Сейчас он известный мультипликатор. Мы начали общаться, и я рассказал ему, что очень люблю читать книги, перечислив список своих любимых произведений, ведь к книгам я пристрастился еще в детдоме. Он удивился и сказал, почему бы мне не поступить в академию, я не воспринял тогда его слова всерьез, ведь у меня была другая жизнь: прийти с работы, выпить с друзьями, покурить», – рассказывает Азиз Заиров.

Но позже он снова оказывается в сложной жизненной ситуации, когда не видно света и остается только падать.

«Многие говорят, что мечтают стать режиссером – я поступил, потому что передо мной стоял выбор: либо падать, либо подниматься», – отмечает наш герой.

Пройдя отборочные этапы, Азиз поступает на бюджетное отделение, но позже возьмет академический отпуск – плохое здоровье даст о себе знать, но диплом все же он получил. После этого по профессии устроиться было сложно, но в тот момент он знакомится с реабилитационным центром АРДИ (Ассоциация родителей детей-инвалидов. – Прим. ред.), где его назначают руководителем творческих мастерских. Жизнь стала налаживаться, но в этот период случилось страшное – самоубийством покончила жизнь его младшая сестренка.

«Тогда я начал очень сильно пить, курить, она нуждалась в помощи, а я сам на тот момент заблудился сильно. Две недели после похорон я жил и пил на могилах», – рассказывает о непростом времени Азиз.

И снова в один день пришло озарение: либо прыжок в никуда и гибель, либо начало чего-то нового. После этого наш герой взял себя в руки и по рекомендации знакомой отправился в центр для наркозависимых при церкви. После реабилитации он стал совершенно другим человеком, отказавшись от алкоголя и сигарет.

«Я дал себе обещание, что больше никогда не буду пить и курить. С тех пор я его держу. Сейчас я стараюсь пропагандировать здоровый образ жизни, потому что мы растим будущее поколение, нацию, народ. Для этого, прежде всего, нужно себя сделать здоровым. Вредные привычки загрязняют нашу вселенную. Мы же любим кричать, что дети – наше будущее, дети – цветы жизни, в таком случае их нужно лелеять и давать самое лучшее, а не аромат запаха алкоголя и перегара», – считает Азиз.

Начало творческого пути и знакомство с Аленом Делоном

Творческий путь Азиза Заирова как режиссера начался с документальных фильмов о судьбе детей с ограниченными возможностями.  

«В 2010 году мы совместно с АРДИ выиграли грант. На эти средства мы купили киностудию и открыли курсы «Основы режиссуры», «Основы сценарного мастерства» и «Основы монтажа». Мы показывали ребятам фильмы, затем они делились впечатлениями, описывали, что понравилось, а что нет. Мы учили их анализировать эти фильмы и разбирать по полочкам», – рассказывает собеседник.

Уже после начались съемки. Первый семейный детский фильм назывался «Зимние бабочки», в котором снялись дети напарника Азиза – Мухаммеда Мамырбекова: 3-летняя дочь и 5-летний сын. Вскоре после выхода фильма их с картиной пригласили на благотворительный фестиваль в Алматы «Кино против боли», куда были приглашены именитые голливудские актеры, в том числе Ален Делон. На фестивале фильм «Зимние бабочки» получил Гран-при.

«Называют мое имя, я поднимаюсь и иду, ноги ватные, все как в тумане, на сцене стоит Ален Делон. Пока я шел, перед моими глазами промелькнуло все детство: как я бегал пацаном-беспризорником, как лазали по подвалам, как воровали в соседних садах яблоки, как в кино убегали и смотрели фильмы с тем же Аленом Делоном, на которого я хотел быть похожим. И вот теперь я иду на сцену, он меня поздравляет, обнимает, а я стою и думаю, что вот-вот потеряю сознание. Мне передают микрофон, зал кружится, и я сказал лишь о том, что мечтаю, чтобы меня увидели те ребята, с которыми я когда-то рос в детдоме, чтобы они поверили в свои силы, в свою мечту. Если человек стремится, в один момент произойдет чудо», – рассказывает Азиз Заиров.

После «Зимних бабочек» они с другом на частные средства снимут фильм «Быть или не быть», где главным героем выступил молодой парень Тахир с диагнозом ДЦП. И эту картину ожидал успех, она получила главный приз на престижном фестивале SUPERFEST для людей с ограниченными возможностями в Америке. За всю историю Казахстана в 2015 году съемочную команду впервые пригласили на этот фестиваль. Ребята посетили самые красивые места Сан-Франциско, побывали в офисе Facebook и на всю жизнь запомнили эти счастливые дни.

При поддержке Министерства культуры и АО «Казахфильм» не так давно команда отсняла фильм «Девушка и море», повествующую о судьбе девочки-инвалида, которая живет без рук, но при этом не теряет веру в собственные силы и даже обретает любовь.

В ближайшее время в планах Азиза Заирова снять с Мухаммедом Мамырбековым фильм под рабочим названием «Мама, я живой», посвященный матерям, которые на своих плечах несут груз ответственности за своего ребенка с ограниченными возможностями. 

«У нас была дилогия: «Быть или не быть», «Девушка и море». Теперь мы хотим сделать трилогию. Первая часть была с точки зрения молодого парня, у которого проблемы со здоровьем, вторая – с точки зрения девушки, которая прикована к коляске, и третью часть, посвященную мамам, ведь все тяжести и ответственность ложатся именно на маму, и от того, какая мама, зависит, какой ребенок станет, вне зависимости от его проблем со здоровьем. В этой части мы расскажем про маму, которая растит ребенка с тяжелой формой онкологии», – рассказал режиссер.

Команда планирует пригласить на главную роль актрису Чулпан Хаматову, которая также известна своей благотворительной детальностью в России. А еще в будущем Азиз Заиров планирует выпустить сборник собственных новелл – это настоящие и откровенные истории из его жизни, а также в тандеме с Мухаммедом Мамырбековым снять фильм про детский дом.

«Я хочу, чтобы наши дети были по-настоящему защищены»

Сегодня Азиз Заиров активно ведет свою общественную жизнь. Он помогает детям-инвалидам, развивая их творческий потенциал, а также занимается благотворительностью, устраивает аукционы и активно сотрудничает с Аружан Саин. Сегодня в Facebook ему пишут много людей с просьбой о помощи, и каждому он старается уделить свое время. К примеру, сейчас в его доме вместе с женой живет девушка, которая осталась на улице с грудным ребенком на руках – он просто не мог не оказать ей помощь.

«В жизни я ни о чем не жалею, но единственное, я бы хотел, чтобы в наше время, в XXI веке, дети были по-настоящему защищены: и дети с плохим здоровьем, и те, кто живет в неблагополучных семьях, и дети-сироты. Чтобы мы не боялись давать им защиту – это важно, потому что все остальное вторично (…) Сейчас мне важно, чтобы я сделал как можно больше важных, полезных дел. На личном примере показать, что, если ты из детского дома, у тебя инвалидность, это не повод винить себя, а нужно оставаться человеком в любом случае и нести что-то полезное людям. Естественно, когда ты вышел из детского дома, тебе тяжело, и не каждый это вынесет, но раз уж так случилось, нужно прилагать все усилия, чтобы чего-то добиться. Не самое главное стать крутым режиссером, к примеру, важно стать человеком, которого будут уважать и с которым будут считаться», – отмечает режиссер.

Сегодня наш герой призывает, чтобы люди активнее принимали участие в жизни детей-сирот, оказывая им всяческую помощь, и речь не идет о материальных благах, важно достучаться до них в духовном плане и помочь реализовать себя в жизни.

«Я бы хотел встречаться с ребятами из детских домов, с интернатов, делиться опытом, общаясь на равных. Я с ними искренне поделюсь, как я справился с теми или иными ситуациями, как я поступил, ведь важно какое-то зерно пустить, а оно уже со временем прорастет и даст свои плоды», – говорит Азиз Заиров.

По мнению Азиза, в жизни главное – это любовь, любовь к миру, окружающим, себе и своей второй половинке. Только любовь способна двигать человеком и порождать в нем все самое светлое. 

Сегодня Азиз, можно сказать, нашел себя и обрел настоящее счастье. У него есть дом, любимая жена Наталья, с которой их в свое время свела академия, и интересная работа, приносящая удовольствие. Пройдя через тяготы и превратности судьбы, наш герой сумел сохранить в себе человечность, найти силы начать новую жизнь и дарить людям веру в себя, а не это ли самое главное в человеке?

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости