Как проект казахстанского фонда "Дара" помогает подготовить детей с особенными потребностями к школе

13 Марта, 2019, 17:52 969
Как проект казахстанского фонда "Дара" помогает подготовить детей с особенными потребностями к школе | Взгляд в будущее | BNews.kz

Все дети талантливы и имеют право на достойное образование и развитие, а своевременная и профессиональная помощь специалистов может изменить к лучшему жизнь и дать шанс на достойное и успешное будущее любого ребёнка.

Именно таким девизом руководствуется команда благотворительного фонда "Дара", реализуя свои проекты. Их цель - расширение образовательных возможностей детей через помощь в социализации и создание таких механизмов, при которых шансы детей, оказавшихся в сложной ситуации, на успешное будущее повышаются. Очень важно, чтобы результаты проектов обретали свою самостоятельную жизнь и дальше без участия уже самого Фонда, становились устойчивыми, передает корреспондент BNews.kz.

По этому принципу и выстроена реализация проекта "Разные-Равные: создание в Казахстане инклюзивного общества", в рамках которого идёт деятельность по расширению сети Центров (или как их называют, Кабинетов) психолого-педагогической коррекции (КППК) по Казахстану.

Изначально идеей Фонда было помочь реализации инклюзивного образования в стране. Но увидев сложности, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями в обычной школе, Фонд "Дара" пришёл к пониманию того, что детей необходимо сначала готовить к школе, к инклюзивной среде.

Так родилась идея проекта по открытию Кабинетов коррекции в областных центрах. Эти центры должны были стать именно тем недостающим звеном, где ребёнок и семья смогут получить комплекс услуг специалистов, решить проблемы в развитии, социализироваться и подготовиться к поступлению в обычные образовательные учреждения.

В 2014 году одним из первых деятельность проекта поддержал Фонд развития социальных проектов "Samruk-Kazyna Trust", оказавший своевременную помощь, благодаря которой не удалось бы реализовать столь амбициозный проект за такой короткий срок. В результате партнерства с Фондом на сегодняшний день открыто десять новых Кабинетов коррекции в Астане, Караганде, Кокшетау, Актобе, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Таразе, Петропавловске, Уральске, Семее.

"Поддержка инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений в нашей деятельности. Вопрос инклюзии до сих пор остается актуальным, ведь в Казахстане проживает более 150 000 детей с особыми образовательными потребностями, и только небольшая часть из них посещает обычные школы и включены по-настоящему в процесс обучения. В мире же этот показатель достигает 70% и даже 90%. В нашей стране до ступени высшего образования доходят лишь единицы. А это упущенные возможности не только для людей с ограниченными возможностями быть успешным и реализованным в обществе, но и в целом для государства и общества. Конечно, хочется максимально охватить детей, нуждающихся в специальном образовании, и надеюсь, что в будущем эта проблема будет искоренена полностью", - говорит генеральный директор Фонда "Samruk-Kazyna Trust" Дияс Азбергенов.

Позже к проекту подключились бизнесмены, другие компании, частные лица, а это еще 16 КППК в разных городах Казахстана. Практически все открытые Кабинеты коррекции стали первыми в своих городах. Во многих городах с появлением таких Центров очерёдность на получение коррекционных услуг снизилась вдвое. На сегодняшний день более 7000 детей получили услуги в Кабинетах коррекции, открытых в рамках проекта. 

Кабинеты психолого-педагогической коррекции – это центры, где с особенными детьми занимаются различные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды, физиотерапевты, массажисты, тифлопедагоги (педагоги для детей с нарушением зрения). Эту помощь детям оказывают бесплатно по месту жительства.

В идеале такие центры должны быть в шаговой доступности от семьи, где растёт особенный ребёнок. Ведь очень часто семья, где родился ребёнок с особенностями развития, остаётся один на один со своей проблемой, не зная, куда обратиться, так как специальных организаций, где можно получить квалифицированную помощь, в стране немного. 

Между тем, чем раньше ребёнок с особенностями развития начнёт получать профессиональную помощь специалистов, тем быстрее он будет развиваться, а в будущем сможет пойти в инклюзивную школу (где обычные дети и дети с особенностями учатся вместе).

"Ребёнок, вовремя не получивший помощь специалистов, упускает важнейшее время до школы подготовиться к получению образования, к социализации. Ведь ему не только надо освоить навыки согласно возрасту, а ещё преодолеть все барьеры, которые поставило ему здоровье – научиться слышать, видеть, произносить звуки, коммуницировать – максимально приблизиться к обычным детям по этим показателям", - отмечает основатель фонда "Дара" Гульнар Досаева.

"Наши дети на занятиях постоянно находятся вместе, получая при этом важные жизненные навыки, что при инклюзивном образовании очень важно. Для ребёнка с особыми образовательными потребностями, как, впрочем, и для любого иного тоже, главное — это уверенность в себе и умение нравиться себе, умение общаться с другими людьми", - комментирует сотрудник Кабинета психолого-педагогической коррекции №1 (г. Астана) Гайшагуль Журкабаева.

По ее словам, опыт показывает, что дети после посещения Кабинета коррекции намного легче адаптируются к условиям школы, более общительны, реально оценивают свои возможности, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают страха и скованности в общении со сверстниками, успешны в обучении.

Начиная с 2017 года проект "Разные-Равные" перешёл на качественно новый уровень, продвигая развитие инклюзивного образования через открытие Ресурсных центров (РЦ) инклюзивного образования в общеобразовательных школах страны.  Ресурсный центр инклюзивного образования - это школьное пространство, зачастую, отдельный кабинет, где ребёнок с особыми образовательными потребностями может получить помощь во время учёбы.

Если необходимо, может позаниматься индивидуально с педагогом дополнительно к учебной программе, снять напряжение через активные физические упражнения. Очень важно, что здесь учителя могут обсудить с коллегами и родителями дальнейшую стратегию обучения по конкретному ребёнку, то есть взаимодействовать друг с другом. Ресурсный кабинет инклюзивного образования - составная часть общеобразовательной школы.

Данное пространство является универсальным инструментом, помогающим включению детей с различными нарушениями развития: ДЦП, с нарушениями зрения, слуха, речи, с РАС, синдромом Дауна и т.д. 

За два года реализации проекта открыты 16 Ресурсных центров инклюзивного образования. На сегодняшний день в них помощь в обучении получают более 170 детей с особыми образовательными потребностями по всей стране.    

 

 

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 513

Похожие новости