Какие меры принимаются для повышения качества школьного образования в РК

4 Января, 2019, 22:18 3540
Какие меры принимаются для повышения качества школьного образования в РК | Взгляд в будущее | BNews.kz

Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.

В Послании "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" Главой государства очень большое внимание уделено дальнейшему развитию системы образования. Президент поручил кардинально повысить качество дошкольного образования, а также сконцентрироваться на исполнении основных подходов среднего образования. О том, как исполняются поручения и что сделано Министерством образования и науки РК за 2018 год, сообщает primeminister.kz.

В Послании народу Казахстана Президент отметил, что основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве.

Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.

Как отмечают в Министерстве образования и науки, в октябре 2018 г. утвержден Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. В Стандарте предусмотрены требования по развитию у детей социальных навыков и навыков по самообучению.

Кроме того, разработана и утверждена программа по развитию социальных навыков и навыков самообучения с учетом требований Стандарта, направленных на реализацию задач социализации детей от рождения и до 3-х лет, развитие социальных навыков и навыков самообучения.

Акцентировано внимание на ведущую роль педагога в дошкольной организации, родителя — в семье и дошкольной организации.

Предусмотрены основные этапы психосоциального развития личности ребенка от рождения и до 3-х лет по уровню социализации детей.

Программа обеспечивает формирование социальных навыков у детей по взаимодействию, адаптации, становлению ребенка как личности, гуманного отношения к окружающему (к семье, социуму, природе), основам безопасного поведения. Система оценивания даст возможность, используя критерии (воспроизводит ребенок те или иные действия, понимает, что он делает и применяет самостоятельно то, что он умеет) оценить уровни социальной готовности, лидерства, толерантности, самообучаемости детей. В результате реализации Программы у детей раннего возраста будут сформированы социальные навыки и навыки самообучения, необходимые для успешного, уверенного и позитивного будущего школьника.

В Послании говорится о завершающем этапе в реформах школьного образования.

В Казахстане в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы идет обновление содержания. В 2017-2018 учебном году осуществлен переход 1, 2, 5, 7 классов. С 1 сентября 2018 г. на обновленное содержание перешли учащиеся 3, 6 и 8 классов.

По данным МОН РК, сегодня 73% детей охвачены обновленным содержанием образования (в 2016 г. – 12,6%, 2017 г. - 43%). Охват педагогов курсами по программам обновленного содержания за три года составил 75%. 208 тыс. учителей получают доплату за преподавание по обновленному содержанию.

В 2015-2016 учебном году в 1-х классах, в 2016-2017 учебном году в 2, 5 и 7 классах, в 2017-2018 — в 3, 6 и 8 классах проведена апробация учебных программ и учебников обновленного содержания. С 1 сентября 2018-2019 учебного года апробация продолжается для 4, 9 и 10 классов на базе 30-ти пилотных школ. После каждой четверти подводятся промежуточные итоги внедрения обновленного содержания. В 30 пилотных школах количество класс-комплектов составляет 143 ед.

Общий итог апробации будет подводиться в конце 2018-2019 учебного года.

Вместе с тем, для создания системы стимулирования успешных школ разработана и апробируется новая модель подушевого нормативного финансирования.

Новизной данной модели являются:

1. определение отдельного размера подушевого норматива для детей с особыми образовательными потребностями;

2. нормирование расходов на соответствующие доплаты в целях обеспечения социальных гарантий государства работникам, проживающим в зонах экологического бедствия и радиационного риска;

3. введение стимулирующего компонента для повышения качества образования через стимулирование педагогического потенциала;

4. введение корректирующего (понижающего) коэффициента для переполненных школ со значительным фактическим контингентом в целях более эффективного и рационального использования государственных средств;

5. нормирование расходов капитального характера для повышения качества образования путем укрепления и развития материально-учебной базы школ.

В целом, подушевой норматив представлен в 16 вариациях в зависимости от уровня образования и особенностей обучения (коррекционные классы, обучение на дому, инклюзивное образование).

Данная модель апробируется в 43 школах 7 регионов (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская области, гг. Астана и Алматы) и оценена Министерством финансов, акиматами, пилотными школами, НПП «Атамекен» более эффективной и справедливой.

На сегодняшний день 80 государственных и 8 частных школ г. Астаны перешли на подушевое нормативное финансирование.

Наряду с этим, размещен госзаказ по принципу подушевого финансирования в частных школах 6 регионов (гг. Астана и Шымкент, Актюбинская, Алматинская, Мангистауская, Туркестанская области) на 6 тыс. мест.

Согласно информации МОН РК, для создания возможности функционирования ряда школ с подушевым финансированием в форме "государственное предприятие на праве хозяйственного ведения" внесены изменения в законодательство. Это будет способствовать эффективной реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования, созданию условий для рационального и эффективного использования бюджетных средств.

Промежуточные результаты апробации подушевого финансирования в пилотных школах показали улучшение показателей ежегодного контроля успеваемости учащихся: с 54 баллов в 2013 г. до 61,9 баллов за 2017-2018 уч.год. Средний показатель ЕНТ увеличился с 71 до 77,1 балла. Доля учащихся-победителей, призеров, лауреатов конкурсов и соревнований в 2017-2018 уч.году составила 21,5% от общего числа учащихся (в 2012-2013 уч.г. – 18%).

В рамках объема подушевого финансирования у школ появилась возможность частично укрепить учебную и материально-техническую базу. Приобретены: спортивный инвентарь, мебель ученическая, учебные доски, наглядные пособия и учебные материалы, музыкальные инструменты.

Базовое содержание обновленного образования реализуется в рамках политики трехъязычного образования. Планомерный переход к обучению на казахском, русском и английском языках осуществляется в рамках реализации 79 шага Плана нации "100 конкретных шагов" и Государственной программы развития образования и наук на 2016-2019 годы. Разработан и утвержден план мероприятий по продвижению трехъязычного образования.

В соответствии с Дорожной картой развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы процесс введения обучения предметов естественно-научного цикла (информатика, физика, химия и биология) на трех языках будет осуществлен поэтапно, начиная с 2019 года по желанию учащихся и от готовности школ.  

Для перехода на обучение на трех языках определены четыре предмета естественно-математического цикла (ЕНЦ), по которым в старших классах обучение будет вестись на английском языке – физика, химия, биология, информатика.

Для поэтапного перехода на трехъязычное образование Министерство образования и науки РК проводит подготовку действующих учителей-предметников для обучения их английскому языку и методике преподавания предмета на английском языке.

Сегодня полиязычное обучение успешно реализуется в специализированных школах сети «Дарын», Назарбаев Интеллектуальная Школа (НИШ), в образовательных инновационных лицеях и других.

В 2018 году количество пилотных школ, перешедших на преподавание (полное и частичное погружение) предметов ЕНЦ на английском языке увеличилось на 2,8 тыс. ед. (в 2018 г. – 3 372, 2017 г. – 532). 7,8 тыс. учителей ведут данные учебные предметы на английском языке. 5,5 тыс. учителей получают доплату в размере 200% от базового должностного оклада.

За три года уровень владения языком В1 и выше для преподавания предметов ЕНЦ (информатики, физики, химии, биологии) на английском языке достигли около 10 тыс. учителей.

Для 4675 учителей-предметников, приступающих в новом учебном году к преподаванию на английском языке, организованы курсы повышения квалификации по менторству.

Также разработаны Единый языковой стандарт обучения трем языкам, методическое руководство по его применению и размещены на сайте Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина.

Аналогичная работа ведется в сферах технического и профессионального, высшего и послевузовского образования. Так, в сфере ТиПО, в первую очередь, будет осуществлен переход на английский язык обучения для студентов колледжей, поступивших на базе 9 (10-11) классов. 73 колледжа ведут полное/частичное преподавание специальных дисциплин на английском языке. В процесс обучения на английском языке вовлечены 287 инженерно-педагогических работников и больше 5000 студентов.

Разработаны 74 образовательных программ на трех языках (государственном, русском и английском), которые соответствуют международным требованиям WorldSkills и учитывают потребности казахстанских работодателей. С 2016 года 1 397 инженерно-педагогических работников системы ТиПО прошли курсы по преподаванию специальных дисциплин на английском языке по методикам CLIL, TBLT, BOPPPS.

В государственных общеобязательных стандартах образования высшего и послевузовского образования предусмотрены нормы для реализации трехъязычного образования: 30% учебных дисциплин преподаются на английском языке.

554 образовательных программ разработаны на английском языке (в бакалавриате – 362 ед., в магистратуре – 143 ед., в докторантуре – 49 ед.).

Контингент обучающихся в вузах на трех языках увеличился на 6 226 чел. (в 2018 г. – 40 105, 2017 г. – 33 879), количество выпускников – на 2 731 чел. (в 2018 г. – 8 071, 2017 г. – 5 340).

На 2018-2019 учебный год на отделения в вузах для повышения уровня языковой подготовки выделено 450 мест (обучение проходит на базе вузов, которые осуществляют подготовку по педагогическим специальностям).

В 76 вузах созданы 2 572 специальные группы, в которых обучение на трех языках проходят 30 967 человек по всем направлениям подготовки. В том числе, в бакалавриате – 26 047 чел., в магистратуре – 4 665 чел., в докторантуре – 255 чел. Из них по педагогическим специальностям обучается – 5 921 чел.: в бакалавриате – 5 427 чел., в магистратуре – 480 чел., в докторантуре – 14.

В 2018 году курсы повышения квалификации для усиленной языковой подготовки профессорско-преподавательского состава проведены по педагогическим специальностям на английском языке – 305 чел., по специальностям «5В011000 - Физика» — 66 чел., «5В011200 - Химия» — 71 чел., «5В011300 - Биология» — 87 чел. 6 461 сотрудников профессорско-преподавательского состава ведут деятельность на английском языке (в 2017 г. – 4877). Наибольшим их числом обеспечены такие направления, как «Образование» — 1482 чел. (23%) и «Технические науки и технологии» — 1575 чел. (24%).

Совместно с 51 зарубежными вузами реализуются 310 двудипломных образовательных программ (бакалавриат – 98, магистратура – 202, докторантура – 10). В 2018 году 318 зарубежных ученых приглашены в качестве привлеченных лекторов, которые также принимают участие в разработке образовательных программ и методических пособий на английском языке.


Похожие новости