Уникальный головной убор времен Кимакского каганата впервые покажут казахстанцам

18 Августа, 2017, 19:40 2948
Уникальный головной убор времен Кимакского каганата впервые покажут казахстанцам | Взгляд в будущее | BNews.kz

В 1959 году при строительных работах в окрестностях совхоза «25 лет октября» в Актогайском районе случайно было обнаружено погребение знатной женщины. Погребенную сопровождал многочисленный инвентарь, представленный посеребренными поясными бляшками, зеркалом орнаментированном изображениями животных, предметами конского снаряжения. Наиболее значимой находкой являлся хорошо сохранившийся головной убор из листового серебра. Судя по находкам, древнее захоронение датировано золотоордынским временем - XIII-XIV веками, передает корреспондент BNews.kz.

«Этот головной убор называется бокке, изготовлен из тонкого листового серебра, относится к периоду XII-XIII века Кимакского каганата, найден на территории Павлодарской области. В погребении также были обнаружены серебряный убор, серебряное зеркало с изображением животных и серебряная брошка», - рассказала директор КГКП «Павлодарский историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина» Гульнара Нурахметова.

Артефакт представляет собой конусовидный предмет из двух листов, соединенных по бокам кровельными швами. По нижнему краю, по бокам и по вертикали нанесен путем внутреннего выдавливания орнаментом два ряда «плетеных косичек». На полях имеются небольшие отверстия для пришивания к мягкой подкладке. Общая высота убора 43,5 см, ширина полей 4-6 см.

По словам эксперта, погребение принадлежало женщине, обладающей высоким социальным статусом.

«Бокке украшался драгоценными и полудрагоценными камнями, перьями филина (в зависимости от социального статуса). Убор изготавливался из войлока, бересты и серебра», - добавила она.

В Павлодарском Прииртышье находки остатков женских головных уборов золотоордынского времени не редкость. Остатки трех подобных уборов обнаружены археологом Ф.Х.Арслановой в Ждановском могильнике Железинского района. Еще несколько обнаружены М.К.Кадырбаевым в могильнике Акмола в Аксусском районе. Все они изготовлены по единому принципу на каркасе из березовой коры, обшитой плотной шелковой тканью. К сожалению сохранность данных находок плохая в виду недолговечности материала из которого изготовлены головные уборы, и на этом фоне головной убор из Актогайского района, изготовленного из тонкого листового серебра, выделяется своей сохранностью.

Подобные уборы получили название бокка по сохранившимся описаниям средневековых путешественников женских головных уборов монгольского времени.

Наиболее полное описание дано Гильомом Рубруком: «они носят украшение на голове, именуемое бокка, устраиваемое из древесной коры или другого материала, который они могут найти, как более легкий, и это украшение круглое и большое, насколько можно охватить его руками; длинною оно в локоть и более, а вверху четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью, а внутри бокка пустая. В середине, над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или тонких тростинок длиною также в локоть и более. Этот прутик они украшают сверху павлиньими перьями и вдоль круга перышками из хвоста селезня, а также драгоценными камнями. Богатые госпожи полагают это украшение поверх головы, крепко стягивая его меховой шапкой, имеющей в верхушке приспособленное для этого отверстие. Сюда они прячут волосы свои, которые собирают сзади кверху головы как бы в один узел и полагают в упомянутую бокку, которую потом крепко завязывают под подбородком».

По-видимому, такие же головные уборы видел и Ибн Батута, только называет он их «бугтаками». Все авторы единодушно утверждали, что бокки или бугтаки носили только замужние женщины.

В монгольском историческом источнике «Сокровенное сказание» женский головной убор именуется «богта». Происхождение их связано с некоторыми особенностями свадебного обряда монгольских народов, который совершался при помощи мозговой кости передней ноги овцы, называемой «богто». Вполне вероятно, что верхняя часть головного убора представляет собой символическое воспроизведение этой бараньей кости.

Не смотря на общий принцип изготовления головных уборов из бересты покрытой шелковой тканью монгольских и казахских бокк, между ними все же имеются различия. Вершина на монгольских бокках, судя по сохранившимся древним изображениям и археологическим материалам, представлена четырехугольным сооружением. Бокки в археологических памятниках Павлодарского Прииртышья как правило конусовидные, что видимо связано с местными этническими различиями. В XIII-XIV веках основное население Казахстана составляли тюркоязычные кимако-кыпчакские племена, имеющие свою историю, сохранившие, не смотря на определенные нововведения монгольской моды того времени, свои черты материальной культуры.

olshem.kz
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости